Мольер.

**************
15 января исполнилось 400 лет со дня рождения французского комедиографа, актера, театрального деятеля, реформатора сценического искусства Жана Батиста Мольера.
Мольер был настоящим «человеком-оркестром»: драматург, актер, руководитель труппы, постановщик, композитор, устроитель праздников, он мог бы стать академиком, подобно Корнелю и Расину, если бы не «позорное ремесло» актера, его неизлечимая страсть к сцене.

Жан-Батист Мольер (Jean-Baptiste Molière), настоящая фамилия Поклен (Poquelin) родился в Париже 15 января 1622 года. Его отец был придворным мастером гобеленов и декоратором, обеспеченным человеком.
Жан-Батист обучался в колледже Клермона, после чего по настоянию отца получил юридическое образование.
В книге «Жизнь Мольера» Вольтер написал так: «...но его гений звал его в другое место. Было замечено, что почти все, кто сделал себе имя в искусстве, шли за призванием, несмотря на волю своих родителей, и что природа всегда была в них сильнее, чем образование».
Вместе со своей возлюбленной, актрисой Мадлен Бежар, Жан-Батист организовал труппу «Блистательный театр», стал её директором.
Начинал он с фарсов, по средневековой французской традиции, с палочным битьем, с грубоватыми шутками, условными персонажами, и эти фарсы имели большой успех при дворе и у городских жителей. Устраивались шоу с музыкой и танцами, было много розыгрышей и импровизации. Мольера называют «французским наследником комедии дель арте».
кадры из фильма Большой Мольн / Le Grand Meaulnes



Главные роли в своих пьесах драматург исполнял сам и, по признанию современников, делал это блестяще. К 1655 году Мольер понял, что нужно самому создавать репертуар – писать пьесы.Жан-Батист Мольер написал более 30 пьес, включая комедии-балеты, музыку к которым написал композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687).
Вплоть до 1658 года спектакли игрались в провинции. К 1658 году труппа Мольера стала «лучшей бродячей труппой».
В те времена театральная труппа (да и автор-драматург) не могла существовать без надёжного покровительства и финансовой поддержки.

Мольер фильм 2007
Знатные господа, любящие развлечения и театр, станут помогать Мольеру позже. Ими в числе прочих станут принц де Конти (некогда учившийся вместе с Мольером), герцог Д'Эпернон и сам король Людовик XIV.

Франсуа Фламенг (1856-1923)
Пьеса Мольера «Влюблённый доктор» имела большой успех при дворе, у труппы появился постоянный покровитель – брат короля герцог Орлеанский. Театр получил название «Труппа единственного брата короля».

Жан-Леон Жером. "Мольер у Людовика XIV.
После падения сюринтенданта финансов Н. Фуке Мольер переходит на службу к королю, став, по сути, королевским оффисье. С 1663 года он ежегодно получает гонорар в размере 1000 франков. Впервые Мольер оказался полезен своему государю через несколько месяцев после их первой встречи, написав комедию «Смешные жеманницы».

Жан-Франсуа де Труа – чтение Мольера
Написав комедию, в которой высмеиваются реалии салонной культуры, столь популярной тогда в высшем обществе, Мольер cделал салоны (рассадники фронды между прочим) в глазах парижан уже не столь привлекательными, высмеяв чрезмерную утонченность манер и вычурность речи, покорное следование эксцентричной моде, причудливые прозвища, придуманные завсегдатаями салонов друг для друга, — мир масок и ролей.

Мольер ужинает с Людовиком XIV.
Играли (и жили) в Малом Бурбонском дворце. в 1665 году Мольер был назначен ответственным за развлечения при дворе короля Людовика XIV.

Анри Пьер Пику. Мольер в Версале
Мольера, сына обойщика, король делает придворным, чьей близости к монарху завидуют принцы.
Нравоучительная сторона комедий Мольера отвечает политическому курсу, проводимому Людовиком XIV. Сложился достаточно плодотворный союз государственной власти и театрального искусства. И хотя Мольеру приходилось падать ниц перед светлейшим монархом, на постановки его пьес собирался весь Париж

Людовик XIV и Мольер, 1862 по Jean Léon Gérôme (1824-1904, France)

François-Jean GARNERAY Людовик XIV и Мольер в Версале

В «Мещанине во дворянстве» (1670), знаменитой комедии Мольера, мы привыкли видеть лишь сатиру на выходцев из третьего сословия, пытавшихся подражать аристократам.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ УИЛЬЯМА ПАУЭЛЛА ФРАЙТА К КОМЕДИИ-БАЛЕТУ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
Людовик XIV ратует за то, чтобы буржуа, служа государству, обогащались, роднились с семьями аристократов — так появляются министерские кланы Кольберов, Летелье, Сегье и Поншартренов.

НИКОЛЬ КОЛЕТ Г-НА ЖУРДЕНА РАПИРОЙ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЧАРЛЬЗА РОБЕРТА ЛЕСЛИ К КОМЕДИИ-БАЛЕТУ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

Г-Н ЖУРДЕН СДЕЛАВ ДВА ПОКЛОНА, ОКАЗЫВАЕТСЯ НА СЛИШКОМ БЛИЗКОМ РАССТОЯНИИ ОТ ДОРИМЕНЫ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ УИЛЬЯМА ПАУЭЛЛА ФРАЙТА К КОМЕДИИ-БАЛЕТУ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»

Г-ЖА ЖУРДЕН, Г-Н ЖУРДЕН, ДОРИМЕНА, ДОРАНТ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ УИЛЬЯМА ПАУЭЛЛА ФРАЙТА К КОМЕДИИ-БАЛЕТУ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ»
Изначально комедия задумывалась не с целью высмеять безродных выскочек, а как ответ на дерзкое поведение турецкого посольства, что уже наталкивает на мысль о политической подоплеке и инициативе, исходящей от короля.Вместо того, чтобы разжигать международный конфликт, Людовик XIV, скорее обескураженный, нежели оскорбленный, отвечает на дерзость юмором.

Мольер читает "Тартюфа" в салоне Нинон де Лакло
Вместе со славой пришла зависимость от расположения короля. Комедиант нуждался в защите, поскольку своими пьесами он оскорблял чувства почти всего Парижа.

Мольер рисковал и бросал вызов, талантливо подшучивая над сильными мира сего. Пьеса «Сганарель, или Мнимый рогоносец» поссорила его с крупными торговцами-буржуа. Однако известно, что, играя в этой пьесе, Мольер вышел на сцену 123 раза.
Комедия Мольера «Тартюф, или Самозванец» 1664 года (считается самой значительной пьесой автора), шокировала правоверных католиков и была запрещена к исполнению на несколько лет по просьбе архиепископа Парижского.
Дебаты, разгоревшиеся вокруг «Тартюфа», по силе противостояния сторон были равнозначны богословским спорам о благодати. Впервые в истории драматическое представление вызвало такой резонанс в обществе.

иллюстрация к "Тартюфу"

Нужно помнить, что актёры комедии отлучались от церкви, без покаяния им не полагалось ни венчания, ни подобающего погребения. Лишь в XIX веке церковь признала комиков, а в XX веке это «признание» станет официальным.
17 февраля 1673 года, сыграв в четвертый раз роль Д'Аржана в пьесе «Мнимый больной», Мольер, который был болен по-настоящему (у него открылось лёгочное кровотечение прямо на сцене), в тот же день скончался.
«— Государь! Мольер умер! И Людовик XIV, сняв шляпу, скажет: — Мольер бессмертен!» Михаил Булгаков «Жизнь господина де Мольера»

Анри Пьер Пику Апофеоз Мольера
С погребением актёра-комика дело обстояло не просто. Известен исторический анекдот – диалог архиепископа с королём (который вряд ли мог состояться в реальности):
– А на сколько глубоко простирается освященная земля? – спросил король.
– На четыре фута, ваше величество, – ответил архиепископ.
– Благоволите, архиепископ, похоронить его на глубине пятого фута, – сказал Людовик...

Фонтан Мольера в Париже

Мольера похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже, но под покровом ночи, без огласки и церемоний. Умерший в 1695 году знаменитый баснописец Жан де Лафонтен был погребён рядом с Мольером.

https://pechorin.net/articles/view/vielichaishii-komiedioghraf-frantsii-i-novoi-ievropy-400-liet-so-dnia-rozhdieniia-zhana-batista-mol-iera/
https://www.2do2go.ru/events/84603/lekciya-moler-i-teatr-korolya-solnca/
https://онлайн-читать.рф/мольер-мещанин-во-дворянстве/5/