Молчание Скорсезе


Фильм уже все посмотрели давным-давно, только я торможу, так что можно не бояться спойлерить, наверное. Снята картина по одноименной книге Сюсаку Эндо. Сюжет прост: двое молодых монахов-иезуитов из Португалии Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) отправляются в Японию на поиски своего учителя падре Феррейры (Лиам Нисон) во времена жестоких гонений на христиан, попутно тайно крестя, исповедуя и причащая жаждущих. Со временем им приходится разделиться, и каждому испить свою чашу мучений, попав в лапы инквизиции. Важное место в фильме занимает Христос и - молчание.

Первое, что приходит на ум, когда пытаешься дать характеристику ленте, это умное кино. Вот казалось бы, далекая для нас, современных российских христиан, проблема гонений в средневековой Японии, а цепляет. Чем же?
Я думаю, что это один из основных вечных вопросов для человека: насколько крепко мы должны держаться за свои убеждения, насколько далеко мы готовы пойти, отстаивая их? Сегодня человеческая жизнь ценится, пожалуй, сильнее веры. Нынешний христианин скорее наступит на образ Спасителя, совершив чисто формальный акт отречения, чем будет терпеть жестокие мучения на кресте, сострадая Христу. И будет оправдывать себя тем, что лучше быть живым христианином и приносить пользу окружающим, соблюдая заповеди и совершая акты милосердия, чем умереть за веру.

В те века так не думали. И к акту отречения не относились формально. И в фильме гениально, по-моему, показано, почему - на примере главного героя падре Родригеса, его учителя Ферейры и японского проводника крестьянина Китидзиро. Все они отреклись, и хотя мотивы у них были совершенно разные, последствия одинаковы. Особенно ярко мучения совести видны на примере Китидзиро, который отрекся трижды (почти как апостол Петр), но не перестал верить в милосердие Спасителя. В конце фильма именно Китидзиро приходит к Родригесу с просьбой отпустить грех отступничества, и бывший падре обнимает его, смиряя свою гордыню и понимая, что все равны перед Богом, каковы бы ни были наши силы и характер. Да, есть люди малодушные, не способные терпеть боль, но страдают ли они от этого меньше? Вот вопрос! В этой сцене как бы завершается диалог Родригеса с Богом о том, как можно любить своих врагов, тем более таких жалких, как Китидзиро, продавший падре инквизитору за 300 серебряных монет.

Отречение главного героя мучительно и долго - до самого последнего момента он не готов попрать образ Христа, ожидая Его прямого ответа на яростные, страстные и непрерывные вопросы, которые он посылает Богу на протяжении всего фильма. Герою не слышно ответов, потому что он постоянно говорит, взывает и действует. Но нам, зрителям, эти ответы слышны - в молчаливом согласии крестьян помогать священникам, терпеть мучения и пытки, жертвовать собой до самой смерти. Необычайно впечатляет сцена казни трех крестьян на кресте и предшествующая - когда один из крестьян дарит милосердному Родригесу собственноручно сделанное распятие. Именно его вложит в мертвые руки мужа японская жена, которую Родригес получит вместе с новым именем после отступничества (и, видимо, обратит ее в свою веру).

Несчастлив, сломлен и учитель Родригеса, Феррейра, которого молодой человек ищет с самого начала, но найдя, не получает от этого радости. Феррейра убеждает Родригеса отречься, чтобы спасти от мучений пятерых японцев, совершив акт христианского милосердия. Но страдания совести всей последующей жизни не сильнее ли и горше физических мук? Мы ясно видим, что оба бывших падре вынуждены жить под постоянным надзором, лишены свободы не только передвижения, но и вообще выбора - им дают жен и детей, их заставляют писать книги против христианства, навязывают веру и образ жизни. Даже смерть они принимают по буддийскому обряду. Стоит ли такое существование жертвы?

Не раз в фильме идет разговор о рае. Японские крестьяне представляют его по-своему и считают, что обретают рай автоматически - с крещением. А смерть от инквизиторов видят как избавление от мучений и тягот жизни, как переход в блаженное состояние. Для португальских монахов-иезуитов Родригеса и Франциска такое представление кажется неправильным. Беда миссионеров в том, что они не углубляются в изучение японской культуры, не озабочены освоить язык и понять нравы - они насаждают не столько религию, сколько свой образ мысли и жизни. Видимо, в этом и заключается причина провала их миссии. Да, истина одна, она универсально, но восприятие ее у разных народов разнится. Христианство, приходя в другие страны, должно подстраиваться под сознание конкретных людей, видоизменяться, и эта гибкость дает возможность адаптации. В этом плане очень полезна для героя встреча с инквизитором и их беседы.

Созерцательность японской культуры, ее глубокое и сосредоточенное молчание - вот чего не хватало Родригесу с самого начала. Будь он больше направлен внутрь, вглубь себя, весьма возможно, что он не подвергся бы такому испытанию извне.

Современному человеку трудно понять жестокость нравов и настойчивость миссионеров. Мы с вами гораздо более спокойно смотрим на то, что люди разных народов верят по-своему. Но в любые времена людям свойственно иметь убеждения и их отстаивать. При коммунизме, фашизме и нацизме мы видели примеры таких же мучений и пыток. Сегодня мы можем видеть это на примерах политиков и оппозиционеров, которые готовы идти в тюрьмы и совершать голодовки, чтобы доказать свою правоту. Правда, сегодня за убеждения не убивают. Но все равно меня не покидает такая мысль: а как бы я повела себя на месте главного героя?