МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПОСТРОИТЬ КОММУНИЗМ?

топ 100 блогов new_rabochy22.11.2022

МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ ПОСТРОИТЬ КОММУНИЗМ?

Предисловие.

Смотрел по телевизору беседу В. В. Путина с участниками Валдайского форума, проходившего 20 октября 2022 года. Президент по традиции продемонстрировал высокую эрудированность. Постарался убедить аудиторию в том, что все проблемы России связаны с агрессивным поведением наших политических соперников. Создал впечатление о высокой уверенности в себе, рациональности мышления, неизбежности успеха своей миссии в качестве Президента России. Для настоящего периода истории страны эта его способность имеет ценность. Она в очередной раз позволила успокоить большую часть ее граждан, поверить в обоснованность тех жертв, и трудностей, которые вновь ложатся на них тяжелым бременем. Я , как последовательный критик идеологии марксизма – ленинизма, приведшей страну к трагическому финалу 1991 года, и как гражданин, не приемлющий недостатки общественного обустройства современной России, искал в каждой фразе Президента – его создателя, признаки неудовлетворенности им, планы или хотя бы намеки на его трансформацию. Выявить этого не удалось. Исходя из традиций Форума, никто из его участников в дискуссию с Президентом не вступал, камера телеоператора скользила по лицам тех, кто выражал полное согласие с ним. Но по содержанию ряда вопросов можно было понять, что не все из них с оптимизмом оценивают сложившееся положение. Представитель из Киргизии задал вопрос : « Что планируется сделать Россией в социальной области ». Слово «по улучшениям» очевидно было упущено из соображений вежливости. Президент общими фразами показал, что страна достигла высоких рубежей в данной области. В качестве « убойного» довода сообщил, что и Конституция РФ определяет Россию, как социальное государство. Далее близкую к этой тему поднял А. Проханов, причем сделал это в оригинальной форме. Безусловно он осведомлен о критическом отношении к России со стороны большого числа государств. Должен осознавать , что наши лозунги приверженности православию, патриотичности, отрицания американского доминирования с концентрацией внимания на вывертах сексуальных меньшинств, имеют ограниченные масштабы воздействия. Они не приобретут влияния на мировое сообщество соизмеримого с марксизмом. Заботясь о восстановлении лидирующей роли нашей страны в формировании идеологии мирового сообщества аксакал российской патриотической мысли спросил Президента: « Не считает ли он, что России необходимо создать «Религию Справедливости». В. Путин после ряда комплиментов ему ответил достаточно сухо. Сказал, что влияние России на мировое сообщество итак велико, 4 – х основных религий для России достаточно. На основании диалогов с 2 -мя участниками Форума я укрепился во мнении, что В. Путин последовательно придерживается Конституции РФ. Согласно статьи 13 часть 2 страна не должна иметь идеологии, признаваемой в качестве государственной . Есть Президент, его образ мышления, его здравый смысл - его оценками, выводами , решениями страна и должна руководствоваться. Свое мнение о Конституции РФ, без достаточных оснований признающей в статье 7 часть 1 Россию социальным государством, я подробно изложил в книге « Бедность как результат братской дружбы» ( читать на ЛитРес). Предложение А. Проханова привлекает внимание к этой проблеме в несколько иной форме. Я понял его вопрос, как озабоченность отсутствием в России идеологии основанной на Справедливости. Нет ее, значит нет полноценных права, морали, рациональной внутренней и внешней политики, алгоритма развития экономики и страны. В конечном итоге, нет будущего. Очевидно, осознавая высокую значимость всей совокупности этих категорий аксакал соединил ее со столь емким понятием, как Религия. При этом, опираясь на свой выстраданный за долгую жизнь при Социализме и при Капитализме в России интеллект, он предложил создать «Религию Справедливости». Нельзя понять ставит ли он под сомнение справедливость православной религии, противопоставляет ли новую ей, предлагает ли ее дополнить или заменить. Полагаю, что данный вопрос предварительно не прорабатывался командой Президента. В условиях указанной неопределенности ответ В. Путина о достаточности 4 – х религий еще раз указывает на его высокую способность вести дискуссию. Поддерживая предложение А. Проханова по существу, предлагаю сосредоточится на обсуждении понятия Справедливость. Оно охватывает все области общественных отношений и каждая из них исключительно важна. Но являясь специалистом в сфере материального производства, считаю целесообразным проанализировать характер общественных отношений именно в области « труд – вознаграждение». Незадолго до проведения Валдайского форума в журнале «Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право» 2022, № 2-3 ( 17 -18) вышла моя статья « Можно ли на основе Справедливости построить Коммунизм ?». В октябре 2022 года в Электронной библиотеке Лит Рес была размещена моя новая  книга « Россия: жизнь взаймы» с более подробным изложением данной темы. Предлагаю коллегам ознакомиться с ними. Ниже  привожу первую часть указанной выше статьи.

         В 1989 году мною впервые были опубликованы основы Концепции Скрытой прибавочной стоимости (СПС). В ней были приведены критические оценки Теории трудовой стоимости К. Маркса, утверждающей, что единственными создателями прибавочной стоимости и богатства общества являются рабочие, обслуживающие оборудование. Согласно позиции автора, богатство общества формируется всеми социальными группами. Новая техника, экономический эффект от внедрения которой существенно превышает вознаграждение ее создателей, является носителем СПС и наряду с трудом, обслуживающего ее персонала , источником прироста богатства общества. Раскрыв весомый вклад представителей интеллектуального труда в развитие общества,   обосновал актуальность  конструктивного сотрудничества всех классов и социальных групп. Указал на  антисоциальный характер  учения К. Маркса о необходимости и неизбежности осуществления пролетарской революции с установлением диктатуры , экспроприацией собственности и построением коммунизма – общества, основанного на лозунге «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».  Многие читатели приняли доводы о том, что признание гегемоном одного класса порочно и стоит в одном ряду с теориями расового и религиозного превосходства. При этом часть из них сохранило мнение, что общество в будущем неизбежно придет к коммунизму, указали на необходимость разработки новой идеологии движения к высшей стадии. Сторонники данных взглядов не видят целесообразности в исправлении нашей реальности, трансформации уродливого отечественного капитализма в состояние, присущее ведущим странам мира. Опираясь на обломки прошлого мнимого идеологического превосходства, они предлагают направить силы на формулирование иллюзий о новой версии светлого будущего. В этих условиях посчитал необходимым дать анализ взглядов К. Маркса и В. Ленина о путях достижения социального равенства, об основных чертах предлагаемого ими коммунистического общества.

* * *

Мыслители всех эпох ищут понятия, которые бы наилучшим образом отражали привлекательное состояние будущего общества. Великая Французская Революция в конце 18 века в качестве таковых выдвинула лозунг «Свобода, Равенство, Братство». [1] В момент опубликования Манифеста Компартии – 1848 год, многие идеологи ассоциировали его с программой реализации этого лозунга. Но через 25 лет К. Маркс в работе «Критика Готской программы» признал его несостоятельным. Согласно его взглядам, общество должно уничтожить с помощью диктатуры пролетариата частную собственность – инструмент эксплуатации людей. По мнению К. Маркса, именно она является причиной социального неравенства. Но при этом он вынужден был признать, что и после достижения данной цели, на этапе перехода к высшей стадии развития – коммунизму, общество будет вынуждено мириться с неравенством. [2, с.18-20] В. И. Ленин в книге «Государство и революция», комментируя указанную выше работу К. Маркса писал: «Маркс показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту «несправедливость», что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления «по работе» (а не по потребностям)» [3, с.438] В указанной работе К. Маркс указывает, что «..когда исчезнет … противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни» будет построен коммунизм - общество, основанное на принципе «От каждого по способностям, каждому по потребностям». [2, с.20] Он считал, что это и станет воплощением лозунга «Свобода, Равенство, Братство». Проводя анализ высказываний К. Маркса, можно сделать вывод о том, что одна из причин неравенства в обществе является «противоположность умственного и физического труда». Исторически известно, что «противоположность» формируется за счет того, что физический труд создает большую нагрузку на организм работника, но при этом оплачивается в меньшем размере чем, умственный труд. Эти особенности стимулируют развитие общества. Направляя все большие ресурсы в сферу умственного труда, оно, повышает свою эффективность за счет замены физического труда машинами. Вместо того, чтобы признать подобную ситуацию естественной, идеологи коммунизма увидели в ней несправедливость. Ее ликвидацию они с связали с устранением противоположности между физическим и умственным трудом. Подобный подход вызывает много вопросов. Футболист, уровня Роналдо, получает вознаграждение, превышающее зарплату президентов ведущих мировых финансовых и производственных компаний. Формально он на 100 % занят физическим трудом. Но все его движения на поле осуществляются под действием высокого интеллекта, именно это сочетание обеспечивает его феноменальную результативность и восторг зрителей. Громадными физическими усилиями сопровождаются выступления знаменитых музыкантов, вокалистов, артистов балета. В то же время труд ученого, изобретателя практически не связан с физическими нагрузками, в работе землекопа минимизирована интеллектуальная составляющая. Приведенные примеры показывают, что в каждая специальность имеет свое сочетание физической и умственной составляющей. Во многих случаях определить соотношение  и продуктивность этих долей проблематично. Сама идея ликвидации противоположности между указанными видами труда иллюзорна. Итоги последних десятилетий указывают на то, что данная задача возможно будет решена, но  путем полной ликвидации физического труда. С развитием автоматизации и компьютеризации из трудовой сферы исчезнут упрощенные, монотонные физические операции. Все виды работ, осуществляемые в прошлом с помощью больших физических усилий человека, будут выполняться механизмами. Возможно, что для небольшой части граждан будет справедливы строчки В. Маяковского «Землю попашем, попишем стихи». Но при этом для абсолютного большинства тружеников сохранится различие между характером рутинного интеллектуального труда персонала, обслуживающего по установленным инструкциям машины, автоматизированные линии, и творчеством специалистов, создающих их новые поколения. То есть деятельность различных общественных групп в будущем, и после полной ликвидации физического труда в сфере экономики, станет существенно различаться не по соотношению физической и интеллектуальной нагрузки, а по размеру и доле творческой составляющей в интеллектуальном труде. И общество, для того чтобы ускорять свое развитие, будет поощрять интеллект с большей долей творчества повышенным вознаграждением.

Первой частью лозунга «От каждого по способностям…» К. Маркс и В. Ленин признают, что неравенство способностей у людей сохраниться при коммунизме. Но интеллектуальные способности у человека не есть нечто застывшее от рождения. Каждый член общества должен непрерывно, в течение всей сознательной деятельности, работать над их повышением. В какой степени он будет заинтересован в этом, если общество будет жить по принципу «… - каждому по потребностям». Этой частью лозунга К. Маркс провозглашает неограниченную «Свободу» по присвоению материальных благ, созданных не только самим членом общества, но и другими тружениками. Подобная извращенная форма «Свободы» предопределяет отсутствие в коммунистическом обществе Равенства и Братства. Коммунистическое общество по К. Марксу должно узаконить новую форму неравенства людей – по размеру их личной потребности. В американских шоу практикуются соревнования, кто больше съест бургеров, в немецких - кто больше выпьет пива. Как шоу это вызывает интерес у определенной части граждан. Но построение на подобной основе взаимоотношений в обществе воспринимается странностью, исключающей веру в его жизнеспособность. Лозунг «От каждого по способностям, - каждому по потребностям» является лозунгом неограниченного анархизма. Надеется на то, что гражданин на основании коммунистического воспитания будет трудиться по максиму своих способностей и самостоятельно ограничивать свою потребность до уровня личного вклада в богатство общества – верх антисоциальной утопии.

В. Ленин считал, что переход к коммунизму будет длится в сроки, не поддающиеся прогнозу. [3 с. 440] В итоге следует признать, что привлекательный для значительной части общества, но неосуществимый на практике, лозунг Великой Французской Революции подменялся идеологией марксизма, признающей неравенство доходов граждан, поддерживаемое диктатурой одного класса в течение неопределенного времени. Манифест Компартии воспринимался революционно настроенной частью общества, как гимн «За здравие», положения работы «Критика Готской программы» стали для многих псалмом «За упокой». Очевидно, по указанным причинам работа К. Маркса «Критика Готской программы» была впервые опубликована через 10 лет после смерти автора, через 25 лет после ее написания. Внимание В. И. Ленина к данной работе возникло в связи разработкой  основных положений функционирования российского общества в преддверии Октябрьской Революции 1917 года.

Какие мы выводы мы должны сделать из ленинских тезисов? Главным в философском плане является утверждение, что распределение предметов потребления «по работе» есть «несправедливость». Попробуем сравнить это утверждение с трактовкой данного понятия, приведенной в Большой Советской энциклопедии: «Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, «соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. [4] Обозначим ее как версия А. Обратим внимание на то, что идеологи первого социалистического государства разошлись во мнении о Справедливости с его создателем – В. Лениным. Но будем последовательны, Википедия, ссылаясь на Словарь по экономике и финансам, дает иное толкование. Справедливость – это «требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. [5] Обозначим ее как версия Б. Отметим, что обе версии существенно отличаются от принципа коммунизма, провозглашенного К. Марксом «каждому по потребностям».

Попытаемся умозрительно представить каким образом могла реализовываться концепция К. Маркса и В. И. Ленина при строительстве социализма в СССР – переходного этапа  к коммунизму. Необходимо было уничтожить частную собственность, создать систему распределения предметов потребления «по работе». Она станет единственным источником доходов,  единственной причиной формирования имущественного неравенства между людьми. Но если общество будет последовательно стремиться к соответствию «труда и вознаграждения» размер суммарного вознаграждения за период жизни одаренных людей может существенно превзойти сумму благ, получаемых тружеником со средними способностями. Талантливый художник заслуженно получит вознаграждение, в десятки и более раз превышающее зарплату маляра, изобретатель машин получит, доход, во много раз превышающий зарплату слесаря средней квалификации. Подобные различия неизбежно будут приводить к нарастанию неравенства в накоплении личного имущества. Труженик с большим вознаграждением будет иметь размер квартиры, многократно превышающий средние параметры, его автомобиль будет более комфортен, жизнь его и членов семьи будет окружена роскошью.

Накопление имущественного неравенства, неизбежно будет приводить к доминированию более обеспеченных граждан в политической сфере, эксплуатации ими менее способных членов общества на основе сдачи в аренду избыточной части личной собственности. Запрет частной собственности на средства производства этому не помешает. В какой степени все эти условия будут способствовать укреплению веры граждан в идеалы коммунизма, отвечать задачам последовательного продвижения к нему. На каком этапе накопления имущественного неравенства среди тружеников обществу придется вновь принимать меры по его устранению. Какой класс, общественная группа, на каких основаниях, с какими последствиями будет организовывать очередную экспроприацию. Приведенный ход рассуждений указывает на то, что объективное толкование характера социализма, как переходного этапа к коммунизму по версии К. Маркса и В. Ленина, выявляет отсутствие у данных категорий реальной преемственности.

Но ведь социализм в течение более семи десятилетий существовал в реальности в СССР и страна достигла  значительных успехов в развитии. Как же при этом реализовывалась формула «труд – вознаграждение». С ликвидацией частной собственности на средства производства была устранена возможность их приобретения в дальнейшем. На практике, запрет распространялся и на наиболее дорогостоящие, социально важные объекты личной собственности: квартиры, земельные участки для организации отдыха. Это обязывало талантливых граждан использовать все получаемое вознаграждение сугубо в сфере личного потребления. Но и при этом, ориентация на Теорию Трудовой стоимости К. Маркса создавала непреодолимые трудности с определением размера вклада каждого участника товарного производства в доход предприятия и богатство страны. Предположим, талантливый инженер – изобретатель, внедрил комплекс мер, который позволил сократить численность рабочих, обслуживающих технологическую линию с 10 человек до одного. Автоматизация процесса существенно снизила физическую интенсивность его труда . Согласно Теории Трудовой стоимости К. Маркса, оператора необходимо считать единственным создателем всего размера прибавочной стоимости, получаемой с модернизированной линии. По К. Марксу возрастание размера прибавочной стоимости произошло за счет того, что уровень его эксплуатации возрос в 10 раз. [6] Он должен получить в дополнение к своей зарплату 9 высвобожденных рабочих, соответственно, предметов потребления в 10 раз больше, чем ранее. Здравый смысл и многовековая практика индустриализации указывают на другие подходы. Комплекс мер разработал и внедрил инженер – изобретатель. Он создал более комфортные условия труда оператору и научил его управлять модернизированной линией. Поэтому, инженер должен получить вознаграждение, ранее выплачиваемое 9 рабочим. Законодательство о защите интеллектуальной собственности в ведущих странах мира закрепляет за изобретателями подобное право на 20 летний период действия патента. В СССР этот блок законодательных актов был крайне несовершенен. В большинстве случаев авторов принуждали к передаче предприятию права распоряжения изобретением за мизерное вознаграждение. Считалось, что стремление к творчеству - удел каждого, оно предопределено характером социалистического строя.

Занижение размера вознаграждения большей части представителей интеллектуального труда в СССР было исходно также связано с ошибочными политическими постулатами марксизма, основанными на приведенных положениях Теории трудовой стоимости К. Маркса. Многоэтапный жизненный цикл товара в машинном производстве (научное открытие, разработка технологии, изготовление оборудование, проектирование завода, управление производством, обслуживание процесса, продажа, переработка товара) ее автор представил лишь одной из последних стадий, связанной с операциями по обслуживанию оборудования. [7] При этом, он наделил рабочего статусом единственного создателя прибавочной стоимости и богатства общества. [8, с. 162] Возвысил его до гегемона, который, опираясь на свою диктатуру, должен привести общество к коммунизму. Поэтому вознаграждение представителей других общественных групп и в переходной период по определению не должно было превышать зарплату рабочих.

В Теорию трудовой стоимости К. Маркса «вмонтированы» и другие положения, игнорирующие высокую роль интеллектуального труда в развитии общества. Так, согласно мнению К. Маркса, стоимость товара определяется затраченным на его производство количеством общественно - необходимого труда. Указанное количество следует определять «по длительности или интенсивностью труда». [2, с.19]. Данный способ измерения дает безусловное преимущество представителям физического труда перед другими категориями тружеников. Марксизм не дает ответа о том, какую ценность имеет товар для потребителя, насколько его выпуск актуален для общества, какие результаты дает его переработка.

Абсурдность положений Теории трудовой стоимости К. Маркса со всей остротой дала о себе знать сразу же после завоевания идеологами коммунизма власти в России в 1917 году. Практическим решением проблемы неравенства в получении материальных благ «по работе» стало максимальное выравнивание вознаграждения всех категорий работников, широкое внедрение в течение почти 40 лет распределения многих видов предметов потребления по количеству членов семьи через карточную систему. Рассуждения о необходимости признания и реализации при социализме Версии А, на практике завершились внедрением Версии Б. Ее реализация началась с первых лет, сразу же после победы Октябрьской Революции 1917 года. Так, в работе «Государство и революция» В. И. Ленин с одобрением указывает на опыт Парижской коммуны, согласно которому, всем работникам управления было установлено вознаграждение на уровне зарплаты рабочего средней квалификации. [3, с. 424] В первые годы после Октябрьской революции 1917 года, он также взял на вооружение данный подход. Убедившись в его ущербности, в одной из последних своих работ «Как нам реорганизовать Рабкрин», советовал поднять зарплату сотрудников данной организации. [9] Но понимая, что это вступает в противоречие с представлением масс о социализме, одновременно предлагал искать решение проблемы путем привлечения к управлению государством граждан с меньшими запросами: солдат и студентов. При всей несостоятельности марксистких подходов, именно на них опирались многие нормотворческие инициативы Советской власти. С помощью учета затрат труда, на основе взглядов К. Маркса, планировалось отказаться от товарно–денежных отношений. Так академик С. Г. Струмилин приводит документ № 1.36, проект которого был разработан в первые годы Советской власти: «Проект декрета СНК «О трудовой единице учета». Его пункт 3, гласит: «За единицу трудового учета принимается средняя продукция одного нормального дня простого труда при нормальной его напряженности для данного рода работы. Означенной трудовой единице учета присваивается наименование «тред». [10]  НЭП остановила внедрение проекта, но при организации колхозов он был взят на вооружение в масштабах всей страны.

По мере восстановления экономики России в 20-е годы прошлого столетия стало ясно, что дальнейшее ее развитие невозможно обеспечить при ориентации на равенство в оплате представителей физического труда и ключевых фигур интеллектуальной сферы. Прежде всего, возникла необходимость устанавливать более высокие должностные оклады руководителям предприятий. Решение задачи опиралось на утверждение В.И. Ленина о том, что при социализме: «Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного государственного «синдиката», [3, с. 445] Совнарком создал единую систему должностных окладов для руководителей предприятий с учетом масштабов производств и значимости для экономики Республики. Интересно, что в первые годы она распространялась только на директоров, не состоящих в ВКП (б). Директора - коммунисты должны были, исходя из «своей более высокой сознательности», выполнять аналогичные обязанности, имея зарплату на уровне высококвалифицированных рабочих. Но эта «несправедливость» в короткие сроки была устранена. Приложением 2 к Протоколу №87 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 8 февраля 1932 года устанавливалось: «2. Впредь коммунистов – специалистов оплачивать по существующим для беспартийных специалистов ставкам, установленным для данной отрасли… постановлениями Наркомтруда СССР.» [11]

К 70-ым годам прошлого века, охват экономики СССР единой системой тарификации зарплаты достиг своего апогея. Она распространилась на все регионы, отрасли по всем категориям тружеников, начиная от руководителей страны и заканчивая малоквалифицированными рабочими. Каждый получал зарплату по ставкам, тарифам, установленными социалистическим, то есть всенародным государством, точнее узкой группой его чиновников. Если, например, брать всю иерархию должностей от малоквалифицированного рабочего до Министра отрасли (ориентировочно 21 ступенька), то каждый переход на более высокую позицию означал в среднем рост зарплаты на 10%. В конце 90-х годов малоквалифицированный рабочий получал в месяц 70 руб., средний по квалификации - 150 руб., сталевар - до 600 руб., шахтер - до 900 руб. , министр – 800 руб. (плюс 200 руб., как депутат Верховного Совета СССР). [12]

Отсутствие высокоорганизованного конкурентного рынка, централизованная система распределения продукции и ведение расчетов по установленным государством ценам, рассчитываемым по К. Марксу на основе декларируемых затрат, исключали возможность получения объективного ответа об эффективности труда всех общественных групп, создавали дополнительные проблемы для социалистического общества. Минимальная дифференциация в уровне зарплаты сопровождалась  нивелированием реальных доходов тружеников за счет искусственного товарного дефицита на рынке высокотехнологичных продовольственных и промышленных товаров. Их объем производства традиционно отставал от роста доходов населения. В результате труженики, получающие большое вознаграждение, вынуждены были покупать товары у спекулянтов на теневом рынке или отдавать излишек денежных накоплений под 2% в Госбанк. Значительная часть средств вкладчиков обесценивалась при проведении денежных реформ и принудительном приобретении гособлигаций.

В то же время государством была узаконена дополнительная система вознаграждений малочисленных групп чиновников центральных ведомств (до 20 специалистов на министерство), которая предоставляла им возможность иметь несколько лучшие жилищные условия, возможности для отдыха, приобретения дефицитных продовольственных товаров. Данная система апологетами современного строя преподносится, как крупномасштабная форма нарушения социальной справедливости, в корне противоречащая пониманию массами идеологии социализма. На ее примерах пытаются оправдать вопиющее неравенство, сформировавшееся в современном российском обществе. Насколько это объективно?

Наиболее высокооплачиваемой категорией граждан в СССР являлись руководители союзных министерств и ведомств. Их численность была близка к 100 человек. По своему уровню это были специалисты высшей квалификации в своей отрасли. Данные по размерам зарплаты с рабочими различных специальностей приведены выше. Что же получали эти руководители из общественных фондов? Министр имел ордер на государственную квартиру в Москве, площадью в 2-3 раза превышающей социальную норму. Были дополнительные привилегии: приобретение раз в месяц по норме некоторых дефицитных продуктов питания, круглогодичное проживание с семьей на государственной даче площадью до 100 м. кв., использование служебного автомобиля, ежегодный 24 дневной отдых в специализированных санаториях, пошив в ателье Совмина за свой счет одежды (одного костюма в год и одного пальто, раз в 2 года) для министра и его супруги. Всего этого министр лишался при снятии с должности.

В соответствии с положениями марксизма частная собственность на средства производства в СССР была полностью ликвидирована. Обобщая информацию по зарплате и привилегиям необходимо признать, что неравенство, неизбежность возникновения которого определялось бы выплатой обоснованного вознаграждения «по работе», удалось минимизировать. Тем самым, были обеспечены важнейшие условия для построения коммунизма. Но из-за того, что это было достигнуто путем уродливого искажения одного из важнейших требований  Справедливости - соответствия «труда и вознаграждения», созданная система потерпела крах вместе со страной. Причиной этого стал ущербный характер системы, изначально предопределенный Теорией трудовой стоимости К. Маркса и дополнительно деформированный разработкой советских идеологов. Она ориентировала общество на ложную цель – построение коммунизма по версии К. Маркса. Технический прогресс  стал жертвой созданной системы оплаты труда. Деградация в этой сфере - главная причина отсутствия экономического роста в СССР в последние десятилетия его существования. Итогом этого стало значительное отставание уровня жизни советского народа от показателей ведущих стран мира. При возникновении экономического кризиса в стране относительно небольшое превышение доходов у представителей партийного и государственного аппарата в конце 80-х годов прошлого века стало предметом острой критики в СМИ. Возникшее на данной основе желание масс трансформировать реальный социализм в «социализм с человеческим лицом» было использовано командой Б. Ельцина для того, чтобы «запихнуть» Россию в капитализм со звериным обличьем. 

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На сайте Службы безопасности Украины появилось сообщение, в котором говорится, что по приказу России все ЗРК "Бук" якобы вывозятся с Украины обратно на территорию России. Однако сообщение было проиллюстрировано фотографиями, сделанными ещё в марте. Более того, на этих снимках изображён Бук ...
Сегодня грузоперевозками люди занимаются по всей планете и для этого ими используются все возможные маршруты и направления. Человечества использует в своих целях все необходимые средства и возможности, оно привыкла находить обходные пути и прокладывать новые. Итак, грузоперевозка – ...
Тем, кто задумывается, не переборщил ли Гоголь, описывая "глазки-лапки-узенькую полосочку", могу предложить платья 1831 г. Или 1827 г. Конечно, не столь ...
Первобытные люди изобрели оружие, чтобы защищаться от врагов, это были примитивные предметы из камня. С развитием человечества усовершенствовалось и оружие. Сегодня это уже далеко не каменные конструкции. В наше время известно очень много видов этих устройств, но также всем известно, ...
04.01.2010Желающие могут вписать чтонть от себя и повесить в ...