Мои учителя, любимые и не очень

топ 100 блогов gala_vrublevska05.10.2024

Учительница начальной школы была для меня как бы первым начальником в жизни: уважаемым, но не слишком любимым. Звали ее Раиса Михайловна Рабинович. Вот как я вспоминала ее в своей книге воспоминаний «Половинка чемодана, или Писателями не рождаются»:

Я была высокой девочкой с хорошим зрением, поэтому учительница посадила меня на предпоследнюю парту, где я и просидела все годы начальной школы. С моего места доска и учительница казались мне отдаленными и чужими, я видела их как бы общим планом. И лишь когда учительница, шагая вдоль прохода, останавливалась поблизости, я могла рассмотреть узор на шерстяной кофте, обтягивающей ее полную фигуру – это были олени, вывязанные белой ниткой на синем поле. Мне кажется, учительница носила эту кофту, не снимая, все четыре года начальной школы.

Теперь-то я знаю, как мало получали учительницы начальных классов в СССР.

В средней школе появилось много разных учителей, появились любимые и не очень. С любовью к учителям коррелировало (совпадало) и отношение к предмету.

В 5-7-м классах мне очень нравилась учительница английского языка: статная, с длинным шарфом на плечах. Шарфы она меняла, и они придавали ей, по моему разумению, истинно английский вид. Тогда английский был моим любимым предметом, и я собиралась стать переводчицей. Звали ее Татьяна Ивановна, а фамилию не вспомню.

Наш класс с учительницей английского Татьяной Ивановной (я — в 3-м ряду, под буквами РЕВОЛЮция ).
Наш класс с учительницей английского Татьяной Ивановной (я — в 3-м ряду, под буквами РЕВОЛЮция ).

Но уже в 7-м классе на первый план вышли появившиеся на уроках учителя-мужчины. Вначале литератор — Алексей Николаевич Симаков. Он был среднего возраста, из поколения «отцов», и восхищал весь класс, особенно девочек цитатами из «Горя от ума». Если например, ученик опаздывал на урок, он мог ему сказать: «Друг, нельзя ли для прогулок / подальше выбрать закоулок?». Или в ответ на оправдания ученика сказать: «Свежо придание, да верится с трудом!». В общем, вынужденно, и мы запомнили много текста из Грибоедова, Пушкина. 

Конкуренцию ему составил математик — Константин Матусович Эстрин. У него также имелось прозвище — «Матус». Он очень интересно раскрывал законы математики, но в нашем 8-м классе его перевели директором в другую школу.

В общем, в те годы литература и математика были моими любимыми предметами. Я писала приличные сочинения и выступала на районной олимпиаде по математике.

А среди нелюбимых на первый план выступала классный руководитель, ботаник, Марья Петровна Кукушкина — «Кукушка». Ей, конечно,  доставалось непослушания от учеников, а она, в свою очередь,  мучила нас всякими требованиями: в основном уборкой класса и выходом на сбор макулатуры и железного лома.

Химички, исторички, физик и географ — были строги и мало любимы. Они менялись время от времени, и память не сохранила их полные имена. Разве что химичка запомнилась своим необычным именем — Бронислава.

В 9-11 классах я перешла в другую школу, № 211, и там у нас преимущественно были  учителя-мужчины, что девочек-подростков всегда радует. Это было связано с тем, что до воссоединения мужских и женских школ (мы учились первых два класса раздельно) , новая школа была мужской. Тогда, в 50-60-е в школе вообще было много учителей-мужчин.  Много мужчин — участников еще той, Великой Отечественной войны. 

Однако в новой школе промелькнули почти незамеченными  в разные годы и учительницы: химии, анатомии и черчения. Среди женщин выделялась лишь одна —  Рахиль Александровна Модель,  опять учитель английского языка, педагог от Бога. Это была немолодая  суровая особа, но справедливая и требовательная, мучившая нас пересказами текстов. Замечу, что в мой год при поступлении в любой вуз сдавался иностранный язык. Это ведь было время хрущевской оттепели!

Знаний, полученных в школе мне хватило на десятилетия. И в инженерной работе, когда английский вылезал из языков программирования, и даже в пожилом возрасте, когда довелось впервые выехать за границу и использовать язык на улицах заморских городов. 

И в новой школе  был интересный учитель литературы: Киврин Анатолий Станиславович. На его уроках всегда было интересно, поскольку он что-то рассказывали и из жизни, а не только из литературы. Например, что он был из семьи священника и его с трудом допустили к экзаменам только в пединститут. По литературе у меня всегда было отлично, и Киврин зачитывал иногда мои сочинения в параллельном классе.

Ну,  а главным героем  моих грез в те последние три года школы был самый молодой учитель в школе — физик Георгий Петрович Посецельский. Так что не удивительно, что половина класса — почти все девочки да и мальчики тоже —  влюбились в него: влюбились и уважали. Ему, кажется, было что-то около 30 лет.  Он был хорош собою, в модном однобортном костюме (тогда в обиход входили узкие брюки), читал на уроках стихи Блока и Есенина и вдохновенно демонстрировал опыты по физике на своем массивном учительском столе. Влюбиться в саму физику было труднее, но пришлось. И один мой реферат по акустической теме, о том, как образуется звук на грампластинке, впоследствии стал моей специализацией в Кораблестроительном институте. Я окончила институт по профилю инженер-гидроакустик.

Георгий Петрович в нашей школе №211 начинал, видимо, свою педагогическую деятельность. Позже он перешел в Физ-мат-лицей №239. Посмотрев сейчас в интернете,  я нашла десятки откликов учеников именно из этого Лицея. К сожалению Г.П. рано ушел из жизни, в возрасте 45 лет. А его дочь Екатерина Посецельская стала известным художником, и мы с ней даже встречались на одной из ее выставок (до того общались в соцсети). Также предлагаю ссылку на свое эссе Учителя-мужчины на платформе Проза.ру

Сегодня хочу поздравить всех ныне работающих учителей и учителей «в отставке» с их профессиональным праздником! И пожелать, чтобы ученики вспоминали их добрым или хотя бы доброжелательным словом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приветствую. Хотелось бы спросить понауехавших риторический, но интересный вопрос: - Какова цена вашего возвращения на родину? Понятное дело, что не все из нас уезжали из-за материальных трудностей. Некоторые даже жертвуют ради светлого ...
Автор некто     Стикеры часто и активно обсуждают свои наряды, аппелируя к громким брендам, вещи которых на них надеты.Кстати, именно бренды помогают взаимоотношениям стикеров внутри группы. Многие стикеры при встрече вместо приветствий ...
К чему я заголовок такой длинный к посту написал? А добивал финально обработку рыбы после рыбалки. Корюшка - она такая - не терпит спешки. Не, пожарить то сразу можно - как привез, даже если на льду она ни разу не замерзла. А вот повялить - это процесс длительный, спешки не терпящий. Засол ...
Так весело, Отчаянно Шёл к виселице он. В последний час В последний пляс Пустился Макферсон. А вот, например, ежели вас поведут вешать/расстреливать/утилизировать любым другим способом, и можно что-нибудь напоследок спеть, что бы выбрали? И вообще, что прилично петь в таких ...
Когда решаешь посмотреть фильм, созданный по одной из своих любимых книг, всегда задумываешься: а надо ли мне это? Ведь книга - это одно, это нечто интимное, когда остаешься наедине с текстом. Твоя фантазия вправе создавать какие угодно образы, какие угодно картинки. Фильм - совсем ...