Мои музыкальные гаджеты из СССР
vogulec — 21.07.2018Сейчас народ слушает музыку с помощью разных "гаджетов", приспособленных на все случаи жизни. Или вообще онлайн из Интернета.
Во времена моей юности такой роскоши не было.
А были аналоговые мамонты на пленке и виниле.
Вспомню свои аппараты из конца 70-х, начала 80-х.
Естественно, тогда рулили магнитофоны, использующие аналоговый принцип записи - воспроизведения звука на виниловом диске или магнитной ленте. Магнитофоны были катушечные и кассетные. Первые давали более качественное звучание, просто в силу большей площади носителя, для аналога это было важно. Кроме того, на качество влияла скорость движения ленты - чем она выше, тем качественнее звук. На фото 2 левый переключатель как раз скоростной - положение 9 и положение 19.
В процессе воспроизведения приходилось часто чистить звукоснимающую головку, т.к. она забивалась ферросоставом с пленки.
Для чистки использовалась спичка с намотанной ваткой (ушных палочек тогда тоже не было), которая смачивалась спиртом, одеколоном или даже слюной слушателя.
В наиболее срочных случаях можно было просто намочить палец и задеть внутреннюю сторону пленки на входе, прямо в процессе ее движения. Звук немедленно улучшался, правда не надолго.
Для поиска нужного трека использовалась быстрая перемотка и механический счетчик, типа одометра, он виден на фото 1 в самом верху корпуса магнитофона.
Предварительно нужно было прослушать все треки и пронумеровать их начала, записав все на бумажке.
Но даже в этом случае попасть строго на начало песни получалось редко.
Копирование музыки происходило путем перезаписи с пленки на пленку, для этого использовалось два магнитофона. После каждой перезаписи качество звука сильно падало, так как в аналоговом мире не существует 100% копирования и каждая следующая копия получается хуже предыдущей.
Самой качественной магнитофонной музыкой считалась запись с виниловой пластинки.
Но несмотря на более высокий уровень звучания винил уступал в популярности магнитофонам.
Потому что нормальные диски было трудно достать и невозможно перезаписывать в домашних условиях.
Так вот, первым моим аппаратом была Яуза-207, стереофонический четырехдорожечный магнитофон.
Четырехдорожечный ознает, что на ленту можно было записать четыре моноканала или два канала стерео.
1
Но Яуза прослужила совсем недолго и сломалась - полетела головка звукозаписи. Гарантийный ремонт не помог и за товар вернули деньги. Цена магнитофона, щас вспомню... составляла около 60 рублей. Но это не точно.
К тому времени я уже немного понял толк в магнитофонах, а также весьма условную разницу в моно и стереозвучании советских моделей.
Поэтому следующим аппаратом стал Сатурн-201, монофонический четырехдорожечник.
2
Сатурн оказался надежным и чрезвычайно живучим аппаратом. Магнитофон отыграл много лет, в том числе в студенческой общаге, не выключался сутками, заливался разными напитками, падал с высоты, но продолжал исправно снимать звуки с пленки. Видимо, удачный экземпляр попался, не в конце квартала сделанный (посвященные поймут:)).
Для усиления звука я подключал магнитофон к радиоле. Это такой аппарат для ловли радиоволн и воспроизведения музыки с виниловых дисков.
Радиола называлась Рекорд-314. Кстати, до сих пор жива и в рабочем состоянии.
3
Соединение с магнитофоном осуществлялось с помощью шнура-штекера.
Динамики радиолы были мощнее и добавляли ору к динамикам магнитофона.
Было весело! Особенно соседям :)
К началу 90-х уже появились музыкальные центры, в основном на аудиокассетах. Но главное - импортные, с лучшим качеством звучания. Затем технологический маховик завертелся быстрее, появились компакт-диски, мини-диски, в 90-е многие модели устаревали, даже не успев как следует поступить в продажу. Цифра перевернула мир медиа и бытовой электроники. Началась совсем другая эпоха.
ЗЫ: практически все модели советских магнитофонов и радиол были репликами устаревших зарубежных аналогов. Но более низкого качества. Почему? Это уже другая большая тема.
|
</> |