Могущественные змеи
tanjand — 29.02.2020По всему миру змея несет в себе мощную символику.
Со времен проступка Евы в Эдемском саду змеи в христианской традиции ассоциировались с ложью, злом и искушением.
Но в других культурах, таких как древняя Греция, Египет и местная Северная Америка, змеи символизируют плодородие, возрождение, обновление и даже бессмертие.
Змей в райском саду
Мужчина. Женщина. Змея. И роковое яблоко.
В Книге Бытия Ветхого Завета змея незабываемо появляется в Эдеме, земном рае, созданном Богом для Адама и Евы.
Хитрый змей убедил Еву съесть запретный плод «дерева познания», сказав ей, что «когда вы будете есть от него, ваши глаза откроются, и вы будете как Бог, зная добро и зло».
Когда Бог узнал о преступлении Адама и Евы, он изгнал их обоих из Эдема и проклял змею за ее роль, сказав: «Ты будешь ползать на животе и будешь есть пыль во все дни своей жизни».
Уже давно бушуют споры о том, был ли змей в Бытии буквальной рептилией, аллегорией сексуального желания или искушения или самим сатаной.
«Тор, избивающий змея Мидгарда» (1790) Генри Фусели
В скандинавской мифологии всего несколько историй столь же драматичных, как и история Йормунганда, могущественного морского змея.
Йормунганд, один из трех детей меняющего форму бога Локи и великанши Ангрбоды, был брошен в море Отином, отцом могущественного бога грома Тора.
В воде змеюка почувствовал себя прекрасно.
Он рос и рос, пока его тело не окружило весь Мидгард (или Землю), и тогда он смог ухватить свой собственный хвост ртом.
В начале Раганрёка, финальной битвы, которая закончилась бы разрушением земли, он покинул море и покатился по земле, сея хаос.
И Тор в бою убил змея своим могучим молотом Мьёльниром, но сам сделал только девять шагов, прежде чем упал замертво, отравленный смертельным ядом змея.
Вот такая эпическая битва и символ гибели всего сущего – Змей.
Есть споры о том, описывают ли отрывки в Иове о Левиафане и другом гигантском библейском существе, Бегемоте, мифологических зверей или реальных животных, которые существовали в то время, но позже, возможно, вымерли.
Предполагается, что Бегемот мог быть бегемотом, слоном или даже динозавром, а Левиафан мог быть древним видом крокодила.
Позже слово «левиафан» будет применяться в более широком смысле для обозначения гигантского кита (наиболее запоминающегося большого белого кита в Моби Дике – если читали, конечно).
Медуза и Горгоны
Вот она, красавица наша – Медуза Горгона.
Такой мощный символ убийственной женской красоты и коварства.
У греков горгоны считались женщинами-змеями, их взгляды превращали людей в камень; и волосы были змеями, и длинные когти, острые зубы и чешуя, покрывающие их тела - ужасали любого, даже богов и героев.
Медуза, самая известная из горгон, раньше была прекрасной женщиной.
Ее свидание с богом Посейдоном в одном из храмов Афины привело в ярость девственную богиню, которая в наказание превратила Медузу в Горгону.
Ну, вы поддержите Афину – в храмах нельзя прелюбодействовать, даже наши грешные современницы, отсидевшие за это срок Пусси Риот, подтвердят.
Позже обозлённая Афина помогла Персею убить Медузу, подарив ему блестящий бронзовый щит, в котором отражалась Горгона, и он не смотрел прямо на нее.
Отрезав страшную голову Медузы (из которой появились ее дети от Посейдона, Кризаор и Пегас), Персей увидел на щите запечатлённый облик прекрасной - ужасной Медузы с убийственным взглядом.
Щит потом помог ему в боях – он парализовал врагов.
А вот это, наверно, далеко не всем известно: Танец змеи хопи
Индейцы племени хопи в северной Аризоне проводили ритуал, известный как Танец Змеи.
Возможно, они проводят его и по сей день – если остались, конечно, хопи.
Обряд жуткий, но его проводят во имя плодородия земли.
Танцоры из клана Змей помещают живых змей - от маленьких ужиков до гремучих змей - в свои рты и вокруг шеи.
Змей собирают и моют перед церемонией, в которой также участвуют члены клана Антилоп.
Хотя посторонние (в частности, Теодор Рузвельт) смогли стать свидетелями некоторых аспектов Танца Змеи, большая часть длительной церемонии проходит в подземных камерах, что позволяет его самым священным аспектам оставаться загадочными.
И, наконец, Китай.
Не подумайте, что этими легендами исчерпается перечень мифов, воспевающих силу и магию змей, но когда-то пора закончить, так почему не на самой красивой и трагичной легенде?
Пусть она будет последней в этом рассказе.
Египет и других, да и символ медицины – оставим на потом.
Давным-давно в горах Эмэйшань жили тысячу лет две волшебные змейки. Они жили как отшельницы. Одна из них была белой, а другая – синей.
Им нравился мир людей и они решили превратиться в двух красавиц, по имени Бай Сучжэнь и Сяо Цин.
Девушки отправились развлечься в город Ханчжоу.
Озеро Сиху в Ханчжоу знаменито своими красотами. Когда они подошли к знаменитому прерванному мосту, вдруг пошел ливень.
И был там парень с зонтом в руках. Его звали Сюй Сянь, он возвращался домой после посещения могил родных.
Увидев, как две девушки мокнут под проливным дождем, он отдал им свой зонт и проводил на лодке домой. Бай Сучжэнь влюбилась. Навсегда.
Она попросила, чтобы на завтра он пришел к ней в дом за своим зонтиком.
И Сюй Сянь пришел.
Бай поблагодарила Сюй Сяня за помощь и спросила о его семье.
Узнав, что родители Сюй Сяня умерли, когда он был совсем маленьким, и он в настоящее время живет у старшей сестры и работает аптекарем, Бай Сучжэнь изъявила желание выйти за него замуж.
Парень был очень рад – он ведь тоже влюбился в девицу.
После свадьбы они открыли аптеку.
Бай, которая владела медицинскими знаниями, без устали излечивала от недугов страждущих. Люди полюбили добрую аптекаршу, они прозвали ее Байнян.
Это было счастье и безоблачная жизнь – пока не вмешался монах.
Что-то не везет влюбленным нигде, если вмешиваются служители церквей, не важно каких конфессий – любых.
Актриса играет роль Белой Змеи в «Баиша Чжуань» (Легенда о Белой Змеи) в китайской опере, 2000.
Буддийский монах Фахай раскрывает истинную личность красавицы-жены Сюю.
Дважды он порывался это сделать и, наконец удалось убедит врача, что живет тот с ужасной змеёй подколодной.
Бай вступила с монахом в бой, но не смогла победить.
Потому что была слаба – беременна, да и боялась погубить в волшебном бою деревню.
Позже она родила сына, и монах, забрав ребенка, заковал ее под пагодой, заявив, что она получит свободу только когда цветами увенчается пальма – то есть никогда.
Её выросший сын, успешно сдавший экзамен на высокую должность, совершил паломничество к пагоде, усталый, он прислонился к дереву и повесил на него свою шляпу, украшенную цветами. Пагода раскололась и его бессмертная мать вышла на свободу.
Вот и получается, что монах, очевидный сторонник добра, стал злодеем из-за упорного отрицания возможности гармоничной совместной жизни в любви.
А легенда о Белой Змее стала драмой, оперой, оживает в косплее и современные средства массовой информации регулярно обращаются к ней.
Видимо, есть что-то мистическое в облике женщины–змеи и в ее власти над умами и чувствами
|
</> |