Мое интервью в F5

топ 100 блогов ulitza02.08.2010

Наш совместный труд с Мое интервью в F5 [info]piggy_toy   увенчался выходом интервью в газете, бумажной и небумажной. Настя, спасибо за вопросы, жалко, что интервью покоцали, но все равно хорошо получилось. 

— Как к вам пришла ЖЖ-популярность?
— Я с самого начала просто писала как умела. ЖЖ мне завела дочка в октябре 2006 года и потребовала у своих друзей меня зафрендить и прокомментировать. Пришли целых семь человек, какие-то волосатые подростки, и я их ужасно стеснялась. Робко по ночам шастала в топ "Яндекса" — почитать великих, среди которых была Марта Кетро. Набралась смелости и оставила ей однажды тихий коммент к какому-то посту. Это были зимние каникулы 2007 года, делать мне было нечего, накануне я написала пост "Чего хочет женщина" и легла спать…


А под катом- интервью, взятое Настей, полностью. Там раза в два больше, чем в "официальной версии". Если кому интересно, конечно! Мне ужасно приятно, что меня впервые в жизни обо всем так подробно расспросили. На мой взгляд- а я отредактировала и взяла сама в своей жизни не один десяток интервью -  Настя сделала его просто суперпрофессионально. 

«Одиночества в четырех стенах больше нет»
По количеству читателей мультитысячница Юлия Рублева (ulitza) в ЖЖ – 77-я. И первая среди всех психологов-блогеров. Пишет преимущественно для женщин и о женщинах, а значит – и о мужчинах, и о любви.

Юлия не скрывает, что портреты своих героинь часто пишет, глядя в зеркало: «Во мне живет много женщин - и глупая, слабовольная Хорошая девочка, и коварная, корыстная Фея, и жертвенная, нежная Русалочка. И Ведьма, способная в ярости наслать громы и молнии на голову мужчины». Но и читательницы узнают в них себя! Видимо, эти роли (а еще есть благовоспитанная Мальвина, Гиперженщина с яйцами, не уверенная в своем праве на счастье Маша, есть Василиса, которую поджидает в углу змеиная шкурка, и многие другие) время от времени отыгрывает почти каждая. Отсюда и резонанс.

На ЖЖ-аватаре у Рублевой – женщина в полумаске, под которой легко можно представить любое лицо, в том числе и собственное. Она и пишет примерно так же, словно не снимая полумаски, обозначая отказ от сетевого эксгибиционизма, но и не делая вид, будто не имеет отношения к своим темам и персонажам
.

- Кто ты в первую очередь? Какая из твоих публичных ролей самая важная?

- Точно не писатель. У меня иногда пишутся интересные мне тексты, которые могут достигать объема книги. Но «писатель» - очень громкое слово. Это тот, кто профессионально занимается текстом, литературой. А я не занимаюсь, так что я, скорее, «автор», но это не самая важная моя роль. В первую очередь я сейчас психолог, и во вторую – блогер. А еще год назад было наоборот.

Мне нужен и важен блог, я люблю своих читателей и готова Фитцпатрику поставить памятник: мир неожиданно оказался распахнут и дружествен, даже любящ, одиночества в четырех стенах фактически больше нет. Все главные события и люди в моей жизни за последние четыре года пришли именно через ЖЖ.

А от психологического консультирования я получаю такое вдохновение и такой смысл, что, несмотря на изматывающий график работы, чувствую себя то очень счастливой, то катастрофически несчастной. И всегда как чуду удивляюсь магии человеческой психики, ее сложности и тонкости.

- А это разные ли роли? Нет ощущения, что роль-то одна, а все перечисленное – психолог, блогер, автор – разные ее ипостаси?

- Не знаю, можно ли объединить это все в одну мета-роль. Если да, то это – роль любящего человека, который одновременно и колоссально тратится на свою любовь, и черпает в ней силы.

- Каким из своих публичных или профессиональных достижений ты гордишься больше всего?

- Наверное, «гордость» тут не вполне точное слово. Скажем так: я могу быть очень удовлетворена работой с клиентом, когда терапия, пробуксовав много месяцев в одной точке, вдруг сдвигается с места: это, как правило, очень больно для клиента и непросто для психолога. И нам обоим приходится быть мужественными.
Если считать мою книгу про развод, «Девочка и пустыня», достижением (она написалась почти случайно), то я ею не горжусь. Просто надеюсь, что она помогает, но уже вижу и вред от нее. У женщин в остром постразводном состоянии она вызывает легкую эйфорию, дает толчок вперед, и они хотят, чтобы у них все стало так, как написано в книге. Но ведь это требует времени, сил, терпения. Книга задает легкое и быстрое дыхание, а чтобы пережить потерю, нужно дыхание, как у марафонца: медленное, экономное, рассчитанное на длинную, порой очень длинную дистанцию.

«Я верила в себя, не теряла чувства юмора, старалась быть красивой и любила солнце все это время. Когда ничего не было, оставалось солнце – оно есть всегда, пока мы живы. Никаких аллегорий, – я про то, что на небе. То, что бесплатно, и то, что доступно. Всегда».


- Книжка пока, если не ошибаюсь, одна. Еще будут?

- Будут. Накопилось и пишется во вторую книгу, на которую уже есть договор с АСТ, рабочее название «Одиночество мужчин». И третья пишется, смешная, толковый женский словарик, не знаю пока, кто ее издаст.

- Со стороны кажется, что большие перемены в твоей жизни (переезд в Москву, уход из журналистики в психологию, интернет-популярность, выпуск книжки) произошли благодаря тяжелому разводу. Так оно и было?

- Наверное, какая-то связь есть, но она не в болезненности, а в освобождении. У меня оказались развязаны руки, и я сделала то, что давно хотела: уехала из Уфы, где уже начинала задыхаться.

Толчком к переменам для меня всегда служит либо ощущение свободы (например, я была свободна в своем выборе писать или не писать в сети), либо, наоборот, жесткое внезапное ограничение, вынуждающее шагнуть вперед: настал кризис, я почувствовала острую нехватку денег, терять было нечего. Ушла из издательского бизнеса, в котором проработала шесть лет, и выбрала психологию как то, что я люблю и могу. Достала из шкафа диплом, навыки консультирования и профессиональный инструментарий оказались в порядке, плюс несколько раз в год я прохожу дополнительное обучение, очень качественное и дорогое.

- Есть ли взаимосвязь между блогингом и возвратом от журналистики к психотерапии?

- Есть, несомненно. После публикации в блоге глав книги о разводе мне стали приходить просьбы о консультации, причем людям было все равно, профессиональный я психолог или так, просто человек с опытом. В блоге же я дала и объявление о приеме, трусила отчаянно и даже плакала от страха и безнадежности: казалось, на меня все набросятся и погонят вон из профессии. Некоторые, конечно, набросились и продолжают набрасываться, но, если бы я выступала сейчас на конференции на тему «Роль блога психолога в психотерапии», мне было бы что сказать и чем поделиться с коллегами.

- А какова она, роль блога в психотерапии?

- Роль неоднозначная, но, несомненно, на некоторые процессы в терапии влияющая, и, по моим наблюдениям, кое-что ускоряющая. В частности, - но это только мой опыт – я предполагаю, что блог подчеркивает, поддерживает и усугубляет идеализацию терапевта клиентом.

Уверена, кстати, что существуй ЖЖ во времена Фрейда и Юнга, они бы обошли по рейтингу и Тему Лебедева, и Другого просто как щенков. В том, что они вели бы блоги, я не сомневаюсь ни секунды: блог дает моментальную и очень качественную обратную связь от огромной целевой аудитории. Ну и, конечно, оба были бы забанены друг у друга после первого же саркастического коммента.

Несомненно, среди читателей Фрейда было бы много тысяч дамочек с обнаженкой, а Юнг стал бы учредителем и модератором коммьюнити сновидцев.

- Зачем тебе ЖЖ – и зачем он тебе не нужен?

- ЖЖ для меня такое окошко, куда я выглядываю почти каждый день и говорю миру «доброе утро» или «какой мерзкий дождь», и мне всегда отвечают и машут рукой, из Сингапура и Вашингтона, или с соседней улицы. А не нужен… Не нужен он мне затем, чтобы делиться интимным и личным, ныть и сплетничать.

- Как пришла ЖЖ-популярность? Был ли какой-то переломный момент, после которого читатели повалили валом?

- Я с самого начала просто писала как умела. ЖЖ мне завела дочка в октябре 2006 г. и потребовала у своих друзей меня зафрендить и прокомментировать. Пришло целых семь человек, какие-то волосатые подростки, и я их ужасно стеснялась.

Я ничего ни в чем не понимала и робко по ночам шастала в топ Яндекса почитать великих, среди которых была Марта Кетро. Набралась смелости и оставила ей однажды тихий коммент к какому-то посту. Это были зимние каникулы 2007 года, делать мне было нечего, накануне я написала «Чего хочет женщина» и легла спать.

«Еще женщине для счастья нужен парикмахер. Знаете, когда меня бросали мужчины, когда они уходили, женились на других, женились на мне, уезжали навсегда - я шла к парикмахеру. Я состригала женитьбу на другой и перекрашивала подлую измену, я становилась нежной блондинкой и неуязвимой брюнеткой. Я была с ежиком и тяжелым узлом. Апогеем был случай, когда у меня защемило нерв и отнялась левая нога, а я как раз только что вышла из ванной и успела слегка одеться. Я доползла до телефона – 5 метров за 40 минут – плакать было больно, я дышала сквозь сжатые зубы и еле набрала номер. И пока ехали друг, свекровь и врач, я увидела себя в зеркале, лежащую навзничь и растрепанную до безобразия. Я позвонила еще парикмахеру Тане. Она пришла, я доползла до двери заранее, открыла, и она в прихожей, стоя на коленях, меня подстригла и уложила. Это правда. Она смеялась и причитала. А мне стало полегче, я хотя бы не думала, что я больная и некрасивая. Я красивая, просто немного отнялась нога. Я не знаю, как мне это в голову пришло, сейчас - не знаю. Но парикмахер женщине нужен на протяжении всех ее мужчин».

- Наутро дочь заглянула в почту: «Мам, тут двести писем откуда-то». Это были уведомления о зафренживании. Оказалось, Марта пошла глянуть на новенького комментатора, наткнулась, как она потом сказала, на вполне профессиональный текст и дала ссылку. Марту поэтому я считаю буквально своей крестной ЖЖ-матерью.

А второй переломный момент был в мае 2008 г. У меня 700 читателей, я выкладываю «Одиночество мужчин», проходит часа четыре, и вдруг меня начинают френдить каким-то бешеным потоком. Мейл-агент звенел непрерывным комариным звоном. К полуночи появилась цифра 999, и друг посоветовал обязательно зафрендить тысячного. Я послушалась, им оказалась прелестная девушка, которая теперь украшает мою ленту текстами в одну строчку и фотографиями с цветочками в волосах.

За одну ночь я стала тысячницей, а еще через сутки у меня в профайле уже была цифра 1500.

«Мужчина устает и закрывает глаза. Он больше не хочет видеть ни свой бизнес, ни свою женщину, ни свою глобальную ответственность за все. Если у него что-то не получается, он мудак. Он живет с ощущением «я мудак», и у него нет волшебного слова «зато». Это у нас все проще. У меня не все ладно на работе, но зато муж хороший. У меня ни мужа, ни работы, но зато ноги. И грудь. Ну да, я толстая, но зато Катька еще толще. У мужчин это «зато» почему-то не работает. Правила их честны, строги и просты. У тебя яйца большие, но зато нет карьеры? Ну ты и мудак. У тебя бентли, но зато нет любимой женщины? Ну ты и мудак. У тебя есть любимая женщина, но зато нет бентли? Ну ты и мудак!

Они вечно встроены в конкуренцию – раз, и в иерархию – два. Они вечно выясняют, кто из них щенок и кто главный на площадке. И иногда, приходя домой, они просто хотят лечь лицом вниз и закрыть глаза. В одиночестве. Потому что если не в одиночестве – то опять мудак. Слабак и тюфтя
».

- У тебя очень большая аудитория, при этом как-то удалось избежать феномена «комментаторы Другого» / «комментаторы Темы Лебедева». То есть изумления «кто все эти люди и почему они такие идиоты?!» комментарии не вызывают. Как тебе это удалось
?

- Я вот даже не знаю, о каком феномене ты говоришь, но подозреваю, что это шлейф или читательская свита. Почему у меня ее нет, не знаю, специально ничего не делала. Наверное, если подумать, я этому рада.
Постоянных читателей я очень люблю, а идиоты приходят небольшими толпами после каждого попадания текста в топ, куда ж без них. Но я их баню без предупреждения и лишней рефлексии, не церемонясь и не вступая в переговоры, после первой же попытки испортить мне настроение.

Рублева далека от тусовочной движухи в ЖЖ – скандалов, троллинга, холиваров и прочего. Поэтому не знает, что в комментариях к любой записи пользователей, возглавляющих рейтинги и топы, даже если запись состоит из одного слова «жопа», непременно развернется дискуссия с участием нескольких сотен человек о судьбах России, смысле жизни, грудном вскармливании, еврейском вопросе и глобальном потеплении. Такого у нее действительно не происходит. Но обойтись без порции неприятия и агрессии не удается и ей.
«Не надо самой убивать паука, когда рядом есть мальчик, способный на роскошный щелбан», - пишет Юлия. «Спасибо, поблевала», «не надо учить девочек быть глупыми и слабыми», - негодуют участницы сообщества феминисток.

Пост об уходе за собой (фрагмент книжки про разводы): «Если бы я была мужчиной, я бы хотела только красивых женщин. Не гламурных, а именно красивых. В самом простом смысле этого слова. Должна быть талия, должны быть ноги, должны быть ухоженные волосы с хорошей стрижкой, хорошие зубы, хороший цвет лица. В тридцать непростительно выглядеть как бесцветная мышь или неухоженный хомяк, что бы с вами ни происходило». И возмущенная отповедь в комментариях: «Если бы я была вещью и хотела бы пристроиться к самому приличному хозяину из имеющихся на рынке, тогда конечно. В мире вещей рано или поздно старые вещи заменяют новыми, или вещь должна очень стараться, чтобы быть всегда желанной для хозяина».

И так почти каждый раз…

- Большая аудитория – скорее ресурс или скорее бремя?

- Несомненно, огромный ресурс, откуда извлекается что угодно: от товарища по катанию на роликах до конкретной помощи кому-то в экстренной ситуации. Приди мне в голову выращивать ежиков в домашних условиях – наверняка среди моих читателей найдутся специалисты. Или я не о том? Я о корысти, да?

Ты же понимаешь, мультитысячные блоги – практически СМИ. Письма с грубыми предложениями на разные темы приходят каждый день. Я не отвечаю. Ну... будь я политиком, взывала бы с броневичка. Но я не. Больше всего меня греет мысль поехать в тур по миру и везде останавливаться у френдов, гулять с ними там и болтать о чем попало; в частности, очень хочется в Тбилиси, Ташкент и Нью-Йорк.

…Наверное, главный ресурс такой: в чем бы твоя идеология ни состояла, вокруг обязательно соберутся последователи. У меня скорее девчачий дневник, вся идеология сводится к короткой фразе: девчонки, смотрите какая штучка! Штучка может быть типажом мужчины или женщины, а также чулками со стразами. Девчонки смотрят, трогают, охают, уносят к себе в норку.

Ну и бремя. Подзамочных постов практически нет, я учитываю возможность взлома. Не даю себе право писать что попало, а иногда очень хочется выдать какую-нибудь несусветную глупость и хихикать. Но 15 человек поймут, тысяча испугается, не сошла ли я с ума, а еще две тысячи – разочаруются, увидев, что я обыкновенная. Им отчего-то надо, чтобы была необыкновенная, с волшебной палочкой... Зачем людей пугать?
И, конечно, какую-нибудь косметику или ресторанчик просто так не упомянешь, только с реверансами и уверениями, что это не проплаченная реклама; досадно. Зато от души, эффективно и бескорыстно можно пиарить дружественные проекты.

- Случалось ли искренне огорчаться из-за происходящего в сети с тобой (расстраиваться, когда не так поняли, или стыдиться откровенно неудачного текста, принятого с восторгом)?

-- Конечно, случалось. Двести раз подумаешь, прежде чем что-то написать, в чем сама толком не уверена. Бывает даже, встаю среди ночи: померещилось, что выложенный текст – верх пошлости и глупости. И закрываю под глаз или удаляю.

- А не с тобой, а от наблюдения людской дури, злобы и трусости?

- В некоторых сообществах и аудиториях просто паноптикум. До сих пор вспоминаю жгучий стыд, который охватил при просмотре облетевшего весь интернет ролика с русской пьяной девицей за границей. Ну и то, что сейчас важно для общества в целом: я не пишу о политике и вообще не лезу в эти темы, но слежу, меня многое задевает.

- Не возникало желания завести тихого и неприметного виртуала?

- Возникало, было реализовано под замком, открыто близкой подруге и брошено через какое-то время: виртуал специально заводился для ужасного потока слез и соплей.

- Как ты пишешь? Тексты появляются на свет в результате вынашивания или в результате озарения?

- Иногда текст долго зреет, а потом я становлюсь похожа на ленту телетайпа – сажусь и записываю готовые куски. Иногда наоборот: озарением приходит заголовок, а над текстом приходится корпеть.

- Ты чаще всего пишешь о мужчинах и женщинах. У тебя есть представление о некоей идеальной гендерной картине мира? И как бы ты в сравнении с этой идеальной картинкой описала реальность, в которой живут люди?

- Нет, стерженевой позиции по идеальной гендерной картинке, наверное, нет. Для всех она разная. Ну… лично моя – скорее, антифеминистская. А наблюдаю чаще всего очень зависимых женщин и нарциссичных мужчин. Первые не могут без вторых, а вторые не могут с первыми, да и ни с кем толком не могут.

И еще я постоянно наблюдаю долгий и очень трудный путь людей к избитейшей, банальнейшей истине: все люди разные. Принять эту разность невероятно сложно. Но зато сколько открытий можно совершить на этом пути, и про себя, и про другого!

- У тебя есть «миссия»? Понимаю, слово несусветно пафосное, но тем не менее. И если да, то в чем состоит то разумное, доброе, вечное, которое ты стремишься сеять?


- Пусть пафосное; конечно, есть. Только сформулировать не могу, получается как-то очень по-домашнему. Я бы сказала, мне хочется максимально поделиться с людьми способностью, умением чувствовать себя счастливым, получать наслаждение от процесса жизни, от острого ощущения себя живым. За это умение спасибо маме с папой, и, наверное, Богу.

По запросу «Маша и Мироздание» Гугл предлагает несколько тысяч перепечаток одноименной миниатюры Рублевой, и далеко не везде под текстом стоит ссылка на источник. Что ж, говорят, плагиат – самая честная форма лести.

«Маша, привет!
Смущенно признаюсь, что я немного промахнулось с сыном, которого ты заказывала, перепутало... но, гляжу, ты счастлива и так :)
Быть счастливым – это нормально. Воспринимай это не как подарок, от которого захватывает дух, а как спокойный фон твоей жизни. А дух захватывает иногда от таких мелочей, которые каждому даются без всякой просьбы: не мое это дело, заставлять птиц петь под твоим окном. Это по умолчанию полагается каждому, базовая комплектация. Твое дело – их услышать и почувствовать то, что ты чувствуешь... Эта способность и делает тебя счастливой.
Все, дальше думай сама.
Пиши, если что.
Твое Мрзд».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Я была вынуждена на время удалить блог. Извините. Просто слишком много времени отнимали вечерние занятия: я тренировала грамотность и писала диктанты. Не уверена, что мне это помогло, но никогда не поздно начать хотя бы стремиться и надеяться. А тем временем Илайчик переехал на свою ...
Вот мой вариант социальной рекламы, которого не хватает Перми и который логично продолжает серию: Навеяно фотографией Даши Бикмансуровой : И фотками sdriving : Надо бы ещё изобразить "сморкающегося", "харкающегося" и "матерящегося" пермяка, ...
Для начала вот такая с виду ничем не примечательная новость из Киева: "Министр аграрной политики Роман Лещенко написал заявление о сложении полномочий. Об этом он сказал в комментарии профильному изданию AgroPolit.com". По странному совпадению,заявление об отставке совпало с началом ...
Вот и чубушник расцвел. Чубу́шник (лат. Philadélphus) — род кустарников из семейства Гортензиевые (Hydrangeaceae). В России часто этот кустарник неправильно называют жасмином за выраженный сладкий аромат цветков у некоторых видов чубушника. Сколько воспоминаний связано с этим ...