Модернизация, пошедшая не так
yuripasholok — 25.07.2020 2 декабря 1942 года было подписано постановление ГКО №2559с "Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38". Согласно ему, на УЗТМ запускалось производство самоходных артиллерийских установок У-35, позже ставшими сначала СУ-35, а затем СУ-122. Запускали его еще до начала испытаний, что привело к конфузу. Дело в том, что опытный образец У-35, весьма так сильно отличавшийся от серийной машины, оказался слишком тесным и неудобным. Поэтому в КБ УЗТМ стремительно разработали улучшенный вариант машины. Улучшенный, но не совсем.Безусловно, машина стала просторнее, а замещение расчета более рациональным, но полностью проблему переделка не решила. Во-первых, расширение боевого отделения, по ряду причин, так и не произошло, во-вторых, неизменную артиллерийскую часть гаубицы М-30 никуда не деть. Идея военных, прежде всего артиллеристов, использовать неизменную качающуюся часть орудия без изменения, привела к закономерным результатам. Уже в январе 1943 года первая партия СУ-35 уехала в учебные части, и вот тут началось. Жалобы, прежде всего, касались как раз условий работы экипажа. Обзор оказался недостаточным, экипаж работал в стесненных условиях, командира перегрузили задачами. Также претензии имелись и к системе М-30. Неудивительно, что уже к 20-м числам января 1943 года ГАУ КА стало поднимать вопрос о модернизации СУ-35. Ведь плохие условия работы – это, прежде всего, снижение боевой эффективности машины, в том числе – скорострельности.
Надо сказать, что часть проблем можно было решить еще в 1942 году. В Свердловске активно занимались системой У-11, которая была более компактной и легкой. Но в ГАУ отчаянно упирались, а в итоге допрыгались. Только когда им прямым текстом сказали в частях, куда именно они могут засунуть свою гаубицу, которую "проще производить", появилось хоть какое-то понимание. Вот только время ушло, в неизменном виде СУ-122 выпускалась до конца производства. Тем не менее, было как минимум две попытки модернизации. Первой из них стала У-35М, или СУ-122М, которая как раз была тем, что требовалось сделать изначально. Увы, по ряду причин в серию машина не пошла.
На совещании, которое прошло 21 января 1943 года на УЗТМ, был поднят вопрос о расширении боевого отделения. Это предполагалось сделать за счет увеличения его до полной габаритной ширины машины. Кроме того, менялись сиденья командира и замкового, вводилась горизонтальная укладка снарядов. Серьезной переделке подвергалась орудийная установка: менялась ее бронировка, само орудие ставилось на рамку, появлялся телескопический прицел. Таким образом, та самая У-11, на которую плевались в ГАУ, возвращалась, но уже в измененном виде. Дело в том, что на заводе №9 продолжали работу по орудию. Теперь оно имело индекс Д-11, ведущим инженером системы был А.Н. Булашев. По сравнению с самоходной версией У-11 новая система лишилась лотка, появились ограждение для орудия и телескопический прицел. Также в конструкцию системы были внесены некоторые упрощения.
Установка системы Д-11 в СУ-122М.
При создании Д-11 КБ завода №9 активно работало в связке с КБ УЗТМ. Работы над модернизированной САУ, которая получила индекс СУ-35М, воглавил Н.В. Курин, он же ведущий инженер СУ-35. Проект машины был готов к 24 февраля 1943 года. В конструкции САУ использовались некоторые наработки, которые были позаимствованы у САУ СГ-2. В частности, это касается размещения боеукладки. За счет расширения боевого отделения удалось решить целую массу проблем. Вместо люка-половинки, годившегося исключительно для наблюдения, появилась возможность установить полноценный люк от Т-34. Также увеличение внутреннего объема позволило гораздо комфортнее разместить расчет в боевом отделении. Еще одним плюсом модернизации стало то, что центр тяжести САУ сместился назад на 300 мм, что позволило снизить нагрузку на передние опорные катки. Предполагалось, что боевая масса У-35М будет составлять 31 тонну. Небольшой рост массы произошел в связи с увеличением объема боевого отделения. Вместе с тем, сам по себе проект был одобрен, поскольку соответствовал требованиям по улучшению работы расчета орудия.
Опытный образец СУ-122М. Больше всего машина отличалась с лобовой части, хорошо видна и новая система, и расширенное боевое отделение.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело №58, л.6
Предполагалось, что опытный образец СУ-35М будет готов к 10 апрелю, но на практике работы затянулись. По факту же закончить опытный образец СУ-122М (так она стала называться с апреля 1943 года) удалось только в самом конце месяца, а первые заводские испытания были проведены 17 мая. В их ходе машина прошла 100 километров и произвела 50 выстрелов. И вот тут уже время стало играть против машины. Не говоря уже о том, что нашлась целая масса недостатков. Для начала, боевую массу превысили на полтонны, а обзорность машины, которую повысили, всё равно оказалась недостаточной. ашлись минусы и у системы Д-11. На углах возвышения 5 градусов и выше поршневой затвор орудия ложился на колени командира. Не очень удачной получилась и конструкция неподвижной бронировки. Еще хуже прошли государственные испытания, которые проходили с 13 июня по 13 июля 1943 года. Несмотря на то, что в целом машина испытания выдержала, нашлось немало недочетов. К тому же проблемы с бандажами опорных катков только усугубились.
Типовой дефект СУ-122, связанный с бандажами опорных катков, на СУ-122М усугубился. Во многом это далее повлияло на то, что рубку машины так и не увеличили.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело №58, л.49.
Самое же главное, что СУ-122М летом 1943 года уже была не нужна. Теперь требовалась САУ с 85-мм пушкой, имевшей зенитную баллистику. Причем в рубке, имевшей ту же геометрию, что и СУ-122. Работы по СУ-122М не стали бесполезной тратой времени, это касалось и Д-11. Но время гаубичных штурмовых САУ ушло. А вместе с ним ушло и время СУ-122М.
Статья по СУ-122М: https://warspot.ru/9584-zapozdavshee-uluchshenie
|
</> |