Мода на чай

В Музее Тропинина очень необычная выставка «Мода на чай. Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний», посвященная традициям московского чаепития в XIX веке. Ведь именно на XIX век пришлось триумфальное распространение чая в России. Он завоевал все слои общества: от высшей аристократии до крестьянства. Чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада.

Екатерина Ивановна Карзинкина (даты жизни неизвестны) – московская купчиха, дочь чаеторговца Ивана Медведникова, почетного гражданина Иркутска, и жена московского чаеторговца Ивана Андреевича Карзинкина. Екатерина Ивановна изображена в русском костюме, особенно модном в Николаевскую эпоху.
Летом 2022 года в музее Востока проходила выставка «Пять стихий чая», посвященная особой культурной практике приготовления и питья зелёного чая в Японии. Вот и сравним японские и московские традиции.
Торговля чаем в конце XVIII - начале XIX вв. призывала к деятельности людей недюжинных способностей и энергии. Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч по Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.
На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова – рисовальщика посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806). Серия графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств, хранилась в фондах и прежде не экспонировалась в Музее Тропинина.


Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где был не дешев, но достаточно широко доступен. В первой половине XIX века Москва потребляла до 60% ввозимого в Россию чая. Число чайных магазинов в нашем городе превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где продавали чай, было более трехсот. Москва являлась лидером продажи и потребления чая. Бытописатели уже тогда замечали, что европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, в водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай. В 1840-1850-х годах ввоз чая составлял 95% всего китайского импорта в Россию. А к началу ХХ века Россия стала абсолютным лидером по потреблению чая в мире.

В.Г.Белинский писал: в 1845 году: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только чай пьет. Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
Само русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» - «молодой листочек», которым на родине чая обобщают все его типы и многочисленные сорта.
«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В то время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так. Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег», - А.И.Вьюрков.
«Пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение, которое кто-то удачно назвал китаизмом», - И.Т.Кокорев.
В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты купцов, членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных… Эти чаеторговые династии были элитой московского купечества, они дали России известных меценатов, коллекционеров, деятелей литературы, искусства, науки…
«Боткины, Высоцкие, Поповы! Попрекну, замечу и попомню, тузов былой Москвы. Экий чай заваривали вы!», – Б.А.Слуцкий.
Среди первых русских чаеторговцев был купец 2-ой гильдии Алексей сын Иванов – родоначальник будущей знаменитой московской династии Перловых, открывшей еще в 1787 году розничные чайные лавки в московских рядах.




Династия Боткиных-чаеторговцев начинается с 1801 года, с основания фирмы «П.Боткин и сыновья». Впоследствии Петр Боткин был признан «пионером чайного дела» в России. Фирма специализировалась на оптовой торговле чаем и имела собственную закупочную контору в Кяхте (граница с Китаем). В этом месте купеческая династия Боткиных открыла главный таможенный пункт. У фирмы Боткиных имелись склады и магазин на Нижегородской ярмарке, торговые отделения были в Китае, в Лондоне и в Гостином дворе Санкт-Петербурга. Оборот фирмы «П.Боткин и сыновья» составлял несколько миллионов рублей.
Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано с изобретением уникального водогрейного сосуда самовара и появлением широкого ассортимента чайной посуды из фарфора и фаянса.
Интересный факт: к 1850 году в Туле работало 28 самоварных фабрик, на которых выпускали 120 000 самоваров.
«Там, устав от мировых пожаров, / Сохранив устоев русских дар, / Тула Медная обитель Самоваров, / По-прежнему чеканит самовар», - Н.Н.Языков.





И, конечно, традицию чаепития не могли не воплотить в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах художники XIX века.




Очень интересна интерьерная картина Д.Волохова – а сможете ли вы отгадать профессию хозяина или хозяйки комнаты? В данном случае изображение интерьера со всем многообразием бытовых деталей — это рассказ о судьбе человека без его участия, поданный через изображения принадлежащих ему вещей. Это можно разглядеть в натюрморте на столе, предметы которого освещены из окна: болванка для шляпы, неубранная постель, рядом с которой валяется скомканный купон, чашки и самовар, стоящий на стуле, украшения, висящие на стенах. Художник подробно и с любовью написал угол комнаты и предметы обстановки жилья бедной модистки. Но только ли шитьем живет данная особа?


В этом забавном и немного грустном альбоме Андрея Сапожникова «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» 52 рисунка. Рисунки можно назвать карикатурами на бытовые сюжеты из жизни петербургских немцев. Главные герои иллюстрированной повести — молодой человек Христиан Христианович, сын обрусевших немцев, и его собачка по кличке Аршет, что в переводе с французского означает «смычок». Родители души не чаяли в своем отпрыске. Отец Христиана, скрипач, сразу же приобщает сына к музыке и считает его гениальным. Но как же изменилось всё в жизни Христиана после смерти любящих родителей. Имущество родителей разворовали опекуны, таланты Христиана оказались никому не нужны. Чем только не приходится ему заниматься, зарабатывая на кусок хлеба. История Христиана — это грустная история потерь, разочарований, предательства. Только верная собачка, его единственный друг, скрашивает его безрадостное существование.
Интересны также представленные на выставке чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Высоцких…


Феномен чаепития и знакомство с японскими кимоно повлияли на женскую моду второй половины XIX века. Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На данной выставке все женские платья представлены фондом историка моды Александра Васильева.




Для чайной церемонии создавались даже музыкальные произведения.


Ну и куда же без рекламы. Она была двигателем прогресса и в XIX веке.



В экспозиции выставки участвуют вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай.
Использованные источники: Е.Чуракова. Чайная банка фирмы «Т-во Василий Перлов с Сыновьями…». Московское наследие. №6, 2022; Материалы выставки.
|
</> |