Мода на чай

топ 100 блогов bogachkova195714.12.2022

В Музее Тропинина очень необычная выставка «Мода на чай. Живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний», посвященная традициям московского чаепития в XIX веке.  Ведь именно на XIX век пришлось триумфальное распространение чая в России. Он завоевал все слои общества: от высшей аристократии до крестьянства. Чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада.

В центре - В. Тропинин. Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде. 1840-1850-е. Холст, масло.
В центре - В. Тропинин. Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде. 1840-1850-е. Холст, масло.

Екатерина Ивановна Карзинкина (даты жизни неизвестны) – московская купчиха, дочь чаеторговца Ивана Медведникова, почетного гражданина Иркутска, и жена московского чаеторговца Ивана Андреевича Карзинкина. Екатерина Ивановна изображена в русском костюме, особенно модном в Николаевскую эпоху.

Летом 2022 года в музее Востока проходила выставка «Пять стихий чая», посвященная особой культурной практике приготовления и питья зелёного чая в Японии. Вот и сравним японские и московские традиции.

Торговля чаем в конце XVIII - начале XIX вв. призывала к деятельности людей недюжинных способностей и энергии. Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч по Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.

На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова – рисовальщика посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина (1805 – 1806).  Серия графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств, хранилась в фондах и прежде не экспонировалась в Музее Тропинина.

И.Александров. Китайские зарисовки. Вид Русского южного подворья. 1805-1807. Китай. Бумага, карандаш, акварель.
И.Александров. Китайские зарисовки. Вид Русского южного подворья. 1805-1807. Китай. Бумага, карандаш, акварель.
К.Мазер (Мозер). Портрет китайца с пиалой и трубкой. 1849. Холст, масло.
К.Мазер (Мозер). Портрет китайца с пиалой и трубкой. 1849. Холст, масло.

Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где был не дешев, но достаточно широко доступен. В первой половине XIX века Москва потребляла до 60% ввозимого в Россию чая. Число чайных магазинов в нашем городе превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где продавали чай, было более трехсот. Москва являлась лидером продажи и потребления чая. Бытописатели уже тогда замечали, что европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, в водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай. В 1840-1850-х годах ввоз чая составлял 95% всего китайского импорта в Россию. А к началу ХХ века Россия стала абсолютным лидером по потреблению чая в мире.

Китаянка в лиловых шароварах. Первая половина XIX в. Заводы Гжели. Фарфор, роспись над- и подглазурная, золочение. - Ситечко для чая. Конец XIX в. Китай. Белый металл. Из фонда А.Васильева. - Статуэтка «Мужик с цибиком чая». Отливка 1907. Кастлинский чугунолитейный завод. Чугун, литье. Из собрания Т.Удрас.
Китаянка в лиловых шароварах. Первая половина XIX в. Заводы Гжели. Фарфор, роспись над- и подглазурная, золочение. - Ситечко для чая. Конец XIX в. Китай. Белый металл. Из фонда А.Васильева. - Статуэтка «Мужик с цибиком чая». Отливка 1907. Кастлинский чугунолитейный завод. Чугун, литье. Из собрания Т.Удрас.

В.Г.Белинский писал: в 1845 году: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только чай пьет. Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

Само русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» - «молодой листочек», которым на родине чая обобщают все его типы и многочисленные сорта.

«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В то время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так. Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег», - А.И.Вьюрков.

«Пьют его с толком, даже с чувством, то есть совершенно горячий, когда он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение, которое кто-то удачно назвал китаизмом», - И.Т.Кокорев.

В составе коллекции Музея Тропинина значительное место занимают портреты купцов, членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных… Эти чаеторговые династии были элитой московского купечества, они дали России известных меценатов, коллекционеров, деятелей литературы, искусства, науки…

«Боткины, Высоцкие, Поповы! Попрекну, замечу и попомню, тузов былой Москвы. Экий чай заваривали вы!», – Б.А.Слуцкий.

Среди первых русских чаеторговцев был купец 2-ой гильдии Алексей сын Иванов – родоначальник будущей знаменитой московской династии Перловых, открывшей еще в 1787 году розничные чайные лавки в московских рядах.

П.Дубровин. Портрет купца-чаеторговца Ивана Алексеевича Перлова. – Портрет жены купца Агриппины Степановны Перловой. Обе: 1842. Холст, масло.
П.Дубровин. Портрет купца-чаеторговца Ивана Алексеевича Перлова. – Портрет жены купца Агриппины Степановны Перловой. Обе: 1842. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Марка Никитича Варенцова. 1827. – Портрет Марфы Сергеевны Варенцовой. 1824. Обе: Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Марка Никитича Варенцова. 1827. – Портрет Марфы Сергеевны Варенцовой. 1824. Обе: Холст, масло.
В.Тропинин. Портрет Сергея Алексеевича Мазурина. 1840-е. – Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной. 1844. Обе: Холст, масло.
В.Тропинин. Портрет Сергея Алексеевича Мазурина. 1840-е. – Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной. 1844. Обе: Холст, масло.
Портреты чаеторговцев из династии Боткиных: М.Соколов. Портрет Петра Петровича Боткина. 1907. Холст, масло. - К.Горбунов. Портрет Петра Кононовича Боткина – основателя династии. Бумага, акварель. - Неизвестный художник. Портрет Надежды Кондратьевны Боткиной. Начало ХХ в. Холст, масло. Все: Частное собрание.
Портреты чаеторговцев из династии Боткиных: М.Соколов. Портрет Петра Петровича Боткина. 1907. Холст, масло. - К.Горбунов. Портрет Петра Кононовича Боткина – основателя династии. Бумага, акварель. - Неизвестный художник. Портрет Надежды Кондратьевны Боткиной. Начало ХХ в. Холст, масло. Все: Частное собрание.

Династия Боткиных-чаеторговцев начинается с 1801 года, с основания фирмы «П.Боткин и сыновья». Впоследствии Петр Боткин был признан «пионером чайного дела» в России. Фирма специализировалась на оптовой торговле чаем и имела собственную закупочную контору в Кяхте (граница с Китаем). В этом месте купеческая династия Боткиных открыла главный таможенный пункт. У фирмы Боткиных имелись склады и магазин на Нижегородской ярмарке, торговые отделения были в Китае, в Лондоне и в Гостином дворе Санкт-Петербурга. Оборот фирмы «П.Боткин и сыновья» составлял несколько миллионов рублей.

Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано с изобретением уникального водогрейного сосуда самовара и появлением широкого ассортимента чайной посуды из фарфора и фаянса.

Интересный факт: к 1850 году в Туле работало 28 самоварных фабрик, на которых выпускали 120 000 самоваров.

«Там, устав от мировых пожаров, / Сохранив устоев русских дар, / Тула Медная обитель Самоваров, / По-прежнему чеканит самовар», - Н.Н.Языков.

Самовар. Торговый наследника И.Г.Баташева «Николай Иванович Баташев», Тула. Московский музей холдинга «Объединенные кондитеры». - Самовар с подносом. Тульская самоварная фабрика Зубовых. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Оба: Начало ХХ в.
Самовар. Торговый наследника И.Г.Баташева «Николай Иванович Баташев», Тула. Московский музей холдинга «Объединенные кондитеры». - Самовар с подносом. Тульская самоварная фабрика Зубовых. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Оба: Начало ХХ в.
П.Кузнецов. Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна. Первая половина ХХ в. Холст, масло.
П.Кузнецов. Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна. Первая половина ХХ в. Холст, масло.
Бокал с блюдцем. XIX в. Завод Сафронова. – Чашка с блюдцем. 1840-1850-е. Живописное заведение Н.К.Вагина. – Кружка. Первая половина XIX в. Фабрика Поскочина. – Чашка с блюдцем «В день ангела». 1890-1910. Товарищество М.С.Кузнецова. – Кружка. Первая треть XIX в. Фабрика Храпунова-Новаго. Все: Фарфор, роспись.
Бокал с блюдцем. XIX в. Завод Сафронова. – Чашка с блюдцем. 1840-1850-е. Живописное заведение Н.К.Вагина. – Кружка. Первая половина XIX в. Фабрика Поскочина. – Чашка с блюдцем «В день ангела». 1890-1910. Товарищество М.С.Кузнецова. – Кружка. Первая треть XIX в. Фабрика Храпунова-Новаго. Все: Фарфор, роспись.
Бокал. Третья четверть XIX в. Завод Попова. – Сидящая китаянка. 1830-е. Фабрика Поскочина. Фаянс. – Чашка с блюдцем. Германия, королевская фарфоровая мануфактура.
Бокал. Третья четверть XIX в. Завод Попова. – Сидящая китаянка. 1830-е. Фабрика Поскочина. Фаянс. – Чашка с блюдцем. Германия, королевская фарфоровая мануфактура.
Молочник и Полоскательница. Середина XIX в. Фабрика Сипягина. Фарфор, надглагурная роспись, золочение.
Молочник и Полоскательница. Середина XIX в. Фабрика Сипягина. Фарфор, надглагурная роспись, золочение.

И, конечно, традицию чаепития не могли не воплотить в жанровых картинах, натюрмортах, семейных портретах художники XIX века.

К.Щульц. Домашняя сцена. 1830-1840-е. Дерево, масло.
К.Щульц. Домашняя сцена. 1830-1840-е. Дерево, масло.
Л.Плахов. Портрет П.И.Стромилова в интерьере. 1842-1843. Холст, масло.
Л.Плахов. Портрет П.И.Стромилова в интерьере. 1842-1843. Холст, масло.
П.Федотов. Вдовушка. 1851-1852. Холст, масло.
П.Федотов. Вдовушка. 1851-1852. Холст, масло.
Д.Волохов. Интерьер. Около 1855. Холст, масло.
Д.Волохов. Интерьер. Около 1855. Холст, масло.

Очень интересна интерьерная картина Д.Волохова – а сможете ли вы отгадать профессию хозяина или хозяйки комнаты? В данном случае изображение интерьера со всем многообразием бытовых деталей — это рассказ о судьбе человека без его участия, поданный через изображения принадлежащих ему вещей. Это можно разглядеть в натюрморте на столе, предметы которого освещены из окна: болванка для шляпы, неубранная постель, рядом с которой валяется скомканный купон, чашки и самовар, стоящий на стуле, украшения, висящие на стенах. Художник подробно и с любовью написал угол комнаты и предметы обстановки жилья бедной модистки. Но только ли шитьем живет данная особа?

Карл Рабус. Москва. Народное гуляние. 1829. Бумага, тушь, перо.
Карл Рабус. Москва. Народное гуляние. 1829. Бумага, тушь, перо.
А.Сапожников. Виоль де Амур на вечеринке у подьячего. Альбом «Похождения Христиана Христиановича Виоль де Амура и его Аршета». 1844. Бумага, очерковая гравюра.
А.Сапожников. Виоль де Амур на вечеринке у подьячего. Альбом «Похождения Христиана Христиановича Виоль де Амура и его Аршета». 1844. Бумага, очерковая гравюра.

В этом забавном и немного грустном альбоме Андрея Сапожникова «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» 52 рисунка. Рисунки можно назвать карикатурами на бытовые сюжеты из жизни петербургских немцев. Главные герои иллюстрированной повести — молодой человек Христиан Христианович, сын обрусевших немцев, и его собачка по кличке Аршет, что в переводе с французского означает «смычок». Родители души не чаяли в своем отпрыске. Отец Христиана, скрипач, сразу же приобщает сына к музыке и считает его гениальным. Но как же изменилось всё в жизни Христиана после смерти любящих родителей. Имущество родителей разворовали опекуны, таланты Христиана оказались никому не нужны. Чем только не приходится ему заниматься, зарабатывая на кусок хлеба. История Христиана — это грустная история потерь, разочарований, предательства. Только верная собачка, его единственный друг, скрашивает его безрадостное существование.

Интересны также представленные на выставке чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Высоцких…

Кондитерская коробка. Кондитерская ф-ка Торгового дома Леновых. 1890-е. – Вкладыш – игра «Кто выберет конфету?». Т-во Эйнем, Москва. 1890-1895. – Кондитерская банка. Французское печенье к чаю «Пети-Беръ» С.Сиу и Ко. 1900-е. Все: Московский музей холдинга «Объединенные кондитеры».
Кондитерская коробка. Кондитерская ф-ка Торгового дома Леновых. 1890-е. – Вкладыш – игра «Кто выберет конфету?». Т-во Эйнем, Москва. 1890-1895. – Кондитерская банка. Французское печенье к чаю «Пети-Беръ» С.Сиу и Ко. 1900-е. Все: Московский музей холдинга «Объединенные кондитеры».
Печенье для чая. Т-во А.И.Абрикосова и сыновей. 1882-1885.
Печенье для чая. Т-во А.И.Абрикосова и сыновей. 1882-1885.

Феномен чаепития и знакомство с японскими кимоно повлияли на женскую моду второй половины XIX века. Появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На данной выставке все женские платья представлены фондом историка моды Александра Васильева.

Чайное платье в дальневосточном стиле. 1913. Модный дом M.L.Perkins. США. - Дневное платье из набивного муслина с мотивами вышивки в народном стиле. 1910-е. Россия, Польша. Из фонда А.Васильева.
Чайное платье в дальневосточном стиле. 1913. Модный дом M.L.Perkins. США. - Дневное платье из набивного муслина с мотивами вышивки в народном стиле. 1910-е. Россия, Польша. Из фонда А.Васильева.
Платье покроя «принцесс» из плетеного кружева «люксей». 1908. Россия, Москва. Из фонда А.Васильева.
Платье покроя «принцесс» из плетеного кружева «люксей». 1908. Россия, Москва. Из фонда А.Васильева.
Чайное платье в дальневосточном стиле. 1911. Модный дом L.Bloske, Санкт-Петербург. - Чайное платье из шелка цвета резеды. 1908. Россия, Казань.
Чайное платье в дальневосточном стиле. 1911. Модный дом L.Bloske, Санкт-Петербург. - Чайное платье из шелка цвета резеды. 1908. Россия, Казань.
Чайное платье в дальневосточном стиле. 1912. Россия. Из фонда А.Васильева.
Чайное платье в дальневосточном стиле. 1912. Россия. Из фонда А.Васильева.

Для чайной церемонии создавались даже музыкальные произведения.

Ноты «Кекс-галоп». Начало ХХ в. Товарищество Эйнем. Печатная копия. Московский музей холдинга Объединенные кондитеры.
Ноты «Кекс-галоп». Начало ХХ в. Товарищество Эйнем. Печатная копия. Московский музей холдинга Объединенные кондитеры.
Мода на чай

Ну и куда же без рекламы. Она была двигателем прогресса и в XIX веке.

Рекламные вкладыши торгового дома «Д.Высоцкий и Р.Гоцъ». 1900-е. Бумага, типографическая печать. Из фонда А.Васильева.
Рекламные вкладыши торгового дома «Д.Высоцкий и Р.Гоцъ». 1900-е. Бумага, типографическая печать. Из фонда А.Васильева.
Открытки рекламные: Всероссийская Выставка 1896 года. – Чай. Начало ХХ в.
Открытки рекламные: Всероссийская Выставка 1896 года. – Чай. Начало ХХ в.
Карточка «Прейсъ-курантъ. Чай». Начало ХХ в.
Карточка «Прейсъ-курантъ. Чай». Начало ХХ в.

В экспозиции выставки участвуют вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай.

Использованные источники: Е.Чуракова. Чайная банка фирмы «Т-во Василий Перлов с Сыновьями…». Московское наследие. №6, 2022; Материалы выставки.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
© ...
Там в воскресенье у Экслера Алексея ничего не предвещало беды. Всё было как обычно: пришёл Алексей на пляжик, лёг на топчанчик, укрылся одеялком. И вдруг - оно встал, конкретно неожиданно и реально страшно! Откуда такие воскресные настроения - реально непонятно. Солнце, море и раздетые ...
В Омске опять ожидается до +40...  В КНР при такой погоде объявляют красный уровень опасности и выходные В Пекине объявлен красный уровень опасности из-за аномальной жары Новости Китая. В Пекине объявлен красный – максимальный – уровень опасности из-за жары. Столбик ...
Вначале мы хотели лететь в Сан-Франциско, но желание посетить Йосемити перевесило, и мы третий раз за год поехали в Калифорнию на машине. Когда мы ездили в СФ в конце июня , дорога через парк (Tioga Road) была ещё закрыта из-за снега. Теоретически в середине октября её тоже могли уже ...
О чем может думать девушка в поле с ромашками? Конечно же, об учебе и любимой математике, 1 сентября на носу. Фотограф Никита Маффин ...