Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения
bogachkova1957 — 01.12.2022В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения самого знакового и самого узнаваемого для москвичей архитектора Алексея Щусева (1873–1949). И первую выставку, посвященную этому событию, открыла Третьяковская галерея.
Начинается выставка с портрета Щусева кисти Бориса Кустодиева, приобретенного музеем в 2016 году у наследника архитектора. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Я уделю внимание в данной публикации только работам Щусева над Марфо-Мариинской обителью, самым моим любимым храмовым комплексом в Москве, выполненным в стиле модерна. Марфо-Марьинская обитель – одна из самых важных работ зодчего. Впервые попадая на территорию обители, мы сразу ощущаем поступь Серебряного века. Как бережно коснулся архитектор этой сакральной темы! Читайте мой пост о самой обители здесь.
Ценность данной выставки еще в том, что многие произведения и документы экспонируются впервые, именно они стали ядром выставки, как относительно недавние приобретения музея. «Все началось в 2013 году, когда наследник Алексея Щусева принес нам одну работу — показать и посоветоваться. Лист был абсолютно руинированным», — из рассказа куратора выставки Ирины Шумановой. Примерно 100 работам, выкупленных у наследников, требовалась безотлагательная реставрация, листы были в очень плохом состоянии. Хранившиеся в гараже рулоны кальки и ватмана оказались покрыты пылью и грязью не только снаружи, но и внутри, на площади по два-три метра. Имелось много утрат, разрывов, экскрементов животных, следов жизнедеятельности насекомых. Что-то съела плесень. И последние девять лет реставрационный отдел занимался постепенным приведением в порядок этих рисунков, часть которых и представлена на выставке.
«Это исключительные по качеству рисунки, которые позволяют почувствовать нерв эпохи модерна. Щусев был великим рисовальщиком, а еще он был эстетом во всем, в том числе в выборе бумаги. Из-за ее высокого качества эти листы и сохранились после всех перипетий использования при возведении зданий, а также долгих лет хранения», — Ирина Шумакова.
Самым значимым экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная «райским садом», которую собрали в натуральную величину. Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, — свидетельство того, как Щусев их ценил. Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные – молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).
Композиция «Райский сад» — это стена, сплошь покрытая ковром белокаменной резьбы из фантастических растений и птиц. Принцип оформления поверхности вдохновлен Георгиевским собором в Юрьев-Польском. Щусев собирает композицию подобно древнему мастеру Василию Ермолину, который в 1471 году восстановил Георгиевский собор после обрушения, перепутав местами некоторые фрагменты. Так и у Щусева резные белокаменные рельефы нарочито произвольно инкрустированы в кирпичные стены храма, что производит впечатление драгоценных артефактов древней постройки.
Какая изысканность в каждой линии, прихотливая тонкость, роскошь форм - древнерусское сливается с барочным, и кажется, что сам Бог водил рукою мастера.
Над порталом северного притвора – изображение «Этимасии (Престола уготованного)», по сторонам которого два херувима. Нежный, кроткий лик справа - портрет Елизаветы Федоровны. Слева — строгий, сосредоточенный профиль Великого князя Сергея Александровича.
Создавая свой архитектурный ансамбль, Щусев заботился о «цельности художественного впечатления». Он настаивал на том, что любая, даже самая незначительная деталь, должна выйти исключительно из-под его руки и под его контролем. Архитектор разработал дизайн богослужебных предметов: чаш, потиров, хоругвей, платов, облачений священников. Все эти предметы были выполнены по рисункам Щусева Федором Мишуковым и частично ювелирной фирмой Хлебникова. Шитье монашеских облачений, хоругвей, церковных покровов также по рисункам и шаблонам Щусева выполнили Екатерина Нестерова, супруга Михаила Нестерова, и сестры Свято-Алексеевского монастыря в Москве.
Для осуществления росписи Покровского храма великая княгиня Елизавета Федоровна обратилась к одному из особенно уважаемых ее художников – Михаилу Нестерову. Алексей Щусев был моложе Михаила Нестерова на 11 лет, и, естественно, Нестеров взял на себя роль «старшего друга» и покровителя таланта молодого архитектора. Вместе они работали над тремя проектами и над объектом нашего внимания Покровским храмом Марфо-Мариинской обители в Москве.
При создании храма Марфо-Мариинской обители Нестеров поставил перед собой задачу освободиться от влияния васнецовского стиля и найти «свое» в религиозной живописи, породнить ее со стилем своих станковых произведений. Это не совпадало со взглядами Щусева, который возводил Покровскую церковь обители в духе новгородско-псковской архитектуры XII-XVI веков и хотел видеть на ее стенах тонкую стилизацию под древнюю фреску. Несмотря на некоторые разногласия по этому поводу, в росписях храма Нестеров успешно осуществил свое намерение, о чем свидетельствуют и пастозность письма, и заметно возросшая роль пейзажа, как бы оттеняющего психологические характеристики героев композиций.
Принцип оформления внутреннего пространства был определен на самом первом этапе работ. Стены в основном остаются белыми, и лишь в узловых зонах архитектурного пространства возникают цветные фигуративные композиции и орнаменты. Результат родил необычный музейный эффект: «…белые стены напоминают нейтральный фон музейных экспозиций, на фоне которых можно гораздо лучше рассмотреть… произведения церковного искусства, вычлененные из общего целого и как будто выставленные в витрину…».
Но все же результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение Нестеровым образов иконостаса. Пожалуй, именно алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, можно считать произведениями, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма. Иконостас храма написан Нестеровым в «стиле образов новгородских».
А так выглядят алтарная преграда и царские врата в Покровском храме в настоящее время.
Итак, на выставке представлены варианты и наброски Алексея Щусева, равно как эскизы, картины, рисунки его друга Михаила Нестерова - одного из глашатаев неорусского стиля. Над некоторыми сюжетами они работали вместе - лики писал Нестеров, а фон отрисовывал Щусев. Обитель создавалась под лаконично-строгие вкусы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, отдавшей себя служению Богу. Сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию».
Эта выставка – первый шаг в праздновании 150-летия со дня рождения Алексея Щусева. Впереди нас ждут новые интересные события.
|
</> |