Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения

топ 100 блогов bogachkova195701.12.2022

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения самого знакового и самого узнаваемого для москвичей архитектора Алексея Щусева (1873–1949). И первую выставку, посвященную этому событию, открыла Третьяковская галерея.

Б.Кустодиев. Портрет А.В.Щусева. 1917. Холст, масло.
Б.Кустодиев. Портрет А.В.Щусева. 1917. Холст, масло.

Начинается выставка с портрета Щусева кисти Бориса Кустодиева, приобретенного музеем в 2016 году у наследника архитектора. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Я уделю внимание в данной публикации только работам Щусева над Марфо-Мариинской обителью, самым моим любимым храмовым комплексом в Москве, выполненным в стиле модерна. Марфо-Марьинская обитель – одна из самых важных работ зодчего. Впервые попадая на территорию обители, мы сразу ощущаем поступь Серебряного века. Как бережно коснулся архитектор этой сакральной темы! Читайте мой пост о самой обители здесь.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Фото 2018.
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Фото 2018.

Ценность данной выставки еще в том, что многие произведения и документы экспонируются впервые, именно они стали ядром выставки, как относительно недавние приобретения музея. «Все началось в 2013 году, когда наследник Алексея Щусева принес нам одну работу — показать и посоветоваться. Лист был абсолютно руинированным», — из рассказа куратора выставки Ирины Шумановой. Примерно 100 работам, выкупленных у наследников, требовалась безотлагательная реставрация, листы были в очень плохом состоянии. Хранившиеся в гараже рулоны кальки и ватмана оказались покрыты пылью и грязью не только снаружи, но и внутри, на площади по два-три метра. Имелось много утрат, разрывов, экскрементов животных, следов жизнедеятельности насекомых. Что-то съела плесень. И последние девять лет реставрационный отдел занимался постепенным приведением в порядок этих рисунков, часть которых и представлена на выставке.

Алексей Щусев. Проект северного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, карандаш, тушь, акварель.
Алексей Щусев. Проект северного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, карандаш, тушь, акварель.

«Это исключительные по качеству рисунки, которые позволяют почувствовать нерв эпохи модерна. Щусев был великим рисовальщиком, а еще он был эстетом во всем, в том числе в выборе бумаги. Из-за ее высокого качества эти листы и сохранились после всех перипетий использования при возведении зданий, а также долгих лет хранения», — Ирина Шумакова.

Северный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
Северный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Самым значимым экспонатом выставки стала чертежная стена северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители, украшенная «райским садом», которую собрали в натуральную величину. Это шаблоны, которые Щусев отдавал в работу камнерезам на стройке. То, что после использования мастеровыми эти чертежи снова оказались у автора, — свидетельство того, как Щусев их ценил. Наиболее важные шаблоны исполнял сам Щусев, остальные – молодой выпускник Строгановского училища Никифор Яковлевич Тамонькин (1881-1951).

Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения

Композиция «Райский сад» — это стена, сплошь покрытая ковром белокаменной резьбы из фантастических растений и птиц. Принцип оформления поверхности вдохновлен Георгиевским собором в Юрьев-Польском. Щусев собирает композицию подобно древнему мастеру Василию Ермолину, который в 1471 году восстановил Георгиевский собор после обрушения, перепутав местами некоторые фрагменты. Так и у Щусева резные белокаменные рельефы нарочито произвольно инкрустированы в кирпичные стены храма, что производит впечатление драгоценных артефактов древней постройки.

Композиция «Райский сад» на северном притворе Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Фото 2022.
Композиция «Райский сад» на северном притворе Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Фото 2022.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Крест (Древо жизни). Центральная часть композиции «Райский сад». Около 1910. Бумага, карандаши. – Реализация. Фото 2022.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Крест (Древо жизни). Центральная часть композиции «Райский сад». Около 1910. Бумага, карандаши. – Реализация. Фото 2022.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Птица. Около 1910. Бумага, карандаш. – Реализация. Фото 2022.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Птица. Около 1910. Бумага, карандаш. – Реализация. Фото 2022.
Алексей Щусев. Растительный орнамент. 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь.
Алексей Щусев. Растительный орнамент. 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Павлины с переплетенными шеями. Около 1910. Бумага, карандаш.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Павлины с переплетенными шеями. Около 1910. Бумага, карандаш.

Какая изысканность в каждой линии, прихотливая тонкость, роскошь форм - древнерусское сливается с барочным, и кажется, что сам Бог водил рукою мастера.

Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения
Алексей Щусев. Никифор Тамонькин. Процветший крест. Шаблон каменной резьбы северного портала Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь.
Алексей Щусев. Никифор Тамонькин. Процветший крест. Шаблон каменной резьбы северного портала Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908-1909. Бумага, карандаш, уголь.
Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения
Алексей Щусев. Проект. Северный портал Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, карандаш, перо, тушь. - Северный портал. Фото 2022.
Алексей Щусев. Проект. Северный портал Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, карандаш, перо, тушь. - Северный портал. Фото 2022.

Над порталом северного притвора – изображение «Этимасии (Престола уготованного)», по сторонам которого два херувима. Нежный, кроткий лик справа - портрет Елизаветы Федоровны. Слева — строгий, сосредоточенный профиль Великого князя Сергея Александровича.

Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Херувимы. Левая и правая части триптиха «Этимасия (Престол уготованный)». Около 1910. Шаблоны каменной резьбы над порталом северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, карандаши.
Никифор Тамонькин по эскизу Алексея Щусева. Херувимы. Левая и правая части триптиха «Этимасия (Престол уготованный)». Около 1910. Шаблоны каменной резьбы над порталом северного притвора Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, карандаши.
Триптих «Этимасия (Престол уготованный)» над северным порталом. Фото 2022.
Триптих «Этимасия (Престол уготованный)» над северным порталом. Фото 2022.
Алексей Щусев. Проект западного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Калька, уголь, цветной карандаш.
Алексей Щусев. Проект западного фасада Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Калька, уголь, цветной карандаш.
Западный фасад Покровского храма. Фото 2022. - М.Нестеров. Мозаика «Образ Спаса Нерукотворного».
Западный фасад Покровского храма. Фото 2022. - М.Нестеров. Мозаика «Образ Спаса Нерукотворного».
Алексей Щусев. Шаблон для каменной резьбы композиции западного фасада для Покровского собора Марфо-Мариинской обители. 1908-1909.
Алексей Щусев. Шаблон для каменной резьбы композиции западного фасада для Покровского собора Марфо-Мариинской обители. 1908-1909.

Создавая свой архитектурный ансамбль, Щусев заботился о «цельности художественного впечатления». Он настаивал на том, что любая, даже самая незначительная деталь, должна выйти исключительно из-под его руки и под его контролем. Архитектор разработал дизайн богослужебных предметов: чаш, потиров, хоругвей, платов, облачений священников.  Все эти предметы были выполнены по рисункам Щусева Федором Мишуковым и частично ювелирной фирмой Хлебникова. Шитье монашеских облачений, хоругвей, церковных покровов также по рисункам и шаблонам Щусева выполнили Екатерина Нестерова, супруга Михаила Нестерова, и сестры Свято-Алексеевского монастыря в Москве.

Алексей Щусев. Проект орнамента для ковра в алтарь Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1911. Бумага, гуашь, карандаш.
Алексей Щусев. Проект орнамента для ковра в алтарь Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1911. Бумага, гуашь, карандаш.
Алексей Щусев. Саккос. 1910. Бумага, гуашь, карандаш, бронзовая краска.
Алексей Щусев. Саккос. 1910. Бумага, гуашь, карандаш, бронзовая краска.
Церковная утварь Марфо-Мариинской обители. Фото П.К.Остроумова. 1912-1913.
Церковная утварь Марфо-Мариинской обители. Фото П.К.Остроумова. 1912-1913.

Для осуществления росписи Покровского храма великая княгиня Елизавета Федоровна обратилась к одному из особенно уважаемых ее художников – Михаилу Нестерову. Алексей Щусев был моложе Михаила Нестерова на 11 лет, и, естественно, Нестеров взял на себя роль «старшего друга» и покровителя таланта молодого архитектора. Вместе они работали над тремя проектами и над объектом нашего внимания Покровским храмом Марфо-Мариинской обители в Москве.

М.Нестеров и А.Щусев в Марфо-Мариинской обители. Фото 1911–1912.
М.Нестеров и А.Щусев в Марфо-Мариинской обители. Фото 1911–1912.

При создании храма Марфо-Мариинской обители Нестеров поставил перед собой задачу освободиться от влияния васнецовского стиля и найти «свое» в религиозной живописи, породнить ее со стилем своих станковых произведений. Это не совпадало со взглядами Щусева, который возводил Покровскую церковь обители в духе новгородско-псковской архитектуры XII-XVI веков и хотел видеть на ее стенах тонкую стилизацию под древнюю фреску. Несмотря на некоторые разногласия по этому поводу, в росписях храма Нестеров успешно осуществил свое намерение, о чем свидетельствуют и пастозность письма, и заметно возросшая роль пейзажа, как бы оттеняющего психологические характеристики героев композиций.

Михаил Нестеров. Покров Богоматери. 1914. Дерево, масло.
Михаил Нестеров. Покров Богоматери. 1914. Дерево, масло.

Принцип оформления внутреннего пространства был определен на самом первом этапе работ. Стены в основном остаются белыми, и лишь в узловых зонах архитектурного пространства возникают цветные фигуративные композиции и орнаменты. Результат родил необычный музейный эффект: «…белые стены напоминают нейтральный фон музейных экспозиций, на фоне которых можно гораздо лучше рассмотреть… произведения церковного искусства, вычлененные из общего целого и как будто выставленные в витрину…».

Михаил Нестеров. Христос у Марфы и Марии. 1918. Авторское повторение композиции северной стены Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага на картоне, гуашь, темпера, карандаш.
Михаил Нестеров. Христос у Марфы и Марии. 1918. Авторское повторение композиции северной стены Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага на картоне, гуашь, темпера, карандаш.
Алексей Щусев. Проект алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Конец 1900-х. Бумага, карандаш, тушь, перо.
Алексей Щусев. Проект алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Конец 1900-х. Бумага, карандаш, тушь, перо.
Алексей Щусев, Михаил Нестеров. Диесус.1908-1909. Шаблон навершия царских врат Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, уголь.
Алексей Щусев, Михаил Нестеров. Диесус.1908-1909. Шаблон навершия царских врат Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Бумага, уголь.

Но все же результатом некоторого компромисса с пожеланиями Щусева стало исполнение Нестеровым образов иконостаса. Пожалуй, именно алтарная преграда и ряд росписей, образующих с ней зрительную связку, можно считать произведениями, наиболее органично вписывающимися в архитектуру храма. Иконостас храма написан Нестеровым в «стиле образов новгородских».

Михаил Нестеров. Проект алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Конец 1900-х. Бумага, гуашь, карандаш.
Михаил Нестеров. Проект алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Конец 1900-х. Бумага, гуашь, карандаш.
Михаил Нестеров. Эскиз Царских врат алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, акварель, белила, карандаш. – Благовещание. 1908. Эскиз росписи алтарных пилонов. Бумага, акварель, гуашь.
Михаил Нестеров. Эскиз Царских врат алтарной преграды для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908. Бумага, акварель, белила, карандаш. – Благовещание. 1908. Эскиз росписи алтарных пилонов. Бумага, акварель, гуашь.

А так выглядят алтарная преграда и царские врата в Покровском храме в настоящее время.

Царские врата и алтарная преграда Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
Царские врата и алтарная преграда Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Итак, на выставке представлены варианты и наброски Алексея Щусева, равно как эскизы, картины, рисунки его друга Михаила Нестерова - одного из глашатаев неорусского стиля. Над некоторыми сюжетами они работали вместе - лики писал Нестеров, а фон отрисовывал Щусев. Обитель создавалась под лаконично-строгие вкусы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, отдавшей себя служению Богу. Сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию».

Эта выставка – первый шаг в праздновании 150-летия со дня рождения Алексея Щусева. Впереди нас ждут новые интересные события.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Декабрь 2018 года для украинской промышленности был самым худшим месяцем с начала ее стабилизации после убийственных для нее показателей 2014-15 годов. Падение к декабрю 2017-го составило 3,5%. Причем если добывающая промышленность выдала в целом неплохие +1,8%, то обрабатывающая ...
Большинство женщин постоянно худеют .  Худеют-худеют-худеют.  И какая-то часть из них становится от этого толще, какая-то часть начинает страдать различными ED РАЗ  , ДВА , ТРИ , какая-то часть постоянно в одном весе плюс-минус 3-5-7 ...
Я, наконец, поняла, в кого превратилась Бузова после смены имиджа. Была блондинкой-идиоткой, а стала чуть более молодым клоном Лолиты Милявской. Фото: Соцсети В общем, Оля хотела, как лучше, а получилось у неё, как всегда: колхозно и нелепо. Многие женщины сегодня прибегают к ...
Получил письмо от друга : Серега, привет.  Это Борис.  Мне тут позвонил наш общий знакомец Илюша Морозов со следующей инфой.  В данный момент лагерь у суда начинают плотно пасти и концентрация фсб-шников весьма увеличилась. Непонятно ...
А сориентируйте, пожалуйста, по билетам Москва - Нью-Йорк - Москва. Смотрю билеты на май, пока перевозчики (Аэрофлот и Дельта) предлагают прямые рейсы по цене 20-21 тыщ рублей. Это дорого/дешево? Имеет смысл ждать какие-то распродажи на май? А то все ...