Мнение
diak-kuraev — 13.11.2015 http://bogoslov-club.org.ua/?p=8092#more-8092http://a-avvakum.livejournal.com/89591.html
архим Аввакум Давиденко
Миссионерство не нужно в Православии. Более того, оно чуждо его природе. Оно, как инородное тело, находилось всегда в зачаточном состоянии, держась на пламенных волонтерах, одиночках добровольцах. Миссионерство у нас было, но оно, как никому не нужный придаток, только мешало общему устрою, укладу, ходу жизни Православия, празднично, торжественно украшающего жизнь, высокопарно благословляющего. Хотя и отказаться от него полностью Церковь не решается, ибо оно, как никак, а поднимает авторитет Церкви. Ведь сам Новый Завет - это международно ориентированный миссионерский проект.
16 ноября ведущего миссионера и богослова Восточной Европы протодиакона Андрея Кураева в Москве будет судить церковный дисциплинарный суд. Ох, и будет! Судьи держитесь, потому что судьей и обвинителем будете не вы, а отец Андрей. Однако, кто бы ни выиграл в судебных слушаниях и прениях, приговор уже написан. Любой суд, любой приговор это право сильного, право властного, право общественной целесообразности.
Однако, отец Андрей и после суда останется ведущим миссионером и богословом Восточной Европы. Он уже независим от церковного сообщества. Запрещение, лишение сана(если такое состоится) еще больше подогреют его и так огромнейший авторитет в широкой общественности, и в тех же самых церковных кругах, в том числе. Как бы его ни демонизировали, ни маргинализировали, а он останется голосом(рупором) церковной гласности в православии.
Повторюсь… Миссионерство не нужно в Православии. Более того, оно чуждо его природе. И находилось оно всегда в зачаточном состоянии. Миссионерство у нас было, но оно, как никому не нужный придаток, только мешало общему устрою, укладу, ходу жизни Православия. Хотя и отказаться от него полностью нельзя, ибо оно поднимает авторитет Церкви. Были у нас громкие и достославные имена - Святитель Тихон Североамериканский и Алеутский(будущий патриарх), архимандрит Макарий Глухарев и другие менее яркие. Святитель Николай Касаткин(Японский) в свое время горестно сокрушался, что на миссионерство в Сибири, всех северных, дальневосточных регионов России Духовная консистория умудрилась, раскошелилась и выделила 8 тысяч рублей, а на содержание лишь одного архиерейского дома в Сан-Франциско аж 27 тысяч! Разницу чувствуете? Понимаете, что в Русском Православии главнее и важнее? Православная Церковь была и остается тяжеловесным обрядовым, празднично украшающим, освящающим, благословляющим институтом... увы…
Я читал в интернете, как в 90е пассионарные миссионерские годы, молодой православный батюшка, горя духом ревности, ходил к протестантам с проповедью истинной веры Православной. Ему удалось привести в храм несколько молодых ребят. Они, действительно, с неподдельным интересом приходили в церковь, смотрели, спрашивали, общались за дружескими чаепитиями… но, так продолжалось недолго. До приезда архиерея. Я, рассказывает священник, им говорил: вот, вы скоро увидите все торжество и красоту веры Православной, истинной, христианской. Вот, настал долгожданный день, епископ приехал. Но, в нашей приходской жизни не все бывает гладко. Поначалу чувствовалась нервозность и спешка. Хор пел слабо, его то и дело подгоняли, поправляли. Сам епископ, видно был не в духе, покрикивал на иподиаконов, когда они облачили его среди церкви, покрикивал и на собравшихся священников. Но, затем все наладилось, весь богослужебный строй выровнялся и далее служба пошла чинно и торжественно. Проповеди не было. Было несколько завершающих поздравительных фраз и все. Я, рассказывает далее батюшка, думал, ребятам это действо очень понравилось. Но, я ошибся. В неспешной доверительной беседе, после богослужения обговаривая приезд, ребята мне сказали: «И это ты называешь истинным христианством? Приехал, какой то молодой павлин, чуть постарше нас, весь в бусах и блестках, хвост посреди храма распустил, все вокруг него бегают, суетятся, наряжают, руки моют, рабски кланяются. А где же Христос, чтение Писаний, толкование? Что это у вас за рабство и пресмыкательство? Христос в Евангелии сказал - "Я уже не называю вас рабами, но называю вас друзьями" Ин. 15:15. Больше, как сообщает священник, я этих ребят в храме не видел. Да, и больше я никого не звал в Церковь.
Надо осознать, что Православная церковь - это своя собственная узкая субкультура, которую понимают и принимают люди воспитанные в ней. Она несет в себе налет византийской, давно канувшей в Лету, раболепности, если не сказать рабства, физического поклонения младших перед старшими. Ее, эту субкультуру понимают дети священников, духовенства, дети воспитанные в православных практикующих семьях. Ну, собственно и все. Остальной большой мир, взращенный и воспитанный на принципах гражданской свободы, нас не принимает и не понимает.
Даже власти, многие из представителей властей, отдавая дань традиции, приходя в Церковь в праздники, здороваются с епископом и священником через рукопожатие, а не целуют руку, как положено у нас в Церкви, и приходят зачастую, собственно, не на само богослужение с самого начала, а лишь на праздничные застолья. К «официальной части», к столу. Этим они явно демонстративно показывают, что, да, дань традиции они отдают, но раболепно целовать руку не целуют.
Что бы быть православным нужен особый психологический уклад. Уклад пожилой женщины, бабушки, раболепствующий перед всяким, мало мальским, авторитетом. Однако, понимаем, что тот психологический статус, который является нормой для пожилой женщины, есть патологичен для молодого человека, человека из мира. Вот почему в Православной Церкви так мало мужчин и молодежи. Я наблюдал, начиная со свободы 90х годов, как дети воспитываясь в православных воскресных школах, в конце концов, взрослея, все равно уходят в мир и церковь, или вовсе не посещают, или посещают очень и очень редко. Церковь по прежнему, как и в советские времена, остается уделом пожилых одиноких исключенных из общественной жизни женщин.
Начиная с 90х годов, со свободы Церкви, поигрались в миссионерство и хватит. Сегодня, начиная с громких табачных, квартирных, златопыльных и часовных, скандалов в связи с патриархом Кириллом, и вскрытыми богатствами и разоблачениями высшего духовенства, когда нас раскусили журналисты и начали задавать каверзные вопросы, Церковь от игры в миссионерство, уже года четыре, как перешла к глухой, тупой самообороне. Что бы было все шито, крыто, вопросы не задавались, не ставились, и ни о чем не спрашивалось, и ничто нигде не обсуждалось. Что бы было шито, крыто и полно корыто. Собственно, мы подошли сегодня к самому тупиковому и далеко немиссионерскому состоянию. Мы подошли, так сказать, к обороне своих рубежей, своей внутренней субкультуры.
А миссионерство, как раз, и предполагает предельную прозрачность, открытость, честность, где широким общественным загалом(всем миром, так сказать) ставятся вопросы и получаются на них вразумительные ответы.
Вернемся к Кураеву и патриарху Кириллу. У патриарха Кирилла были тоже миссионерские наклонности и довольно таки неплохие способности говорить. Знаем и помним его телепередачи, которые он вел будучи еще митрополитом. Где то в 2010 году, в первый год правления патриарха Кирилла, когда святейший еще широко и открыто не боясь сложных вопросов широко ездил по просторам СНГ и собирал немалые аудитории(ну, все помним, интересное было время) так он высказал довольно таки откровенную мысль. Он сказал примерно следующее: «Я, как человек любящий общаться с широкой аудиторией(все знаем, это действительно так), очень завидую отцу Андрею Кураеву. Отец Андрей все же намного свободнее меня, по положению. Он может высказать и поговорить открыто, ясно и свободно очень и очень о многом. Мне же, увы, в силу моего положения и ответственности, очень многие вещи приходится оставлять за скобками(точно так и сказал!), так как на мне лежит тяжелейший груз ответственности за судьбы многих и многих сотен людей…» Конец цитаты патриарха Кирилла.
Сегодня, трудно всем. Не позавидуешь. А особенно двум схлестнувшимся ключевым фигурам: патриарху и протодиакону. Святейший патриарх Кирилл, уже наверное не завидует протодиакону всея Руси. Все осознают тяжесть нарастающего положения в Церкви. И главное, нет готовых рецептов и способов, как безболезненно разрулить создавшуюся острую, конфликтную ситуацию, имеющую явную тенденцию к еще большему нагнетанию, нарастанию. Отмалчиваться удастся лишь до поры до времени. А, далее придется, что то говорить, решать и действовать.
Церковь наша, до поры до времени, будет учится жить и выживать в условиях разрушенного собственного авторитета. Катиться, так сказать, по инерции по наклонной плоскости. Это до поры до времени.
Ну, а потом все равно, как ни держи, а буде прорыв, будут реформы, от которых опять же таки никому в церкви не станет ни лучше, ни легче. Ни епископам, ни священниками, ни монахам, а ни мирянам. В общем, жизнь есть не рай, а изгнание из рая…
|
</> |