рейтинг блогов

М.Жих "Восточные славяне накануне государственности" (рецензия)

топ 100 блогов ua_katarsis24.07.2022 М.Жих Восточные славяне накануне государственности (рецензия) У меня нет исторического образования, но вследствие такой черты характера, как любознательность, я прочел немало литературы из истории Древней Руси (известную в школьных учебниках как Киевская Русь). Хочу напомнить вот что. В советское время,особенно при Сталине, господствовала патриотическая версия происхождения Руси, говоря по научному, "антско-русско-полянская гипотеза акад.Б.Рыбакова". Рыбаков проводил убедительные доводы, что мы есть автохтоны на своей земле, и что государственность нам не "подарили" чужеземные завоеватели, с Севера или Запада. При династии Романовых, и после переворота 1991 был реанимирован антинаучный миф, известный нам как "норманнизм", разгромленный российскими учеными еще в конце 19 века, но поддерживаемый на плаву исключительно по требованиям династии тогда, и династии президентов РФ сейчас.
При этом "норманисты" душили все другие,альтернативные направления "русологов", в частности, "аланскую" гипотезу, приверженцем которого и является автор, М.Жих Восточные славяне накануне государственности (рецензия) sverc
Я не исключаю того, что "русы" 9 века не были едины в этническом составе. Об этом писал еще акад.Кузьмин, перечисляя кельтов — рутенов, северных иллирийцев — ругов, аланов — потомков роксоланов (рухс-асы). Более того, нет оснований однозначно отрицать, что русы создали несколько государств, "Русь Черноморскую", "Русь Карпатскую", "Русь Днепровскую". Киевская Русь это 3я попытка создания государственности у восточных славян. 2 предыдущие закончились военным и политическим разгромом.
И предыдущей попыткой был т.н. "Русский Каганат", возможно, во главе с князем Олегом. Про РК нам известно только от соседей,хазар и франков, но уже такой разброс данных позволяет нам утверждать,что РК однозначно существовал.
Но "привязывать" его к салтово-маяцкой а/к, только на основании умозрительных логических конструкций, что аланы занимали более выгодное местоположение,чем поляне, мне кажется, не имеет перспективы. Если вспомним незавидное положение Московского княжества 13-14 веков, особенно по сравнению с богатым и промышленно развитым Чешским королевском, то используя этот аргумент понятно, где возникнет империя,раскинувшаяся на весь континент.
Только история рассудила совсем по другому. Возможно, именно положение Киева, а затем Москвы в своеобразных "точках Лагранжа" Евразии, и позволили нашим предкам "сосредоточиться" для последующего рывка по всем направлениям.

В книге рассмотрен ряд ключевых моментов жизни восточных славян от их выхода на историческую арену до формирования Древнерусского государства и далее до монгольского нашествия.
В главе первой рассматривается история древних славян Волыни от их столкновения с готами и до вхождения в состав Древнерусского государства. Готский историк VI в. Иордан в своём повествовании об истории готов сообщает, что на пути с Балтийских берегов к Чёрному морю они заняли некую землю Oium и победили «племя» (gens) спалов/Spali. Это название логично сопоставлять со славянским «исполин» (праслав. *jьspolinъ/*spolinъ). Спалов Иордана можно отождествить с волынскими славянами, которым принадлежали памятники зубрецкой (волыно-подольской) группы пшеворской культуры. Война с ними была осмыслена в готской эпической традиции как борьба с народом древних великанов.
Далее анализируются данные о славянских этнополитических объединениях, существовавших на Волыни в VI–X вв.: дулебах, волынянах, червянах и т. д. Особое внимание уделено рассмотрению известий арабского автора ал-Мас’уди о существовавшем на Волыни и в сопредельных землях славянском этнополитическом союзе В. линана, возглавляемом князем Маджком, которые сопоставляются с рассказом «Баварского географа» о славянском королевстве Сериваны, откуда происходят славянские народы.
В главе второй проанализированы сообщения средневековых восточных авторов о расселении славян в Поволжье. На основе сопоставления письменных и археологических источников автор делает вывод о проживании на территории Среднего Поволжья во второй половине I тыс. н. э. славянского населения. Проведенный в статье анализ материалов показывает, что существует целый блок восточных источников, которые помещают в Среднем Поволжье ас-сакалиба-славян, единственным археологическим соответствием которым является население, оставившее памятники именьковской археологической культуры, и его потомки, вошедшие в состав жителей Волжской Болгарии.
Сделана попытка выяснить, опираясь на письменные источники, как именовали себя носители именьковской археологической культуры, существовавшей в Среднем Поволжье в IV–VII вв., ядро которой составляли славяне. Именьковский ареал занимал значительные пространства, соответственно, разные группы именьковского населения могли иметь разные имена. На основе арабских и хазарских источников можно сделать вывод, что какие-то группы именьковцев могли называться словенами и северянами.
В главе третьей рассматриваются ключевые вопросы истории кривичей: 1) Проблема соотношения летописных кривичей и полочан. Одни летописные тексты «отдают» верховья Западной Двины кривичам, а другие – полочанам. Исследователи давно заметили это противоречие и попытались прояснить его. Выводы при этом у них получились не просто разные, но нередко взаимоисключающие. Рассмотрев источники и проанализировав историографию, автор приходит к выводу, что кривичи представляли собой особую этнокультурную славянскую общность, расселившуюся на огромной территории и вследствие этого не имевшую, по-видимому, прочного политического единства. Полоцкая группа кривичей имела своё особое название, полочане, произошедшее от реки Полоты, по берегам которой они расселились. Политические объединения верхнеднепровских и двинских кривичей (полочан) жили, по имеющимся данным, своей независимой политической жизнью; 2) Проблема славянского расселения в Псковской земле и принадлежность древнейших славян региона к славянскому этнополитическому объединению кривичей.
В главе четвертой рассматриваются ключевые вопросы истории радимичей: 1) негативные стереотипы о радимичах, сложившиеся в историографической традиции, и аргументируется позиция, что они не имеют под собой достаточных оснований; 2) проблема локализации радимичей, поставленная недавно А.С. Щавелевым, и аргументируется позиция, что мнение данного автора, попытавшегося оспорить их традиционное размещение на Соже, основано на ошибке и является следствием поверхностной работы с летописным материалом; 3) проблема происхождения радимичей, проводится подробный обзор историографии и аргументируется гипотеза, согласно которой миграция радимичей с территории современной Польши могла произойти в VII–VIII вв. в рамках славянской миграционной волны из Средней Европы и Дунайского региона на север и восток; 4) проблема атрибуции Λενζανηνοι/Λενζενίνοι (лендзян), упоминаемых Константином Багрянородным, и аргументируется гипотеза об их тождественности радимичам, происходящим согласно летописной традиции «от ляхов» (лендзяне – вариант этнонима ляхи).
В главе пятой рассматриваются летописные сообщения о восточнославянской знати догосударственного времени. Летописные источники рисуют трехступенчатую структуру восточнославянского общества предгосударственной эпохи, типичную для эпохи «военной демократии»: народное собрание/народное войско, знать/совет знати и княжеская власть. Совет знати осуществлял наряду с князем оперативное управление делами славянских этнополитических союзов и решал важные вопросы в перерывах между народными собраниями, а на позднем этапе «старцы градские» стали связующим звеном между князем и его дружиной (боярами), с одной стороны, и народом – с другой. Данных о том, что восточнославянская знать носила преимущественно дружинно-служилый характер, как считают некоторые историки, источники не содержат.
В главе шестой рассматривается проблема локализации Русского каганата и археологического соответствия русам ранних источников. Анализируется историография, посвящённая проблеме Русского каганата, и в качестве наиболее перспективной историографической линии рассматривается концепция Г.В. Вернадского, Д.Т. Березовца, В.В. Седова, Е.С. Галкиной и других учёных, которые помещают данную политию на юго-востоке Европы.
В главе седьмой рассматривается соотношение разных версий Сказания о призвании варягов в Начальном русском летописании. Показана первичность новгородской версии сказания и вторичность ладожской версии. С точки зрения соответствия историческим реалиям середины IX в. предпочтение также должно быть отдано новгородской версии событий. Ладога, бывшая в то время полиэтничной неукрепленной торговой факторией, находившейся под политическим контролем славянской Любшанской крепости, никак не могла быть «столицей» земли словен и их соседей. Резиденцией Рюрика стало Новгородское городище, расположенное в центре словенской земли, где археологически фиксируется яркая варяжская дружинная культура, связанная с циркумбалтийским регионом. Именно оно и фигурирует в летописной традиции о событиях второй половины IX в. как «Новгород». Версия о «столице» Рюрика в Ладоге, не отражая исторических реалий времен «призвания варягов», скорее всего, возникла в XI–XII вв. в ходе политической борьбы между городскими вечевыми общинами Новгорода и его пригорода Ладоги, отражая стремление ладожан к высвобождению из-под власти Новгорода. Формирование соответствующей исторической памяти, в которой Ладога мыслилась как «столица», как независимый в прошлом город, к тому же «старейший» по отношению к Новгороду, должно было помочь ладожанам добиться независимости для своего города в настоящем.
В главе восьмой рассматриваются процессы восточнославянского политогенеза VI–X вв., кульминацией которых станут проведённые в середине X в. княгиней Ольгой административные и социально-политические реформы. Расселившиеся на Восточно-Европейской равнине славяне в своём общественно-политическом развитии последовательно прошли несколько стадий, для каждой из которых был характерен больший территориальный размах и более сложный уровень интеграции: 1) формирование этнополитических союзов, или славиний (древляне, кривичи, словене и т. д.); 2) формирование таких политий, которые объединяли в своём составе несколько этнополитических союзов во главе с одной лидирующей славинией (подобные «суперсоюзы» были созданы, в частности, волынянами, древлянами и словенами); 3) формирование в Среднем Поднепровье поляно-варяжской политии и создание ею путём завоеваний в конце IX – первой половине X в. «конфедерации» славиний, охватившей большую часть восточнославянских этнополитических союзов. Противоречивый характер данной «конфедерации» или «суперсоюза» (стремление Киева к усилению контроля, с одной стороны, и стремление славиний к восстановлению полной независимости – с другой) вылился в серьёзный кризис: древляне убивают киевского князя Игоря и заявляют о собственных претензиях на лидерство в Восточной Европе. После победы над древлянами вдова Игоря Ольга осуществляет масштабную реформу формирующегося Древнерусского государства, направленную на его централизацию, создавая в качестве противовеса древним местным политическим центрам сеть киевских опорных пунктов (становищ и погостов). Начатое Ольгой наступление на самостоятельность славиний заложило базу для формирования политически единого (пусть и относительно) Древнерусского государства и сложения древнерусской народности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня состоится долгожданное событие. 30 000 человек должны заполнить залы, чтобы радостно петь любимые песни, при этом не подозревая, что может произойти после этого музыкального шоу. А произойти может вот что. Сегодня музыкальное открытие стадиона "Зенит - Арена", при этом на ...
В посте " Вопросы дизайнеру " оказалось много любителей кошек, поэтому воскресную подборку я решила посвятить именно им. Идеи найдены на pinterest. ...
А в августе уже приходит осень. Несёт прохладу ветерок в ночи. Перед рассветом разрывая просинь Скопа тревожно мечется, кричит. В том крике есть отчаянье и муки, И неизбежность скорых перемен, Утраты горечь, или боль разлуки, Тяжёлых мыслей безысходный плен. Крыло волны последний раз ...
...
Как-то все навалилось сразу. Работа-заказы-консультации-уроки... Такое ощущение, что все взорвалось именно тогда, когда я села, успокоилась и решила, что сейчас ничего серьезного не начинаю (я ведь планирую летом еще один серьезный учебный-стажировочный рывок). Я начала работу над ...