Митрополит Винницкий и Барский Симеон не подписал постановление
Собора УПЦ 13 ноября, потому что не согласен с прекращением
евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, а
также со способами примирения с теми, кто находится в
расколе.
Митрополит рассказал, что в своем
выступлении на Соборе УПЦ говорил о том, что есть много примеров
разных поместных церквей, преодолевших раскол. "В том числе я
привел ближайший по времени пример - это был 2007 год, когда без
покаяния, простым росчерком пера, были приняты в церковное общение
с Московским патриархатом те, кого у нас многие десятилетия
называли раскольниками, а именно архиереи и верующие Русской
зарубежной православной церкви (Русская православная церковь за
рубежом - ред.). Это был яркий пример, как для того, чтобы
соединиться с матерью-церковью, никто не приносил покаяния, которое
сегодня мы продолжаем требовать от "УПЦ КП" и УАПЦ. Тогда простили
и анафемы, и взаимные непризнания, применив принцип икономии, то
есть снисходительности. А мы мало того, что за 25 лет почти ничего
не сделали для лечения раскола, в большей степени из-за того, что
не желали применить принцип икономии, так теперь снова становимся
на те же грабли", - отметил митрополит Симеон.
Он также подчеркнул: "Я и ранее
говорил, что, если мы хотим, чтобы к нам вернулись из раскола, то
мы должны предпринять определенный шаг. Нам предлагали: мы
возвращаемся, но при условии, что будет поставлен вопрос перед
Московским патриархом об автокефалии для украинской церкви. Но мы
же не хотели принимать никаких условий, а требовали только
капитуляции. А теперь снова, не учитывая исторический опыт других
поместных церквей, мы продолжаем идти по этому пути. Я считаю его
ошибочным, и это еще одна причина, почему я не мог подписать
постановление Собора".
В то же время РПЦ в связи с
решением Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии
Украинской церкви заявила о расторжении связей с
Константинополем.
13 ноября Собор епископов УПЦ в
Киево-Печерской лавре принял решение о невозможности приобщения
епископата, духовенства и мирян к процессам предоставления Томоса
об автокефалии украинской церкви. Кроме того, Собор осудил решение
Священного синода Константинопольского патриархата от 11 октября
относительно установления юрисдикции Константинопольского
патриархата на территории Украины и заявил о прекращении с ним
евхаристического общения. При этом в УПЦ назвали решения Синода
Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 года
относительно украинского церковного вопроса "недействительными и не
имеющими никакой канонической силы".
По данным СМИ, митрополит
Винницкий и Барский Симеон был единственным из 83 участников Собора
УПЦ , который не подписал принятое постановление.
***
Перевод полного текста интервью:
- Почему вы не подписали постановление Собора УПЦ, который во
вторник состоялся в Киеве?
- В постановлении Собора есть такие пункты, с которыми я не
согласен. Первый из них - это прерывание Евхаристического общения с
Константинопольским Патриархатом. Второй вопрос - это способы
примирения с теми, кто находится в расколе.
Я выступил на нашем Соборе и говорил о том, что мы имеем много
примеров различных Поместных Церквей, которые преодолевали раскол.
В том числе я привел ближайший по времени пример - это был 2007
год, когда без покаяния, простым росчерком пера, были приняты в
церковное общение с Московским Патриархатом те, кого у нас много
десятилетий называли раскольниками, а именно - архиереи и верующие
Русской Зарубежной Православной церкви.
Мы мало того, что за 25 лет почти ничего не сделали для
лечения раскола, так теперь снова становимся на те же грабли
Это был яркий пример, как для того, чтобы соединиться с
Матерью Церковью, никто не приносил покаяние, которого сегодня мы
продолжаем требовать от "УПЦ КП" и УАПЦ. Тогда простили и анафемы,
и взаимные непризнания, применив принцип икономии, то есть
снисхождения. А мы мало того, что за 25 лет почти ничего не сделали
для лечения раскола, - во многом из-за того, что не желали
применить принцип икономии, - так теперь снова становимся на те же
грабли.
Я и раньше говорил, что, если мы хотим, чтобы к нам вернулись
из раскола, то мы должны сделать определенный шаг. Нам предлагали:
мы возвращаемся, но при условии, что будет поставлен вопрос перед
Московским Патриархом об автокефалии для Украинской Церкви. Но мы
же не хотели воспринимать никаких условий, а требовали только
капитуляции. А теперь снова, не считая исторического опыта других
Поместных Церквей, мы продолжаем идти по этому пути. Я считаю его
ошибочным, и это еще одна причина, почему я не мог подписать
постановление Собора.
- По вашему мнению, это постановление каким-то образом
повлияет на процесс создания единой Поместной Православной Церкви в
Украине?
Процессы, происходящие сегодня внутри УПЦ - это, по моему
мнению, еще одна попытка затормозить процесс предоставления
автокефалии и создания Поместной Православной Церкви в
Украине
- Я никогда раньше не скрывал, что является сторонником
автокефалии, но, как и большинство наших архиереев, ожидал, что мы
получим ее от Русской Православной Церкви. Этот путь мы имели в
виду, когда говорили о получении автокефалии каноническим путем. Но
последние решения, принимаемые в Московской Патриархии, и риторика,
звучащая от нашего руководства из Москвы, не дает оснований ожидать
такой автокефалии. А процессы, которые происходят сегодня внутри
Украинской Православной Церкви и, в частности, принятие 13 ноября
постановления Архиерейского Собора - это, по моему мнению, еще одна
попытка затормозить процесс предоставления автокефалии и создания
Поместной Православной Церкви в Украине. С нами или без нас, - она
будет создана, и мне жаль, что мы добровольно выводим себя из
этого процесса, хотя могли бы, как самая Православная Церковь в
Украине, которая насчитывает 12 000 приходов, возглавить этот
процесс и даже диктовать свои условия.
- Оказывалось ли на вас давление из-за того, что не хотели
подписывать постановление?
- Говорили некоторые мои братья архиереи, возможно в шутку, а
может и нет, что нужно применить какие-то церковные наказания за
то, что не подписал, говорили, что по правилам все должны
подписать, уговаривали. Но меня поддержал Митрополит Онуфрий,
который сказал, что у нас демократия, и не надо никого заставлять
делать что-то против своей совести.
- Владыка Симеон, каким вы видите дальнейшее развитие событий
вокруг создания единой Поместной Церкви в Украине в ближайшей
перспективе?
- Сейчас еще пока никто точно не называет дату
Объединительного собора, но знаю, что к тому времени Президент
намерен встретиться по возможности со всеми нашими архиереями и
ответить на те вопросы, которые касаются процессов предоставления
автокефалии и создания в Украине Поместной Православной Церкви .
Это свое желание Президент озвучил во время встречи с нами, тремя
архиереями, которые 13 ноября приехали в Украинский дом. Это была
полезная встреча и очень искренний разговор. Я жалею, что в ней не
участвовали все наши владыки, ведь как и мы, они имели бы
возможность получить ответы на многие очень важные и острые
вопросы, которые действительно волнуют и нас, и нашу паству.
- Наверное, кому-то очень не хотелось, чтобы архиереи имели
такую откровенный разговор с Президентом?
- Не знаю, кому так сильно этого не хотелось, но я уверен, что
Президент этой встречи искренне ждал и надеялся на плодотворное
общение с архиереями.