Boeing предупреждает: датчики новых самолетов — неисправны. Все настолько
diana_mihailova — 11.11.2018Украинский авиапарк – не последний. И это, оказывается, может иметь и хорошие последствия – по крайней мере, проблемы с датчиками на новых самолетах Boeing обошли нас стороной
8 ноября Федеральная авиационная администрация США предупредила владельцев 246 новых авиалайнеров Boeing 737 MAX 8 о проблемах с датчиками контроля полета. Из сообщения авиационной администрации известно, что неисправные датчики могут давать ложные данные, а это может привести к вхождению самолета в крутое пике, создать проблемы при посадке или взлете.
Модель MAX 8 Boeing 737 – одна из самых новых, в небе такие самолеты – с 2017 года. А 29 октября 2018-го такой самолет авиакомпании Lion Air разбился в Индонезии. Все 189 пассажиров и членов экипажа, которые были на борту – погибли. 9 ноября стало известно, что в самолете перед катастрофой вышел из строя датчик угла атаки (определяет, насколько приподнят нос самолета относительно поверхности земли). Сообщается также, что до катастрофы этот самолет сделал 4 рейса с неисправным датчиком.
Очевидно, это и стало поводом для того, чтобы Федеральная авиационная администрация США вынесла предупреждение авиакомпаниям относительно датчиков на самолетах Boeing. В связи с этим остаются без ответа несколько вопросов. Каковы масштабы проблемы, то есть сколько таких самолетов выпущено и где они работают? Означает ли неисправность датчиков, что самолеты Boeing 737 MAX 8 могут в любую секунду вызвать авиакатастрофу? Есть ли самолеты Boeing с неисправными датчиками в украинском авиапарка и летают ли они над Украиной? Попытаемся разобраться.
Масштабы проблемы: самолетов Boeing 737 MAX8 на 100-150 больше, чем 246
Помимо авиакомпании Lion Air, самолет которой разбился в Индонезии, Boeing 737 MAX8 есть в авиапарке еще 30 компаний (полный список — здесь), в частности в индийской Jet Airways, Flydubai из ОАЭ и American Airlines. 45 самолетов принадлежат американским авиаперевозчикам, остальные, 201 — перевозчикам других стран.
Но всего в небе не 246 самолетов Boeing 737 MAX8, а на сотню-полторы больше. Сколько всего продано – коммерческая тайна. Однако к остальным американская авиационная администрация не имеет отношения, ведь они не летают над Штатами – потому она и не обязана уведомлять их о проблемах.
“На вооружении” украинских авиакомпаний самолетов Boeing 737 MAX8 – нет. Укринформ уже разбирался, что средний возраст всех “украинских” судов – 25 лет, а пассажирских – 16. В частности, самому молодому самолету с украинской регистрацией чуть больше месяца – Boeing 737-800 UR-UID, принадлежащий МАУ – 2018 года производства. Это другая модель.
А вот в небе над Украиной самолеты Boeing 737 MAX8 летали, и неоднократно. Компания Flydubai, которая осуществляет рейсы из Дубая в столичные аэропорты “Жуляны” и “Борисполь” и в Харьков, использует именно эти самолеты. К слову, и популярный лоукостер Ryanair имеет контракт на закупку 25 Boeing 737 MAX8. Поставка новых самолетов запланирована на 2019 год.
Датчик: не так страшен черт, как его малюют
Если датчик вышел из строя, значит ли это, что воздушное судно неисправно и на нем опасно летать? Авиационный эксперт Богдан Долинце в комментарии Укринформу объяснил, что на самом деле выход из строя одного датчика не составляет слишком большой проблемы.
“Самолет оснащен целым комплексом датчиков – есть и те, которые измеряют скорость с помощью радиосистемы, и те, которые измеряют скорость за счет разницы данных с приемников воздушных масс, есть и такие, которые измеряют скорость, ориентируясь на данные GPS. Тем более, что системы первого и второго пилота получают информацию о скорости с различных датчиков. Следовательно, даже если один из датчиков неисправен, то каждый из пилотов видит разную информацию. Если же разница в показателях датчиков достигает критического предела, то система самолета об этом сигнализирует. В таком случае пилоты должны отсоединить неисправный датчик от системы”, – объясняет эксперт.
По словам Богдана Долинце, подавляющее большинство авиакатастроф случаются из-за человеческого фактора, не исключением может быть и индонезийский. “Информация со всех датчиков обрабатывается компьютером, который помогает пилоту управлять судном. Для того, чтобы во время полета пилот не вывел самолет в неправильный режим работы, система может ограничивать максимальное или минимальное действие пилота и предупреждать о рисках — или об очень быстром снижении, или, наоборот, об очень большом угле набора высоты, или о низкой скорости. Система, обрабатывая информацию с датчиков, непосредственно корректирует и дает указания пилотам. Насколько я понимаю, датчики разбившегося самолета показывали ошибку – или подали неверную информацию в саму систему, или пилот не выполнил необходимые процедуры и не выключил, например, функцию автоматической коррекции угла наклона. Случилось, что пилоты пытались поднять нос самолета, а компьютер автоматически не давал это сделать. Но это пока только предположение”, – сказал эксперт.
В отношении же предупреждения, которое вынес американский регулятор полетов, Богдан Долинце считает, что это было просто повторение тех инструкций, которые и так известны пилотам. “Они просто напомнили процедуру, как действовать пилоту в случаях, когда отказал тот или иной датчик. Конкретного ответа, разбился ли самолет по вине экипажа, или это вина производителя – пока нет, надо дождаться завершения расследования. Если была неисправность, производитель должен бесплатно устранить эти проблемы на самолетах, а родственники погибших будут иметь право требовать материальной компенсации от компании Boeing. Если же окажется, что виноваты пилоты, то, думаю, следует ожидать усиления подготовки экипажа в авиакомпаниях-перевозчиках”, – резюмирует Богдан Долинце.
Получается, проблема с неисправными датчиками на новых самолетах Boeing – на так страшна, как сначала казалась. Хорошо обученный и проинструктированный пилот должен знать, как действовать в ситуации, если один датчик вышел из строя. А напомнить инструкции, как это сделали в авиационной администрации США – точно не помешает.