рейтинг блогов

Миссионерская поездка к эвенам — часть 1

топ 100 блогов mashenka_sench23.07.2022

Всем привет, я Елизавета, и я в составе миссионерской группы ездила в тундру к эвенам. По возвращении из тундры (пять дней вне сети) я взглянула в соцсети и новости и не прочь эвакуироваться обратно. Но жизнь несправедлива, поэтому я буду постить разные интересные штуки, отвлекаясь от всего остального.



Итак, что это за миссионерская группа? Строго говоря, она не совсем миссионерская. Я уже писала: мы работаем по большому проекту «Арктический десант». Это несколько проектов-победителей «Православной инициативы».





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Тут и врачи, и ассоциация юных оленеводов, и наше «Милосердие14» с журналистами, и семинария (собственно моя часть – «Кочевая воскресная школа»). Наша основная цель – миссия ынима миссия или смерть принести людям Арктики что-нибудь ценное. Врачи, например, проводят скриннинг здоровья (в этот раз с нами были нефролог с анализатором, нутрициолог и инфекционист). Еще был юрист-экономист, который рассказывал всякие полезные вещи, типа как оформить землю, чтобы золотодобытчики ее не отжимали (бывает такое). Ну и среди всего этого – небольшая собственно миссионерская группа, которая тоже не совсем миссионерская. С нами была специалистка по работе с детьми, которая помогла ребятам подготовиться к концерту на национальном празднике встречи солнца и провела конкурс рисунка; с нами была моя сестра Даша, которая учила этих детей пению; с нами была координатор нашего «Милосердия14» Надя, которая распределяла гуманитарную помощь (в которую входили продукты и вакцина для оленей).





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Все лучшее – детям! То есть сгущенку:

Все лучшее – детям! То есть сгущенку:






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Ну и мы с отцом Иоанном, плюс отец Виктор Дудкин из Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Спасибо ему за фотки, кстати.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Сначала об эвенах. Это коренной малочисленный (около двух тысяч человек в Якутии) народ Севера. Они живут традиционным образом: занимаются оленеводством и круглогодично кочуют со своими оленьими стадами. Дети, часть женщин, пожилые и ослабленные зимой находятся «на базе» - стан с зимними палатками или даже домами, где живет часть стада. Социальная единица эвенов – не семья, а родовая община. Мы были в общине Кукуин – самой небольшой и небогатой.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




У эвенов есть свой язык, не имеющий ничего общего с якутским, тунгусо-маньчжурской группы, но, к сожалению, он почти утрачен. Правда, детей специально ему учат в школах. Живых носителей остались единицы. Мы привезли им евангельские притчи на эвенском языке (перводил несколько лет назад Институт перевода Библии), чтобы образовательный процесс шел успешнее, а заодно и чтобы ребята знакомились с Благой Вестью. Вообще же эвены двуязычны, одинаково хорошо говорят на русском и якутском языках (хотя якутский им роднее, мне кажется).





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




У этого народа очень интересная культура. Мышление у них мифологическое: мир воспринимается как целостный, он наполнен духами, человек не отделен от природы. Вера в Единого Бога-Творца есть, но несколько стерта: не то что бы Он у них Deus Otiosus, но в прямой контакт с человеком обычно не вступает. Кочевая жизнь в тундре очень сложна, причем цивилизация не сделала ее сильно проще (я попозже об этом расскажу подробнее), поэтому идея, что Творцу люди все-таки не безразличны их радует и окрыляет. А уж концепт Богочеловечества и вовсе очаровывает.


Один из важнейших элементов их культурно-религиозной идентичности – культ предков. Собственно, это не культ даже, а вера в их соприсутствие с живыми. Хоронят усопших они на горах вокруг долины, которую они называют священной землей, и считается, что они смотрят на своих детей и внуков и благословляют их.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Вообще отношение к земле у эвенов очень бережное и уважительное. Тревожить землю – грех (это слово употребляется довольно редко в остальных случаях, но именно в данном - грех, никак иначе). Когда стан перекочевывает на другой участок, на месте стоянки не остается ни единого следа пребывания человека. Ни единого в буквальном смысле: все сжигаемое сжигается, все несжигаемое глубоко закапывается (можете себе представить, насколько это сложная процедура в тундре). Отношение к добывающей промышленности у них крайне настороженное: во-первых, горняки пытаются занять их территории, во-вторых, уж они-то землю точно тревожат или, по крайней мере, относятся к ней крайне безответственно – не убирают за собой, раскапывают и не закрывают обратно. У этого есть и практическая сторона: после геологоразведки и тем более добычи земля перестает родить, вода загрязняется, от этого плохо и людям, и оленям. Но в основе – именно анимистический взгляд на мир.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




В фейсбуке уже зашла речь о том, что миссионерская деятельность неизбежно связана с колониализмом. Это не вполне верно. Времена, когда миссионеры ставили задачу победить язычество физически, прошли – а в России их особо и не было, к двоеверию относились достаточно терпимо. И это не «дружба с миром сим», как может показаться, а особый концептуальный подход. Невозможно людей, полностью зависящих от природы, заставить отречься от нее. Надо привести их представления в гармонию с христианским взглядом на мир, и это возможно. Как и мы почитаем ангелов, но не считаем, что от них зависим, так и они с удовольствием принимают идею, что духи есть и достойны почтения, но люди им больше не обязаны, ритуалы, связанные с ними – это бескорыстные отношения, а не попытка договориться. Как мы почитаем святых и молимся за усопших, считая, что они молятся за нас, так и они открывают для себя концепт предстательства пред Всевышним за нас (собственно, он и так у них был, просто не так четко сформулирован).


Бороться с этими пережитками язычества (еще пойди пойми, что под этим термином имеется в виду) совершенно не нужно. Они не противоречат христианству, они становятся часть культуры, подсвеченной им изнутри. (Хотя есть всякие экзотические вещи, типа почитания белого оленя как священного, но сути это не меняет.)





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




В общем-то до революции так и было, но потом советская насильственная секуляризация забрала у них и христианство, и большую часть собственной коренной культуры.


Теперь немного об обрядовой стороне жизни эвенов.


Ради приезда гостей община Кукуин забила оленя. Это серьезный ритуал, но нам его не показывали – мы видели только как дети и взрослые его свежевали. Режут скот очень гуманно и быстро: с одного удара, олень даже испугаться не успевает. (Если сюда придут защитники животных, я их заклеймлю настоящими колонистами, так и знайте.) Олениной в разных видах нас кормили каждый день. Свежее и вареное мясо очень нежное, диетическое. Его сушат на солнце, получаются такие сытные мясные чипсы. Строганина из оленьей печени и особенно жареная оленья печень – это, пожалуй, одно из самых вкусных блюд в мировой кухне. Дети очень любят есть глаза оленя (на это я даже смотреть не смогла) – деликатес. Вареный язык – тоже деликатес, его хотели сначала оставить как приз участникам праздничных соревнований, но мы смотрели такими голодными глазами, что его милостиво отдали нам. Прям стыдно, но дико вкусно. Эвены употребляют и оленью кровь: зимой прямо теплой пьют (ужас), летом – делают что-то типа фарша и кровяной колбасы. Мы не смогли: и апостольские правила не позволяют, и вообще пугает.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Охота – в принципе важный ритуал, перед ней приносится небольшая жертва (обычно сжигают оладушек и произносят алгыс – благословение по-якутски, у этих народов он почти не отличается). Забивают диких оленей, лосей, птицу… Рыболовство тоже распространено: в реке водится вкусный хариус. (На фото рыбачим мы, а не они, они только подсказывают.)





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Только тут местный житель, Виктор, рыбачит.

Только тут местный житель, Виктор, рыбачит.






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Чтобы сразу закончить разговор о кухне, скажу, что в тундре очень много съедобных растений: ягоды – голубика, живица и морошка (пока не созрели, только живица прошлогодняя размороженная прямо на кустиках осталась), дикий чеснок и т.д. Есть и грибы, но их люди не едят – это оленье лакомство. Когда мы стали собирать подберезовики (вернее, надберезовики, учитывая, что березы тут карликовые, как трава или маленькие кустики), на нас посмотрели как на идиотов – зачем есть непонятно что, когда есть мясо?





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Кстати, березы.

Кстати, березы.



Еще здесь выпекают хлеб не в печках, а на печках, в кастрюлях или сковородках. Нам так пришлось выпекать просфоры, потому что у нас потерялась сумка с просфорой из города.


Вернемся к ритуалам.


Основа основ – кормление огня и реки. Мы присутствовали на празднике встречи солнца. Он начался с того, что самая уважаемая в роду женщина Тамара (у нее одиннадцать, что ли, детей, тридцать восемь внуков, одиннадцать правнуков) прочитала алгыс, подожгла деревянные щепки и бросила туда оладушки и, кажется, горсть земли. В отличие от якутов, эвены не сакрализуют лошадиное молоко и вообще не употребляют кумыс (опять же – насколько я знаю). Раньше делали что-то из оленьего молока, но сейчас этим не занимаются.


Тамара, как можно заметить, на эвенку не похожа. Она вообще по происхождению русская. Этот феномен я объясню в следующих постах.





Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







С девочкой Чулпан. Про неожиданные имена тоже расскажу.

С девочкой Чулпан. Про неожиданные имена тоже расскажу.






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




На празднике центральным событием был хаджё – ритуальный хоровод, символизирующий единение общин. Впервые за двадцать пять лет, специально ради гостей, на праздник собрались представители шести общин из восьми, и все водили хаджё. Нас тоже в него затянули, и это было потрясающе. По-моему, иначе, чем общей молитвой это назвать нельзя. Начиная танец, глава общины начинает запевать: «Хаджё-хаджё, Хидо-хидо, Эмэкэй-эмэкэй…», - это ничего не значит, ономатопея, напоминающая глоссолалию, но какую-то очень осознанную, без транса. (В транс впадают шаманы во время своих ритуалов, но сейчас шаманов у эвенов нет.)







Глава общины Аркадий Прокопьевич и заводила всего этого Валентина, оседлая эвенка, председатель ассоциации юных оленеводов.

Глава общины Аркадий Прокопьевич и заводила всего этого Валентина, оседлая эвенка, председатель ассоциации юных оленеводов.






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1




Дети в ритуалах участвуют в качестве свидетелей, однако чрезвычайно осознанно: следят внимательно, вслушиваются и всматриваются, понимают, о чем речь. В связи с этим у нас были интересные и забавные случаи во время молебнов и просто в процессе общения, о чем я расскажу чуть позже. А пока – красивые эвенские лица.





Сестры Эля и Вика

Сестры Эля и Вика






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Гриша

Гриша






Внук старейшины Тамары Данияр с подругой

Внук старейшины Тамары Данияр с подругой






Пацаны из нескольких общин

Пацаны из нескольких общин






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Эту фотографию под руководством отца Виктора сделал один мальчик, который профессиональный фотоаппарат видел впервые в жизни

Эту фотографию под руководством отца Виктора сделал один мальчик, который профессиональный фотоаппарат видел впервые в жизни






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Евдокия — официальная глава общины (формальная должность для взаимодействия с государственными институтами разных уровней).

Евдокия — официальная глава общины (формальная должность для взаимодействия с государственными институтами разных уровней).






Мы проводили конкурс рисунка, дети с удовольствием оставили карандаши, фломастеры и краски себе. :)

Мы проводили конкурс рисунка, дети с удовольствием оставили карандаши, фломастеры и краски себе. :)






Миссионерская поездка к эвенам — часть 1







Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Про сам Ужгород я уже писал вот здесь , а сейчас расскажу о том, чем там можно заняться помимо гулянья по городу, а именно о дегустации Закарпатских вин! Кто "не в теме", тот может удивиться: "Закарпатские вина? что за фигня? :)", однако, на мой вкус ...
Думаю подзаголовок журнала сменить. "Блоггер неглубоких могил" не звучит. Думаю, сменить на такой. "Влагалище Кати переезжает в пентхаус". Как думаете? View Poll: #1825634 ...
18.11.13 г. О НАУЧНОМ ПОДХОДЕ К ВЛИЯНИЮ МУЗЫКИ СФЕР НА ЧЕЛОВЕКА ЗЕМЛИ. ХАТОРЫ И АНГЕЛЫ С ВЕНЕРЫ. Музыка Сфер, что может быть прекраснее на Свете? Её гармоничное ...
Работы Леона Таккера ...
Неожиданно приготовилось Как настоящий блогер запощу с начала, а потом пойду есть ...