Миссионерские будни

Итак, мы летели с женщиной-врачом, массовицей-затейницей, съёмочной группой, священником, специалистами по социальному проектированию, катехизатором и миссионершей (то есть мной).

Прилетели мы в посёлок Батагай. Там есть храм и даже постоянный священник (если кому-то это интересно, он эвен, и не надо путать с эвенками), но он уже человек в возрасте и на поездки по улусу его не хватает.

Храм святителя Иннокентия Иркутского.
Там мы с чудесной женщиной Ниной Афанасьевной
- А вы давно монахиня? Вы умеете разговаривать с Богом?
(Тут я задумалась.)
- А прочитайте какую-нибудь молитву!
(Прочитала «Отче наш», объяснила смысл.)
- А привидения существуют?
- А почему у вас такая одежда?
- А вы смотрели ужастик «Монахиня»?
- А вы больше фильм «Властелин колец» любите или «Гарри Поттера»?
В Верхоянске история с детьми почти полностью повторилась. Там мне попалась очень умная девочка Жасмина лет пятнадцати, которая спросила меня: «А Бог-Отец и Иисус Христос - это одна личность?» - тут я встала перед сложной проблемой, как изложить учение о Троице и Халкидонский орос впридачу за полторы минуты (частично удалось). Потом девочка жасмина подошла ко мне отдельно и спросила меня, что такое Никейский собор. Пока я поднимала челюсть с пола (напомню, мы находились в Арктике, в ста километрах от ближайшего аэропорта, в двух часах лета от Якутска, причём девочка в прошлом году впервые побывала за пределами своего улуса, как раз в Якутске, а в этом впервые полетит за пределы Якутии в Краснодар), девочка открыла телефон и показала канал в телеге «Абсурд». «Я пока не разобралась, что тут правда, а что чушь», - честно призналась она. Канал странный, там, действительно, много и интересного, и чуши.

Собственно, девочка Жасмина и я.
В итоге, когда мы оказались на городском празднике, все дети закричали: «МАТУШКА!» Было очень приятно.
Еще мы ездили в село Столбы. Священник там бывал, но очень давно. Поэтому пришли люди креститься - в том числе женщина лет семидесяти. Наши журналисты, естественно, после крещения вцепились в неё мертвой хваткой - она правда классная. Катехизатор Алексей быстренько, минут за сорок, объяснил всем крещаемым основы, потом я раздала Писание и молитвословы на якутском.

Дело происходило в старинном храме свт. Афанасия Александрийского. Одна добрая бабушка (крестилась несколько лет назад) рассказала через переводчика, потому что по-русски она говорит плохо, что очень переживает: в ее детстве там была баня, и она туда ходила, наверное, это большой грех. Мы ей сказали, что, нет, не большой, она же маленькая была и вообще не знала.

Вот он, храм.

Нас встречали вот такие красны девицы и добры молодцы в традиционных якутских нарядах.
На Троицу мы служили в храме праведной Матроны Московской в Верхоянске. Кстати, это самый северный храм святой Матроны.

Священник - из моих бывших студентов, отец Александр, молодой, горящий, готовый ехать на край света (что и собирается сделать в начале июля - там ещё есть села, где проповедь после революции не звучала ни разу).

Потом прихожане (в Верхоянске приход крепкий, люди по воскресеньям собираются и читают обеднившее) передали владыке в подарок собственноручно сшитый орлец.

Все это время врач-нефролог Антонина Ивановна обследовала жителей города: брала анализы и консультировала. В Верхоянске нефролога нет от слова совсем. Там вообще специалистов нет. Врач там одна. Вообще она педиатр, но скоро сможет оперировать, наверное, потому что других просто нет. Медсестёр, кажется, две. Больница - одноэтажная, с узким коридорчиком и туалетом на улице. Трудные случаи везут в Батагай - это административный центр, там больница побольше. Но нефролога нет и там. И вообще сомневаюсь, что там что-то большее, чем два или, допустим, четыре врача. Во всяком случае, если нужна срочная операция или тем более реанимация вызывается санрейс.
Мы иногда заглядывали в больницу и приглашали людей зайти в храм. Это была не очень хорошая с миссионерской точки зрения затея, потому что людям было не до этого. Но некоторые всё-таки дошли.
В заключение я покажу вам суслика, который уносит оладушек, оставленный духам, и мы вместе подумаем об анимизме и его совместимости с христианством, особенно учитывая вполне легальное почитание в нем ангелов.

Короче говоря, поездка была более, чем удачная.
PS. Суслик, кстати, по-русски не понимал. Он боялся подходить к оладушку, хотя мы его и звали, но среди нашей команды были и саха, и одна женщина стала звать его по-якутски. Пришёл немедленно.
|
</> |