Мышиные ножки
yuripasholok — 12.06.2020 В начале мая 1945 года англо-американские войска заняли ту часть немецкой территории, где находилась основа немецкой промышленности. Среди занятых городов оказался Меппен и Эссен, ключевые для концерна Krupp места. И вот там впервые союзные войска смогли познакомиться с немецким сверхтяжелым танком Pz.Kpfw.Maus. Правда, для первоначального изучения материалов было немного. В Меппене лежали пушка и 3 комплекта корпусов с башнями, а в Эссене - еще 3 комплекта. Посему первые доклады, которые были сделаны по результатам изучения немецкой машины, выглядели, как бы это помягче сказать, своеобразными. Оттуда пошло много разных глупостей, вроде названия Mammut. Более существенно союзники пополнили копилку знаний позже, когда в их руках оказался Фердинанд Порше вместе со своим КБ.Результатом стал более чем 400-страничный отчёт о деятельности Porsche K.G. за годы войны. Непосредственно Pz.Kpfw.Maus в докладе, датированном второй половиной 1945 года, было уделено более 180 станиц. Отчет всё равно получился неполным, поскольку по тому же орудию больше занимались на Krupp, как и по башне, поэтому там всё кратко и отрывочно. А вот по шасси набралось много. В том числе и по подвеске, которая у этого неординарного танка была не менее неординарной.
Первоначально проект Typ 205 предполагал вполне типовое для Porsche K.G. решение. Машина получала блокированную подвеску с укороченными торсионами в качестве упругих элементов. Это было вполне нормально, с учетом боевой массы 120 тонн. Но вот беда: заказчик в виде начинающего художника хотел всё более защищенную и тяжелую машину. А подвеска оставалась такой, как в начале. Вот только надо понимать, что 120 тонн, и 180, которые образовались к концу 1942 года - это две большие разницы. Посему пришлось что-то менять.
Схема ходовой части Pz.Kpfw.Maus в финальном варианте.
Новую подвеску, а вместе с ней и ходовую часть для Pz.Kpfw.Maus, в течение марта-апреля 1943 года разработали на предприятии Škoda. Не все об этом знают, но сидевший под колпаком СС чешский оружейный гигант был очень тесно связан с Porsche K.G. Если приглядеться внимательно, то выяснится, что на некоторых разработках Porsche K.G. явно видно влияние Škoda, и наоборот. По злой иронии судьбы, сейчас Škoda контролируется Volkswagen, который очень тесно связан с семьёй Порше. История очень любит цикличность, да.
Схема из английского отчета.
Как и предыдущая подвеска, детище Škoda было блокированным, но принцип оказался совершенно иным. На единой балке в шахматном порядке было сгруппировано четыре катка, каждая пара катков имела подрессоренный элемент, роль которого выполняла буферная пружина. Помимо опорных катков, сверху на балке крепилось два поддерживающих катка. С каждой стороны было предусмотрено по шесть тележек, в общей сложности переработанный Pz.Kpfw. Maus получил 48 опорных катков. Благодаря применению новой ходовой части удалось более рационально распределить нагрузку, кроме того, система с буферными пружинами менее критична к перегрузкам.
Чертеж подвески. Естественно, стоит штамп Porsche K.G., но на самом деле сделано в протекторате Богемия и Моравия.
Конструкция получилась довольно сложной, тем не менее, она оказалась лучшим, что можно было сделать для столь странного танка. Как показали дальшейшие испытания, сама подвеска работала хорошо. А вот с опорными катками дела оказались не столь успешными. По ходу первого этапа испытаний Typ 205 V1 внутренние бандажи опорных катков износились, подобные проблемы ожидались еще до начала испытаний. Были заказаны новые опорные катки, а до их приезда решили продолжить испытания на старых. При этом конструкцию катков меняли неоднократно.
Блокированная подвеска Škoda в финальном варианте.
Следует отметить, что Škoda была не только разработчиком, но и производителем элементов ходовой части танков Porsche. Pz.Kpfw. Maus не был исключением. Скорее всего, что-то американцы знали, иначе не устроили бы столь стремительный рывок к Пльзени.
Статья по изучению союзниками Pz.Kpfw.Maus: https://warspot.ru/16260-soyuznyy-vzglyad-na-myshinuyu-problemu
|
</> |