рейтинг блогов

Изобретатели и рационализаторы

топ 100 блогов yuripasholok10.06.2020 Не так давно у меня выходила статья, посвященная различным мифам и заблуждениям, связанным с отечественным танкостроением. Так вот, среди машин, которым посвящен материал 1942-43 годов, есть и легкий танк Т-70Б. Данная машина стала результатом модернизации ходовой части, которая, как показала эксплуатация лета 1942 года, оказалась недостаточно надежной. Кроме того, удельное давление на грунт оказалось слишком большим, поэтому Т-70 имел некоторые проблемы с проходимостью, особенно по болотистой местности. Собственно, еще в постановлении ГКО №1394 от 6 марта 1942 года уазывалось, что с 1 июня 1942 года Т-70 должен был выпускаться с более широким траком и более толстыми катками. Но в виду сильной загрузки по производству работы затянулись, поэтому в июле 1942 года понадобилось дополнительное "напоминание".
Танки с модернизированной ходовой частью вышли на испытания в конце июля 1942 года. Вообще из частей шло требование еще и усилить бортовую броню, но по итогам от данной идеи отказались. В самом конце сентября 1942 года ГАЗ сдал самые первые Т-70 с модернизированной ходовой частью, а окончательно на их производство перешли с октября 1942 года. Так вот, машина эта именовалась Т-70Б, а не Т-70М, как это часто можно видеть в куче публикаций. Вообще была мысль, что изобретение индекса Т-70М принадлежит Свирину, но нет, "постарались" совсем другие люди.

Недавно историк и мой коллега Алексей Макаров выложил на сайте Т-34 Информ альбом НИБТ Полигона, посвященный танкам и САУ. Данный альбом датирован началом 1945 года, в нем присутствуют танки и САУ как наиболее современные, на тот момент, так и более ранние машины. И там обнаружился вот такой нежданчик.

Изобретатели и рационализаторы
Изобретатели и рационализаторы

Казалось бы, вот оно, на самом деле-то индекс был, поклеп, разоблачение разоблачителя, вот это всё. Но вот только на самом деле всё гораздо веселее. Дело в том, что НИБТ Полигон периодически умудрялся допускать кучу ошибок в данных по машинам. Например, при испытаниях М3 Легкого там удельное давление посчитали как 1,1 кг/см2 вместо реального 0,71, от чего у наркома танковой промышленности Малышева подгорело и он требовал прекратить поставки танков, имеющих плохую проходимость. А на самом деле М3 Легкий на испытаниях уделал и советские легкие танки, и большую часть зарубежных аналогов. А еще они умудрялись габариты зарубежных машин считать так, что глаза на лоб лезут. Например, вот такая длина у Pz.Kpfw.II Ausf.F. Для понимания, его длина на самом деле 4810 мм.
Изобретатели и рационализаторы

Про индекс можно даже не заикаться. Ну так вот, индекс Т-70м у них фигурирует именно в этом альбоме. Судя по всему, именно с него и началось его победное шествие по другим источникам. А теперь отмотаем время на два года назад, и посмотрим в альбоме 1943 года, как он называется там.

Изобретатели и рационализаторы
Изобретатели и рационализаторы
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело №102, л.10-11.

Да, это та же самая машина. Такие вот чудеса в решете. И для закрепления результата - из отчетов по гарантийным испытаниям Т-70Б на том же полигоне.
Изобретатели и рационализаторы
Изобретатели и рационализаторы

Выясняется, что слоган "Кубинка - это праздник, который всегда с тобой!" появился далеко не 20 лет назад. И вот таких нежданчиков там хватает. А исследователям надо быть более осторожными с документами. Ибо ошибались все, что там реально происходило, можно понять, сравнивая несколько источников.

Статья по бронетанковым заблуждениям 1942-43 гг: https://warspot.ru/16316-teoriya-bronetankovyh-zabluzhdeniy-seredina-velikoy-otechestvennoy

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю мои пасхальные зарисовки из Яйло. Сегодня поговорим о беговых лыжах. У меня уже был пост на эту тему , но сегодня я постараюсь расширить его немного.  Я уже много раз писал, что норвежцы помешаны на лыжах. Всю зиму они постоянно пытаются выкроить время для того чтобы ...
Люди часто боятся собственного старения, это может выражаться по-разному. Кто-то боится остаться в одиночестве, а кто-то, наоборот, переживает, что станет беспомощным и будет обузой ...
Вернёмся немного к старому неразобранному. Год назад мы путешествовали в это время по Германии и Португалии, и с тех времён остались неописанные темы. Ну, вот, в частности, португальская железная дорога. Подумал вот, что тут такие красивые и атмосферные станции, а вы этого не видели! Как ...
Есть повод вернутся к теме, начатой вот  этими двумя статьями. Почему официальная наука теряет доверие общества? Потому что она забыла, зачем нужна. https://alex-rozoff.livejournal.com/244007.html Наука или выродится в бесполезную схоластику, или преобразуется в сциенженерию. ...
Тут еще такие интересные подробности о UN's Global Compact for Migration, который Трюдо собирается подписать через 3 дня. Это уже из Джорджа Оруэлла. The pact criminalizes criticism of migration by extending definition of hate speech. Criticism of migration will become a criminal offense ...