Минутка корейских идолов

топ 100 блогов anairos29.08.2024 Сегодня хочу поделиться с вами историей о нелёгкой судьбе синдо.

И нет, я не опечатался в слове «синто». Хотя обычно я предпочитаю говорить о японских верованиях и обрядах, на этот раз мы отправимся оттуда на запад, в Корею.

По данным опросов, примерно половина южных корейцев (по КНДР данных мало, и они сомнительны) называет себя нерелигиозными. Но этими цифрами не стоит обманываться. Практически все «неверующие» корейцы почитают предков и совершают ритуалы в честь духов. Корейские буддисты, впрочем, тоже.

Только христиане воздерживаются от «языческих суеверий», но зато в Корее существуют десятки новых религиозных движений, соединяющих христианство и веру в духов. Из одной из таких групп выросла в своё время «Церковь объединения» Сан Мён Муна – самая большая известная в мире корейская секта.

При этом у народной корейской религии нет вообще никакой системы. Даже сами верования, духи и ритуальные специалисты носят разные названия в разных провинциях.

Эту религию иногда называют синдо (значит это ровно то же самое, что и синто – «путь богов»), но самое распространённое её имя – му. Встречаются и производные имена мусок («вера му») и мугё («учение му» или «му-изм»).

Корейское «му» – местное произношение китайского «у», которое обозначает человека, говорящего с духами.

Минутка корейских идолов e63de70e7aa6e0dab76f8b3500f4c583.jpg

Сами эти люди – посредники между мирами людей и духов – называются мудан. В европейской литературе их когда-то называли корейскими шаманами, и в этом есть своя правда – если вы читали недавний пост о чукотских верованиях, то сейчас увидите, что тут есть немалые и заметные параллели.

Однако один из постоянных признаков шамана – он может выходить из тела и отправляться на Ту Сторону, чтобы пообщаться с духами на их территории.

Корейские мудан так не делают. Одни из них призывают духов в своё тело и говорят от их имени, другие выступают в качестве медиумов, но обходятся без одержимости.

Обычно считается, что первые – «вдохновенные» мудан – становятся такими не по своей воле: духи призывают их на служение через длительную болезнь, неудачи и кошмарные видения. А вот вторые известны как «потомственные» мудан, и у них есть целые династии, где сын перенимает мастерство у отца, а дочь у матери.

В любом случае, мудан – именно работа, профессия. В мугё нет никакого подобия церкви, иерархии или вообще организации, каждый ритуальный специалист сам по себе. Они привлекают клиентов, рекламируя себя через газеты, интернет и сарафанное радио, точно так же как наши салонные маги и психологи. Некоторые не могут прокормиться этим делом и вынуждены подрабатывать чем-то ещё.

К их услугам прибегают не всегда. Обычно каждый кореец проводит обряды, связанные с духами и предками, для себя и своей семьи. Но бывает и так, что нужно устроить кут – особую церемонию, когда духам приносят обильные дары и хотят получить от них поддержку или откровение. Тут уж мудан – обязательный участник.

Минутка корейских идолов ancestral-rites-4184878_1920-1536x1152.jpg
Это не шведский стол, а подношения умершим предкам.
Как видим, корейские духи тоже любят вкусно покушать.


Обычно у каждого мудан есть свой дух-покровитель, которому он персонально служит и через которого находит общий язык с другими духами. При этом если у мужчины дух-покровитель женского пола, такой мудан может одеваться в женскую одежду и вести себя по-женски. Аналогично, женщина-мудан, которой покровительствует дух-мужчина, может одеваться в мужскую одежду, курить трубку и говорить на мужской лад.

Ах да, идолы. Они в Корее есть, и их много. Чаще других ставят парные деревянные изваяния духов-стражей: генералов небесного и подземного воинства. Иногда генерал подземного воинства считается женщиной. Иногда нет.

Минутка корейских идолов the_korean_totem_pole_village_roof_tile.jpg
Сможете определить, чем мальчик от девочки отличается?
Правильно, небесный генерал слева, в чиновной шапке. А подземная генеральша справа, с женской причёской.
Но если кто недогадливый, на них ещё и написано, кто есть кто.

Вы можете спросить – а нелёгкая-то судьба где? Вроде бы по описанию перед нами весьма процветающая, хоть и неофициальная и почти бесформенная традиция.

Но последние шесть веков она была в крайне сложных отношениях с корейскими властями.

Суровые конфуцианцы королевства Чосон клеймили народную веру как рассадник суеверий. Конфуцианство тоже предписывает культ предков, но только в смысле их почитания, и вовсе не предполагает, что предки могут как-то вмешиваться в судьбу потомков.

Пришедшие им на смену в конце 19 века реформаторы по большей части были христианами и стремились принести в Корею «настоящую цивилизацию», такую как в Европе или Америке. К «язычеству» они относились ничуть не лучше своих предшественников, зато охотно приглашали католических и протестантских миссионеров.

Затем пришли японцы, оккупировавшие полуостров на несколько лет. Эти, наоборот, приветствовали местные верования, сразу заметив их сходство со своими. По планам японцев, корейское синдо надлежало реформировать, сделав его частью японского Имперского Синто.

В результате сложилось парадоксальное положение. Корейские национальные верования и традиции стали ассоциироваться с иноземными захватчиками, а знаменем корейского национализма сделалось... христианство.

Затем, как мы помним, отгремела Корейская война, по итогам которой страна разделилась на Север и Юг. Но при всех непримиримых противоречиях между властями КНДР и Республики Корея, мугё одинаково запрещали и те, и другие.

Со временем, впрочем, все смягчились, и сейчас духов почитают по обе стороны границы.


Да, если вы уже успели подумать «надо же, как всё странно у этих восточных людей» – вот вам немного цифр.

Население Южной Кореи – пятьдесят два миллиона человек, и на них приходится около двухсот тысяч зарегистрированных мудан.

В России – сто сорок миллионов населения. Из них примерно сорок тысяч православных священнослужителей всех уровней.

О мусульманах и буддистах у меня нет сведений, однако, учитывая, что народы, исповедующие эти религии, составляют в России меньшинство – вряд ли хотя бы сравнимо с православной церковью.

Для неверующих функции священников исполняют психологи и психотерапевты. Их тоже чуть больше сорока тысяч.

А вот колдунов, магов и экстрасенсов – то есть таких же точно, как в Корее, частных посредников между людьми и Той Стороной... У нас их никто не регистрирует, поэтому в точности сказать сложно. Но нижняя оценка – триста пятьдесят тысяч, а верхняя – восемьсот.

И это именно профессионалы – не учитывая тех, кто практикует чисто для себя и близких.

Такие дела.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Все наверняка помнят советские сортиры. Тогда все общественные сортиры были оборудованы "Чашей Генуя". И выглядели чаще всего вот так. Сегодняшние гадюшники выглядят преимущественно вот так. Визуально разница конечно очевидна. С первого взгляда ответ на вопрос, какой сортир лучше, ...
Единственное, что могу сказать: Соловьевка нечто вроде специфического ЕГЭ - градусник шизофрении российского политбомонда. Сам Соловьев через фразу "божится...".  Постоянно на арене совершеннейший, законченный, медицинский параноик, несущий дикую ...
Бумажные паспорта постепенно уходят в прошлое, и граждане сейчас пока еще могут выбирать средства и способы, с помощью которых их будут идентифицировать власти: вживление чипа, в т.ч. непосредственно в мозг, нанесение QR-татуировок или ношение пары номеров - спереди и сзади - с ...
Была я сегодня в Общественной палате. Кучерена, Шевченко, мальчики и девочки обслуживающего персонала в черно-белой гамме. Барышня на шпильках, в черных с белым чулках a la Lolita. Тетки, нет, не с халами, а пудовыми крестами. И страшно похоже на ЦК ...
Моей замечательной маме вчера исполнилось 70 лет. Хранительница нашего семейного очага, именно у неё в доме живёт, проводит время и собирается по праздникам вся наша разрозненная и разношёрстная семья - мой брат, его семья, я, мои дети, семья папиного брата. Иногда кажется, что если бы ...