Микенский вопрос

Противопоставление немецкого подхода англо-американскому.
Микенская культура названа по эпонимному городу Микены, который, возможно, и главным-то не являлся.
Вставная новелла, как я побывал в Микенах: ...и высадили меня среди бескрайних апельсиновых полей, шёл-шёл... минут сорок, пришёл в современную деревню Микены, приободрился...

Нормальные люди там, на горе, не живут, до воды далеко.
Греки в античный период так и не организовали единого государства. Никогда. Вообще никогда. С определёнными оговорками греческим государством можно назвать Византию.
Был задан вопрос на лекции: почему исчезла греческая культура?
А я ответил: да она не исчезла! Она существует непрерывно с микенского времени. Единый язык, но разные государства.
1) Микены держали Северный Пелопоннес
2) государство в Афинах
3) в Беотии два государства: Орхомен и Фивы
4) Пилос
5) Лакония
6) предположительно Олимпия
7) Фессалия
8) Иолк
1600-е года до н.э. Могильный круг В чуть старше, чем могильный круг А

Есть специальности, где везучесть учитывается. В британском ВМФ досье капитанов имеют особую графу: удачливость. Так вот, Генрих Шлиман был везуч. Не был эрудитом, не был профессионалом -- приархеологический, как сейчас сказали бы, человек с чутьём. Был близок к раскопкам Консского дворца задолго до Эванса, но -- тут не срослось.

Местные греки знали о могильных кругах, но не пытались ограбить их, как поступили бы все нормальные люди того времени.
Там поверх ещё храм... в общем, всё плохо.
Кирпичная кладка торцом кверху -- красиво! Поселение должно быть серьёзное.
Гробницы аристократии. Главный вопрос: почему кругов два? Два высоких рода одновременно? Как в Спарте, 2 царя? Как же они уживались? Как они друг друга резали...
Шахтовые гробницы. Если хочешь завалить студента, спроси его о шахтовых гробницах, на что они похожи. Он ответит:
-- На шахту.
А ты его спросишь:
-- А как выглядит шахта?
С одной стороны скала, с другой земля. Перекрытие деревянное. Его уже не было, всё сгнило. Подзахоранивали многократно, до семи раз. Кости смешивались.
Круг А почитался местными жителями, следовательно, род А одержал верх. Круг В почти не берегли.
Друг врал, что погребальные маски очень маленькие, и, конечно, когда я их увидел в музее...

Могильные плиты: орнамент стиля Камарес по краям, толстый пёс, хозяин на колеснице. Все в летящем галопе. Даже пёс, хотя его комплекция не способствует.
Военный сюжет в обрамлении морских волн, хорошо знакомых нам по минойскому искусству.
Соединяющиеся волюты а-ля японские гербы.
Погребальный инвентарь: у мужчин обязательно золотая маска. Хотя у греков всё, что с примесью серебра, так что золота менее 95%, считалось электроном.

Татьяна Викторовна Блаватская, вдова В.Д. Блаватского, валила студентов, не знакомых с марксистской доктриной, на классовой борьбе в Микенах. Любила утверждать, что одна из золотых масок несомненно принадлежит пожилому человеку, потому что выражает печаль и усталость.

А эта маска, можно подумать, выражает довольство?

Унылые маски кажутся унылыми, потому что они с закрытыми глазами. Такие маски делались для "окончательно мёртвых" царей. Маски с открытыми глазами -- для условно живых мёртвых.
Отступление: когда длинные кости выложены, сверху череп, это ж любо-дорого посмотреть!
Так называемая маска Агамемнона единственная имеет уши. Глаза её закрыты. Иногда считается поддельной, потому что Шлиман обращался в письме за рекомендацией ювелира, способного сделать копию.
Нагрудник Агамемнона назван нагрудником Агамемнона потому, что эта деталь доспеха упоминалась в Илиаде.
Шлиман: Приятно с императором поругаться...
Он же: антиковеду Шульце не нравится, что я называю маску Агамемнона маской Агамемнона. Чтол ж, пусть это будет маска Шульце.
Так и стали называть.
Другие детали убора: диадемы, накладки с поясов, бляшки, золотые весы как атрибут царской власти. Корона.

Умерший буквально выкладывался золотом.

А вот булавка с минойской повелительницей растений, у которой цветы растут из головы. Крит по-прежнему оставался духовным центром.
Оружие:
а) самое красивое -- бронзовые рапиры с деревянными рукоятками.

б) режущий меч, оружие непарадное. По делу. В костюме от Армани можно грузить уголь, и будет даже удобно. Но надеть фуфайку как-то естественнее. У исторических греков такая же пара мечей называлась ксифос и махайра.
в) кинжалы. Иногда демонстрировались в вынутом состоянии, так как украшались по лезвию изысканной инкрустацией золотом и серебром. Три кинжала одного авторства: 1) охота кота у реки. Египетский сюжет, лотосы растут.

2) кинжал с моллюсками
3) охота на львов. Мастер один и, очевидно, минойский. Могу, мол, и в своей манере, и в египетской, и в стиле этих грязных варваров-микенцев.

Кубки-ритоны: голова быка и лев. Вешались на стену для красоты.
Минойцы стремились к реализму, а микенцы, посмотрите, украшают лоб быка розеточкой.


Чаши кубкообразные на высокой ножке, золотые.
Кубок Нестора. Его форма канфар дойдёт до римских времён в неизменности.

Дамская гробница. Привозной сосуд для ароматических масел. Фаянс. Значит, либо Египет, либо Сирия. В виде... страусового яйца. Страусов поставляли Передняя Азия и Африка.
Печати из зуба бегемота. Elephant's bone ≠ ivory, так вот, печати делались из бегемотового ivory, значительно более популярного в тот период, чем слоновая кость.
Переход к развитому обществу со второй половины XVI века до н.э. Купольные гробницы и огромные цитадели.
Вход, коридор (так называемый дромос), малый вход непосредственно в гробницу, купол-ложный свод.
Толосы Эгисфа и Клитемнестры, вероломной вдовы Агамемнона. Орест убил их обоих, хэппи-энд. Так называемая "Клитемнестра", судя по археологическим данным, пережила Эгисфа лет на двести...

Львиная гробница названа так потому, что в ней нашли один, всего один перстень со львами.

Толос Атрея, мифического прародителя Атридов... от которых пошли Атрейдесы. Кроме шуток. Самый знаменитый, чуть пораньше, чем толос Клитемнестры. Имеет сокровищницу. Аналогичен ему только один толос, в Иолке, тоже с сокровищницей. Есть выемки в земле (нюансы культа? Абака?)

Нд проходом каменная плита и треугольное окно, которое закладывали кирпичом и окрашивали. Утверждают, что этот кирпич трубовался, чтобы снизить нагружку на стены. Да видели бы вы эти стены. Там можно было бы увеличивать эту нагрузку и увеличивать!
Существует фреска "вид гробницы анфас". По ней и восстановили. На куполе сохраняются бронзовые гвозди, но всё остальное... сборщики металлолома не дремали. Все гробницы разграблены.
Что удивительно, гробница изменилась, а обряд остался прежним.
Саркофажки.
Продолжение следует.
|
</> |