Минойский вопрос


А вот это – цивилизация! Цивилизация отличается от просто культуры наличием бюрократии. Цивилизация может обойтись без письменности, хоть и с большим трудом, но без бюрократии – никогда.
В историческое время Крит считался и являлся задворками. То же относится и к Сардинии.
Минотавр. Его карьера закончилась, как мы помним, с приходом Тесея. Этот сюжет любили римляне в мозаичном украшении полов.
Суровые белые горы. Нормальные люди там не живут. Горы и горцы не подчинялись даже персам в Персии. Да, надо сказать, правители не очень-то и хотели вколачивать свои ресурсы в бесплодные земли. Плодородная часть Крита была полностью освоена.
Миртос (и село, и исторический период). Изучался пристально. «Смотрите, из этого п-образного домика в домике скоро родится Лабиринт!»
Начинают выделяться культовая, погребальная и поминальная зоны.
Для народа это как... Что сто лет прошло, что тридцать – «давно всё это было! До войны!»
Керамика Миртоса – по светлой поверхности тёмные полосы на горлышке, а далее прямые линии, пересекающиеся характерной диагональной клеткой.

Василики – пятнистая керамика. Что стояло за этими пятнами – не ясно.
С чего вообще началось искусство, с реализма или его противоположности?
Сосуд с зубастой «пастью» и глазиком.

Археологи радостно видят свастику и интерпретируют её как солярный символ.
Линейно-ленточный тип керамики. Негативизация искусства: чёрные узоры по светлому фону сменяются светлыми узорами по чёрному фону.
Могильник Айа-Фотиа. Если у сосуда есть вырезы, в него обыкновенно ничего нельзя наливать. Исключение – затейные сосуды Румынии и Болгарии, прототипы которых находим и в Древней Греции. Из них жидкость надо не выпивать глотками, а как бы выдувать. Вы бы знали, какие эти греки затейники! Через что там надо было выдувать!
Узкогорлый сосуд с широким венчиком предназначался для масла. У Олди девушка наливает воду из источника лекифом. Долго бы ей пришлось делать это в реальности...
Пиксида с лежащей собакой. Собаке досталось немного фонового орнамента. Есть изображение, нет изображения – орнаментация должна быть!

«Богиня» Миртоса.
На рубеже III-II тысячелетий до н.э. очень резко наступает цивилизация.
Стадиальность у Марра. Очень серьёзный этап развития влечёт за собой (всегда!) изменения культуры.
Дворец = важный административный и хозяйственный центр. Все эти покои царя, будуар царицы и тем более караван-сарай – измышления Эванса, которому нравилось видеть в минойцах бриттов бронзового века. Вообразил себе Букингемский дворец... с караван-сараем.
Кносс, Фест, Маллия, Ката Закро. Недавно нашли дворец в Галатосе.
Новые дворцы – после 1700 года до н.э.
Ямы (зернохранилища?) Феста относятся к старому дворцу.
Признаки дворца: 1) тёсаный камень;
2) большой внутренний двор, ориентированный с севера на юг;
3) кладовые.
Это что ж получается, землетрясения не было? Новая династия? Восстание? Знаменитый взрыв на Санторини?
Черты минойской архитектуры: световые колодцы;
зал с четвероугольными колоннами;
бассейны для омовения;
минойские залы – дверь-промежуток, дверь-промежуток.
И как было греку тут не потеряться? Греки, любители симметрии и соразмерности, в перепутанице залов блуждали и пропадали. С их точки зрения было невозможно, чтобы коридор процессии выходил в угол.
«Дворец» в Гурнии.
Одно смущало Штирлица: двор с востока на запад. Оказался не двором, а двойным залом.
Дворец в Фесте больше, чем разрекламированный Эвансом дворец в Кноссе (с).
Эванс фантазировал, но в девяти случаях из десяти попадал в точку. Археолог, который это место копает, знает о нём больше, чем умеет сказать.

Ни одной колонны не сохранилось. Деревянные же. Оригинально сужаются книзу. Нигде, кроме, таких колонн нет. Бывают витые.
Туалет смывной с проточной водой, канализация. Находится впритык к святилищу – замкнутому помещению, где нет света.
Один египтолог утверждал, что для понимания жизни древних цивилизаций нужны а) письменные источники, б) памятники искусства и в) крепкая психика.
Критяне любили свет. Над дверью всегда окно.
Тронный зал: культовое кресло и скамеечки для друзей попроще. Сзади бассейн для омовения.
Приступочка свидетельствует о святилище.
Дворец оснащён водоводами и канализацией.
Театр – не в нашем понимании, конечно, а место для особых церемоний. Священная дорожка.
Дома простых людей можно изучать по инкрустациям, изображающим город. Есть расстекловка окон, а стёкол ещё нет. Затягивали тканью. Цветной! И, надо предполагать, с нею тоже играли: о, сегодня у нас всё в розовых тонах...
Росписи. Вы не представляете, по каким рожкам и ножкам всё это реконструировалось. Сборщик шафрана, так называемый «голубой мальчик», вообще оказался обезьяной... Голубеньким цветом было принято выражать обезьянью шерсть.

Критская перспектива: то, на чём происходит действие, изображается везде. То есть – вообще везде. Это всё! На лугу!
Дамы – либо богини, либо жрицы, изображающие богинь.

Женщины белокожи. Мужчины изображались с тёмной кожей. Музыканты – в женских юбках до полу, но, судя по тёмной коже, несомненно мужчина.
Цивилизация любителей цветочков.
Сель убил всех во время жертвоприношения, притом человеческого. Критяне скрывали свои тёмные стороны, свою жестокость. Греки – не скрывали.
Пушистые щиты из коровьих шкур. Погладить приятно, в бою разрядка.
Раскрашенные рельефы.

Розетка и орнамент на фантастических животных.
На трёх стенах зрители. Эванс предполагал, что на четвёртой, почти не сохранившейся – то, на что они с таким увлечением смотрят. Оказалось, на четвёртой стене тоже зрители.

О прыжках через быков: и такому развлечению критская молодёжь предавалась в свободное время. Этот почтенный учёный, он вообще быка видал?
Блямбочки по краям представляют собой бычьи шкуры.
А вот скульптура. Бронзовая. Мы её называем «Похмелье». Жест, конечно же религиозный, но эта рука, прижатая ко лбу...
Гимнаст костяной.
Курос из Палеокастро.


У дамы со змеями, обратите внимание, на шапочке сидит пятнистая кошечка.

А вот богиня на качелях: пришёл, покачал богиню...

Резьба по камню прекрасная.
Ваза жнецов – группа «колхозников» во время сельскохозяйственной процессии. Трещотка запевалы напоминает египетский систр.
Голова златорогого быка.

Лев со вставными глазами и носом.
Два рельефа: коза с козлятами и корова с телёнком. Инкрустации? А возможно, стояли, как солдатики. Найдены изображения обитателей морского дна, выполненные в той же манере.

Кубки из гробницы Ваффио.
Вазопись – поиски собственной идентичности.
Стиль Камарес – обратите внимание на этот элемент. Мы его называем «челюсти».
Каплевидные богини.
Сосуды-скорлупки, они так забавно дзинькают...

Морской стиль. Знаменитая ваза-осьминог. Осьминога даже рассматривали как изображение обитателя аквариума, но скорее всего он просто возлежит на дне.
А эти трилистники – три моллюска.

Растительный стиль развивается одновременно с морским:

С XV века до н.э. в моду входит дворцовый стиль, более декоративный, но менее объёмный.
Критяне знали настольные игры с фишками.
Двойной топор. Вотивные лабрисы как настоящее оружие, конечно, не использовались.

Линейное письмо А не читается.
Фестский диск. Если вы начали его понимать, обратитесь к психиатру. Я не шучу. Я знаю человека, очень многообещающего археолога, которому пришлось так сделать. Сейчас он здоров, занимается работой по специальности.

Чудинов вот на солнце пятна читает.
Ну, должны же быть загадки!
Линейное письмо Б благополучно читается.
Где человек обязательно должен побывать, вот при первой возможности: этрусское кладбище в Черветери и ещё Санторин.
Фото города на вулкане, плавно сползающего в вулкан. У всех туристов был такой снимок, и я не удержался.
У Спиридонаса Маринатоса была цель – найти высокую цивилизацию Киклад. И он её нашёл. И также нашёл свою смерть, его, уже старика, завалило в галерее насмерть.
Санторин – Помпеи эпохи бронзы.
Угловой зал со множеством окон.
Дом Капитана или Дом Рыбака, сейчас называется просто Западный дом.

Дом двойных рогов.
Цветы на холмах и повторяющийся мотив ласточки.
Кулачные бойцы. Лани, точнее, африканские антилопы импала.
%20%5b%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%5d&Width=654&Height=654)
Обезьяны – ближайшая такая живёт на Цейлоне.

Ксеста 3 с минойским залами.
Шлем из кабаньих клыков.

Алтари с дельфинами. Этот дельфинчик плывёт вверх брюхом не потому, что ему плохо.
Сосуды «женщина-птица»
Ритон «лев».
Единственное ювелирное изделие – вотивный золотой бычок, найденный в фундаменте здания. Хорошо санторинцы эвакуировались!
Оттиск деревянного столика. Спроси меня, что это, и я ответил бы «Помпеи».
|
</> |