Микаэль Хофстрём. "1408" и "Обряд"


"1408" и "Обряд", снятые Хофстремом в Голливуде в 2007 и 2011 годах, это сугубо коммерческие, эксплуатационные проекты. Тем не менее, на основе этих картин Хофстрем постарался выдержать некую собственную тему, что в условиях студийной системы было не так-то просто. Правда более широко известным в данном случае стал "1408". Но вообще после просмотра этих фильмов, а так же дебютных "Зло" и "Цена измены", становится ясно что какого бы жанра не был фильм, Хофстрем акцентирует внимание именно на природе зла. "Тёмная сторона", вот что является основной темой фильмов шведа.

"1408" был поставлен на студии братьев Вайнштейнов в 2007 году, по неизданному рассказу Кинга и позиционировался как психологический хоррор. В главных ролях снялись Джон Кьюсак и Сэмюэл Л. Джексон. Суть басни заключается в "тупом скептицизме" Кьюсака, который дескать атеист и не верит ни в духов, ни в приведений, ни в полтергейсты. Кьюсак даже поставил на поток этот свой скептицизм и издаёт книжки разоблачающие аферистов от гостиничного бизнеса, заманивающих клиентов рассказами о привидениях.


Всё шло отлично пока Кьюсак не попал в нью-йоркскую гостиницу "Дельфин". И ведь предупреждали Кьюсака, не ходи в гостиницу " "Дельфин", не снимай номер 1408. Но Кьюсак всё равно туда поперся, причём именно в номер 1408. Сэмюэл Л. Джексон не хотел пускать Кьюсака в номер 1408, показывал 100500 фоток самоубившихся в номере постояльцев, но Кьюсак был упертым скептиком и таки заселился в номер 1408. Как оказалось в номере Кьюсака ждали не просто "привидения в покрывалах" и даже не просто "привидение с мотором" а "чистое ЗЛО".


Уже минут через десять Кьюсак горько пожалел о своей настойчивости. Потому что Кьюсака ожидал полный пакет страшилок от Кинга, начиная с произвольно включающегося приемника и заканчивая хождением по карнизу. Ну и конечно психологические проблемы связанные с прошлым. Смерть дочери, развод и т. д. В общем надо признать что фильм вышел довольно динамичным, с кучей спецэффектов и неплохой актёрской игрой. На вложенные 25 млн, он принёс прибыли почти в 133. Поэтому в 2010 году Хофстрем решил повторить фокус.

"Обряд" или "The Rite" был снят на студии братьев Уорнеров. В главных ролях снялись Энтони Хопкинс и Колин О'Донохью. Фильм позиционировался как мистический хоррор из раздела про экзорцизм. Обошёлся он в 37 млн, хотя откровенно говоря не понятно куда делись деньги, может на съёмки живописных римских видов, а может на гонорар Хопкинса. Сюжет почти полностью повторяет "1408".


О'Донохью - скептик, он не верит ни в Бога, ни в черта, хотя по семейной традиции должен стать либо священником, либо хозяином похоронного агентства (!). О'Донохью выбирает священника(!). Но в семинарии О'Донохью не нравится и он готов уже сделать ноги, но его наставник посылает О'Донохью в Рим, на курсы экзорцистов. Тут-то О'Донохью и знакомится с Хопкинсом - самым крутым экзорцистом по эту сторону Атлантики.


Тем не менее О'Донохью не верит Хопкинсу, даже после того как
ему предъявили одержимую, беременную итальянку. Тут кстати
О'Донохью можно понять, ведь одержимая беременная итальянка не
зависает в воздухе как все нормальные одержимые, а просто корчит
рожи и один раз выплюнула пару 50х гвоздей. Тем не менее финал
предсказуем, поскольку Хопкинс не зря получает свой гонорар и он
сделал всё чтобы скептик поверил таки и в Бога и в черта и в
экзорцизм, а заодно решил свои психологические проблемы.
В Америке фильм едва отбил бюджет, хотя немного восполнил в
остальном мире. Критики не полюбили картину за её медленное
повествование, то же самое сказали и в Ватикане, хотя Хопкинса
похвалили, ведь он убедительно играет чистое ЗЛО.