Михаил Штительман "Повесть о детстве" (1938)
marss2 — 22.11.2023
Почему в конце 19- начале 20 вв еврейская молодежь из
черты оседлости массово - учила русский язык, получала
русское образование они брали себе русские имена и
фамилии (Троцкий, Зиновьев и Каменев это вот из этой серии),
женились/выходили замуж за русских
А ведь это был страшный грех по еврейским традициям.
Но все равно еврейская молодежь "уходила в
русские" - ибо Традиционные Ценности их достали
до печенок.
Русские правые националисты к обрусевшим евреям относились плохо
(исключения были ,но в целом очень плохо), а вот
русские революционеры при приеме новых членов
придерживались принципа "Нет ни эллина ,ни иудея"
Последствия в общем известны, тот самый Яков Свердлов например, ну
и про товарища Юровского наверное все читали.
Поэт Эдуард Багрицкий в стихотворении "Происхождение" писал (
русский поэт с вот такой злобой вспоминает свое
детство в еврейской традиционой среде ):
.
Я не запомнил — на каком ночлеге
Пробрал меня грядущей жизни зуд.
Качнулся мир.
Звезда споткнулась в беге
И заплескалась в голубом тазу.
..
Я к ней тянулся... Но, сквозь пальцы рея,
Она рванулась — краснобокий язь.
Над колыбелью ржавые евреи
Косых бород скрестили лезвия.
.
И все навыворот.
Все как не надо.
Стучал сазан в оконное стекло;
Конь щебетал; в ладони ястреб падал;
Плясало дерево.
И детство шло.
.
Его опресноками иссушали.
Его свечой пытались обмануть.
К нему в упор придвинули скрижали —
Врата, которые не распахнуть.
.
Еврейские павлины на обивке,
Еврейские скисающие сливки,
Костыль отца и матери чепец —
Все бормотало мне:
— Подлец! Подлец!—
И только ночью, только на подушке
Мой мир не рассекала борода;
..
Любовь?
Но съеденные вшами косы;
Ключица, выпирающая косо;
Прыщи; обмазанный селедкой рот
Да шеи лошадиный поворот.
.
Родители?
Но, в сумраке старея,
Горбаты, узловаты и дики,
В меня кидают ржавые евреи
Обросшие щетиной кулаки.
.
Дверь! Настежь дверь!
Качается снаружи
Обглоданная звездами листва,
Дымится месяц посредине лужи,
Грач вопиет, не помнящий родства.
.
И вся любовь,
Бегущая навстречу,
И все кликушество
Моих отцов,
И все светила,
Строящие вечер,
И все деревья,
Рвущие лицо,—
.
Все это встало поперек дороги,
Больными бронхами свистя в груди:
— Отверженный!
Возьми свой скарб убогий,
Проклятье и презренье!
Уходи!—
.
Я покидаю старую кровать:
— Уйти?
Уйду!
Тем лучше!
Наплевать!
.,
.
Далее пост из Дзэн Наталья Баева - о том почему получилось
именно так
.
Еврею в Российской империи образование не полагалось. Попасть в
университет - как "верблюду в игольное ушко". Ответная реакция
закономерна: "Не нужно нам ваше образование - у нас своё!"
.
Михаил Штительман - писатель из "поколения дилетантов", успел
вкусить этой национальной науки в полной мере. Он написал свою
замечательную "Повесть о детстве" между двумя войнами - и погиб под
Вязьмой в 1941 году.
В год своего выхода - в 1938, повесть уже смело можно было
назвать "исторической", ведь это - об ушедшей реальности. И о
школе, которой больше нет, и о жизни, в которую новое поколение
подростков уже не могло поверить. Хотя прошло всего двадцать
лет!
***
Десятилетний Сёма живёт с дедушкой и бабушкой. И слушает,
пытается вникнуть в их взрослые интересы:
— Допустим,— говорит дедушка,— мадам Фейгельман согласится
продать свой дом с флигелем за пятьсот рублей. Как раз сейчас хочет
купить дом без флигеля мосье Фиш... Мы продаём Фишу дом, а на
комиссионные забираем флигель и сдаём его семье Ровес. Это даст
нам...— дедушка щурит правый глаз,— пятьдесят — шестьдесят рублей в
год!
.
Но потом выясняется, что мадам Фейгельман не продаёт своего
дома, а думает лишь его продать, когда её сын Моська, которому
сейчас год, достигнет совершеннолетия, а господин Фиш действительно
хотел купить дом на те деньги, что он заработает при покупке партии
леса у польского помещика, но так как помещик прогорел и лес не
прибыл, то он, Фиш, пока дом не покупает. Так рушится вся дедушкина
постройка!
.
Тогда заработать пытается бабушка: она будет готовить домашние
обеды. У бабушки чёткий план: Фрейда скажет Фейге, Фейга скажет
Двойре, Двойра — Хиньке, Хинька — Риве. Если не сегодня, так завтра
клиенты будут наверняка!..
.
Но, услышав об этих планах, прибежал конкурент и пригрозил
большими неприятностями.
.
И старики знают: неприятности - таки будут. Ведь их сын, отец Сёмы
- на нелегальном положении. Социал - демократ. Вряд ли они могли бы
объяснить, чем же он занимается и как хочет переделать жизнь, одно
ясно - ЭТА жизнь для него ненормальна.
.
Сёма - маленький мужчина, - сам готов работать, и как его
отговоришь? Познакомить с работой - глядишь, сам поймёт, что надо
учиться?
И дедушка ведёт внука в самое крупное и солидное предприятие
во всём местечке: сапожную мастерскую:
.
Едва вошли - Сёме захотелось спросить, где здесь выход.
Тогда - в компаньоны к водовозу:
.
Сёма вытащил из колодца и продал по грошу шестьдесят вёдер
воды, да ведь ещё и целый день до хрипоты кричал стишки
собственного сочинения - рекламу делал. Но водовоз Герш "насчитал"
ему всего за восемь вёдер: "Четыре копейки всё равно как у тебя в
кармане. Получишь в четверг".
.
Тогда - к местному богачу. Мальчиком на побегушках.
.
Кажется, здесь Сёма на своём месте: расторопен, сообразителен
и остроумен. Но именно это-то богачу и не понравилось!
Почему?!
.
Самолюбие, гордость - это не то, что можно терпеть в
мальчишке. Нет, в своём сыне, может, и потерпел бы, да свой - почти
слабоумный...
.
Читатель видит и сам: черта осёдлости - крошечный мирок с
миниатюрными желаниями, стремлениями, гешефтами.
И живёт этот мирок так, будто нет ни России, ни мира.
Вообще ничего нет, кроме этого вот местечка, в котором люди живут
по какому - то недоразумению, и Израиля - Иерусалима, где они
должны жить.
Но бог на этот счёт ещё не распорядился.
.
Какой же в этом вакууме должна быть школа?
.
- Будет ли, наконец, тихо? - вопрошает ребе, - или вы скучаете
вот за этим?
Потрясает плёткой - семихвосткой.
.
И когда в душной комнате, засиженной мухами, устанавливается
относительная тишина, он открывает Тору:
- И приснился фараону странный сон, и не мог понять свой сон
фараон...
Эту историю слушатели давно знают наизусть: слышали и дома, и
в синагоге. И какое отношение это имеет к жизни полутора десятков
мальчишек, мечтающих вырваться на речку?
- Ребе, а почему полицейского тоже фараоном называют?
Задать вопрос, прервав наставника - это такая неслыханная
дерзость, за которую и наказания достойного не придумаешь! И весь
класс с испугом смотрит на Пейсю - о чём только он думал, подавая
голос?!
.
Задохнувшись от ярости, ребе хватает Пейсю и... срывает с него
штаны:
- Веник в руки и на колени! А вы все - плевать в него.
Подходите по очереди - и плюйте!
Охотно плюёт только один - остальные делают вид, что в горле
пересохло. Сейчас, вот сейчас - очередь Сёмы. Пейся - его лучший
друг. Ребе уже успокоился и ласково улыбается Сёме: иди!
- Не буду. Плевать я не буду.
- ВОН!!!
.
Дома Сёму ждёт нотация о том, что школа - это такое место, где
надо слушаться.
...
И в.едь это не какое - нибудь одобряемое властями еврейское
двухклассное начальное училище, а - берите выше! - едва терпимый
властями хедер. Образование здесь дают, как считается, среднее!
Но с таким "национальным" образованием - никаких шансов вырваться
из мира местечка.
Ни малейших.
Окончив такое заведение, и сам будешь бояться большого мира, в
котором знание Торы вовсе не считается знанием!
.
Но у хедера цель была другая.
Законсервировать еврейскую картину мира.
Вырастить человека, способного в этом вакууме быть... если не
счастливым, то , по крайней мере, считающим эту жизнь единственно
нормальной.
Ах, гои - иноверцы живут иначе?
Так они уже получили свою сомнительную награду, а наша награда -
впереди. В Иерусалиме. И в раю.
..
Что должно было произойти, чтобы мирок оказался поглощённым
Большим Миром?
Сначала - чудо. Сёме было уже пятнадцать, когда Февраль вернул
из ссылки отца!
..
А затем пришло сознание того, что личным пропуском в большой
мир станет будёновка, винтовка и клятва:
- Я, сын трудового народа...
.
***
.
Но быть может, Михаил Штительман, как писатель уже советский,
сгустил краски?
Нет, у писателя "досоветского", у Шолом - Алейхема , всё это
выглядит ещё мрачнее.
А ведь его повесть "Кровавая шутка" начинается почти как
водевиль.
.
Гершка Рабинович и Гришка Попов - наилучшие друзья.
В их гимназии не пахнет никакой национальной рознью, никто не
препятствует Гершке учиться, педсовет дружно присуждает ему золотую
медаль.
.
Но Гершка не уверен, попадёт ли он в Университет даже и с
медалью: процентная норма!
На каждое место по дюжине еврейчиков-отличников, так что возьмут
того, кто сунет взятку.
А ему платить нечем.
Гришка смеётся над "мнительностью" друга, и предлагает ему
неслыханное пари: поменяться документами!
И вот уже чернявый-кудрявый "Попов", имея в аттестате сплошные
тройки, принят в Университет.
А "Рабинович", как на смех, наделённый самой рязанской внешностью,
возмущённо размахивает своим отличным аттестатом в толпе таких же
отверженных отличников: не приняли!
.
Поселившись в еврейской семье, "Рабинович" с изумлением
узнаёт, что нельзя там - то селиться, там - то появляться...
И даже собираться - не больше трёх!
Да почему эти евреи так покорны?!
Самому же ему роль еврея удаётся плохо, точнее - никак.
Но именно его заподозрят в убийстве русского мальчика с целью
добычи крови для выпечки мацы...
Разумеется, его примчится спасать друг "Попов", отлично
сознавая, что второй раз ему в Университет не попасть.
.
Почему же повесть об униженном, оскорблённом народе, была в
советские времена не то, чтобы под запретом (переделанная в пьесу,
она шла на сценах нескольких театров), но в собрание сочинений
Шолом - Алейхема не входила?
Потому, что из ситуации возможны лишь два выхода: ассимиляция
или эмиграция.
.
И эмиграция кажется выходом куда более достойным не только
Рабиновичу, но и Иванову.
.
В повести некий Лапидус принял православие - и его родные
буквально умерли от стыда - торговля совестью!
Нет, этот путь отвергают и герои, и автор.
.
Третий же выход - "отмену"религии, "отделение церкви от
государства и школы от церкви", автор, очевидно, себе не
представлял.
.
А ведь не дожил всего два года!
.
источник
https://dzen.ru/a/YEnIDjlJE3x0S7-N?referrer_clid=1400&
.
.