Михаил Миль, выдающийся советский конструктор вертолётов и учёный

22 ноября в 1909 году родился Михаил Леонтьевич Миль, выдающийся советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук, основатель отечественного вертолетостроения, Генеральный конструктор Московского вертолетного завода.

Каждому, кто хоть что-то слышал о вертолетах, знакома
аббревиатура «Ми», так например знаменитый Ми-8 – самый
распространенный гражданский вертолет в мире. По приблизительным
оценкам, среди мирового парка гражданских вертолетов, машины Миля
составляют около 50%.
С детства будущий конструктор увлекался авиационной техникой – в 12
лет сделал модель самолета, победив в конкурсе моделистов. В 1926
году он поступил в Сибирский технологический институт в Томске, где
активно участвовал в работе планерного кружка.
Однако в институте не готовили авиационных инженеров, поэтому
через 2 года Михаил перевелся в Донской политехнический институт,
где существовала авиационная специальность.
Будучи еще студентом, Миль заинтересовался винтокрылыми
летательными аппаратами и во время производственной практики летом
1929 года участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР
I (это некий гибрид вертолета и самолета).


По окончании института в 1931 году молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций (СОК) Экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, где быстро зарекомендовал себя перспективным специалистом и уже через год, при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций возглавил бригаду аэродинамических расчетов и экспериментальных исследований.
В это же время вышли его первые печатные работы с описанием автожиров. В последующих публикациях Миль глубоко исследовал различные вопросы аэродинамики и динамики полета, аэроупругости и прочности винтокрылых машин.
Под его руководством создана общая теория несущего винта,
применяемая для различных случаев обтекания.
К началу 1940-х годов он стал одним из ведущих специалистов по
теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он
также имел и богатый конструкторский опыт.

Миль участвовал в проектировании и испытаниях автожиров А-6,
А-7, А-8 и А-14; был главным конструктором автожира-истребителя
А-12 и автожира-арткорректировщика А-15.
С образованием в 1940 году завода винтовых летательных аппаратов
Миля назначили заместителем главного конструктора, под руководством
Н.И.

Камова он участвовал в серийном производстве автожиров
А-7-3А.
В начале Великой Отечественной войны Миль служил инженером в
эскадрильи автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в битве
под Смоленском. В 1943 году он вернулся в ЦАГИ, где продолжил
исследования по устойчивости и управляемости самолетов.

В 1945 году Михаил Леонтьевич успешно защитил докторскую
диссертацию. После войны он возобновил исследования по
вертолетостроению, им была создана натурная геликоптерная
установка, на основе которой в 1951 году был сконструирован первый
советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1.
В марте 1947 года Миль возглавил «вертолетную» лабораторию ЦАГИ, а
в конце года Миль стал во главе ОКБ по вертолетостроению, от
которого ведет свою историю ОАО «Московский вертолетный завод им.
Миля».

Под его руководством создано 9 базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. На этих машинах установлено 60 официальных мировых рекордов. Большинство из них были поставлены на вооружение отечественной армии.

Машины марки «Ми» составляют основу вертолетных парков нашей
страны и ряда иностранных государств.
Вместе со своими учениками Миль разработал теорию современного
вертолета, позволившую на практике осуществить решение ряда
сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта,
усталостной прочности вертолетных агрегатов, флаттеру лопастей
винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолетов
и др.

Миль – основоположник ведущей в мире научно-конструкторской
школы вертолетостроения. Им воспитаны тысячи
высококвалифицированных специалистов. В 1967 году кафедра
вертолетостроения МАИ избрала его профессором.
За вклад в развитие вертолетостроения в 1966 году ему присвоено
Героя Социалистического труда, он Лауреат Ленинской и
Государственной премий СССР.

Скончался Михаил Леонтьевич Миль 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от ж/д платформы Перхушково.