
МИФОЛОГИЯ "КАК ЧТО-ТО ПЛОХОЕ"

1. Период до исторического материализма, как говорил товарищ Бендер. Классический пример - трилогия о Максиме, режиссер Козинцев написал без обиняков: "«Юность Максима» — сказовая, фольклорная, хотя и с некоторыми элементами трагического, история про победительного Иванушку-дурачка и Василису Премудрую, попавших в 10-е годы ХХ века". Будем честны: в идеологическом отделе ВКП(б) сидели отнюдь не дураки, понимавшие, что для массовой пропаганды нужен положительный полусказочный герой - кому интересна мрачнуха про угрюмого Петра Каляева или фанатичку Марию Спиридонову на Нерчинской каторге? Максим - как крайне позитивный символ дореволюционного движения.
2. Период после исторического материализма, то есть собственно Революция и Гражданская война. Вот тут уже мифология расцвела пышным цветом, со своими героями (Чапаев, Котовский, Ворошилов итд), интеллектуалами (связка Ленин-Свердлов-Дзержинский в кино стала классикой) и мучениками (да кто сейчас из молодежи вспомнит, кто такие Бонивур, Сергей Лазо или 26 бакинских комиссаров?). И тоже сплошной позитив - борьба за светлое будущее с карикатурными буржуями или дроздовцами из знаменитой "психической атаки" в "Чапаеве". Какие подвалы чрезвычайки, какие нафиг "баржи с офицерами"? Вы о чем? Товарищи Дзержинский, Лацис и Артузов борются с контрреволюцией (вспоминаем полузабытый сериал "Операция Трест").
3. Межвоенный период. Еще больше положительного! Чкалов, папанинцы, спасение экипажа "Челюскина", доблестные советские летчики (и летчицы), трудовые подвиги, помощь республиканцам в Испании (см. фильм "Офицеры" в котором, кстати, объединены практически все периоды советской мифологии).
4. Война. Типовая схема мифологизации прекрасно отработана по методике Гражданской, обязательная триада герой-интеллектуал-мученик, причем возможны варианты: герой-интеллектуал - Жуков в исполнении Ульянова, 27 фильмов между прочим!, интеллектуал-мученик (генерал Карбышев) итд итп. И опять же, опять же, никакой чернухи, даже "ошибки и просчеты 1941 года" все равно приводят к Берлину в 1945.
5. Послевоенный период примерно до конца 60-х. Романтика комсомольских строек, балбесы превращающиеся в строителей коммунизма (цикл по Ивану Бровкину), воспоминания на чистом позитиве о романтическом революционном прошлом ("Свадьба в Малиновке", "Начальник Чукотки"), интеллектуально-производственная тематика (физики и лирики, взять хоть фильм "Девять дней одного года")
6. 70-80 годы. Кризис мифотворчества. Появляется увлечение французской булкой (абсолютно лживый и при этом кавалергардски-гламурный "Звезда пленительного счастья"), в карманах проносятся во-от такенные антисоветские фиги ("О бедном гусаре замолвите слово" - и если вы скажете, что это не антисоветский фильм, то глубоко ошибетесь), романтизация белогвардейщины ("Бег", "Дни Турбиных" Басова, "Хождение по мукам" и даже "Адъютант его превосходительства") и интеллигентские метания.
Ну а дальше все пошло прахом. И что же теперь, променять всё это на заградотряды-штрафбаты, репреськи и расстреляшечки, подвалы Лубянки, на "Цитадель" и "Сволочей"? Причем каждый из вышеописанных периодов современным, извините, "искусством" обосран по самую маковку. Комиссары в пыльных шлемах превратились в упырей насилующих гимназисток румяных, СМЕРШ зверствует, генерал Власов в исполнении, прастихоспади, Адагамова размышляет о судьбах Рассеи-матушки, истошно стонущей под кованым сапогом Понятно Кого, Ивана Бровкина в 60-е не существовало, а были только Галансков, Даниэль и Лариса Богораз да еще "демонстрация" Горбаневской и Ко на Красной площади. Ах да, еще танки в Праге. Ну и так далее.
В итоге вместо вполне позитивной и дидактичной мифологии времен СССР мы получаем сплошную полосу самых черных ужасов от 1917 до 1991 года, без единого светлого пятна. Именно то, что нам сейчас проповедуют человек-абажур Гозман и присные. И после этого вы еще спрашиваете, "а почему нет национальной идеи" - да потому, что нет положительной мифологии, позитивного восприятия прошлого. Когда Зоя Космодемьянская становится не героиней-мученицей, а банальной поджигательницей домов бедных крестьян, когда Чапаев не тонет в Урале под пулями, а с особым цинизмом развешивает прекрасных в своей бледности и одухотворенности белых офицеров на осинах, когда герои подменяются на бледную немочь (см. Богораз-Даниэль и проч) - никакой национальной идеи не будет. Суррогат с "царем мучеником" и Россiей которую они потѣряли не прокатил - слишком далеко и чуждо.
Уж лучше героический миф, чем смертно опостылевший "срыв покровов с исторической правды" в исполнении разнообразных гозманов.
UPD: как справедливо замечено в каментах, изложенная схема предельно упрощена. ...Так что посмотрите ниже дополнения от Перископа, вполне справедливые.

|
</> |
