Мифический переворот

топ 100 блогов anairos05.09.2024
Ты либо умираешь героем,
либо живёшь достаточно долго,
чтобы увидеть, как становишься злодеем.


к/ф «Тёмный рыцарь»

В основе мифа лежит мифологема – набор образов, связанных между собой.

Я когда-то уже писал об этом: миф как повествование о похождениях богов и героев – что-то вроде задания «расскажи историю по картинке». Картинка была изначально, и она вполне может быть одинаковой по всему миру, но вот истории по ней везде рассказывают по-своему.

Главное отличие – оценка. Каждый образ в мифологеме – носитель смысла, а значит, носитель силы. И эту силу в мифе могут принимать (оценивать положительно) или отвергать (оценивать отрицательно).

Особенно интересно бывает, когда эти оценки меняются в одной и той же религии с течением времени. Герои превращаются в злодеев – и наоборот.


Взять хотя бы Индру.

Исполин, вооружённый громом и молнией, сражает змея – одна из самых древних мифологем всего мира. Она, вероятно, даже старше индоевропейского языка, потому что встречается и у народов иных групп.

Индра, как полагают некоторые индологи, был когда-то предводителем арьев на их пути в Индию. Со временем его обожествили, и он сделался богом грозы, сменив на этой должности более древнего Парджанью, родственника нашего Перуна.

Вместе с прочими обязанностями он взял на себя и роль в мифологеме. Теперь именно он был исполином, а змей, которого он убил, получил имя Вритра. В легенде Вритра запер всю воду, вызвав страшную засуху, а Индра, одолев его, спас человечество.

В Ведах гимны, прославляющие Индру, никогда не забывают упомянуть и об этой его победе. Явление силы, всесокрушающей мощи – часть природы бога-громовика.

А потом пришло время Упанишад с их пессимистическим взглядом на жизнь, доктриной сансары и тому подобными вещами. Индра с его лихим героическим «эх-ма, однова живём!» совершенно не вписывался в эту картину. Какое тут «однова» – тут «эх, раз, да ещё раз, да ещё много-много раз», и ничего хорошего в этом нет.

И вот ту же историю начали рассказывать иначе. Индра всё ещё сильномогучий бог грома, и он по-прежнему убивает Вритру. Но Вритра, хоть и остался змеем, стал мудрым брахманом, посвящённым в тайны. Его убийство – великий грех, который не только подкосил могущество самого Индры, но и навлёк нескончаемые беды на всё человечество.


Ещё хороший пример – Прометей.

Греки приносили богам жертвы по стандартной схеме: мясо и шкура жертвенного животного доставалось участникам ритуала (это не обязательно были жрецы – в Греции приносить жертвы мог любой свободный человек), а кости и часть жира бросали в огонь, это была доля богов.

Вероятно, так повелось с первобытных времён, когда огонь сам по себе считался священным, и приготовление мяса на нём было не бытовым занятием, а таинством. Каждый раз, когда «совсем древние» греки жарили добычу, они уделяли долю огню и предкам.

Прометей – культурный герой греков. Это он обустроил мир, он создал людей и обучил их всему необходимому – в том числе использованию огня и правильному почитанию богов. А значит, и порядок жертвоприношения тоже установил он.

Но со временем этот образ – герой устанавливает «правила общежития» между людьми и богами – стали оценивать иначе. Прометей превратился в богоборца. Он одновременно и заступник людей перед капризными и жестокими небожителями – и трикстер, чьи проделки вызывают гнев богов не только на него, но и на людей.

И история стала звучать так. Когда боги пришли к людям и начали требовать жертв – Прометей подговорил людей обмануть Зевса. Разделав тушу жертвенной коровы, он сложил в одну кучу кости, прикрыв их жиром, а в другую мясо, накрыв его шкурой. А потом предложил Зевсу выбрать, какую долю он хочет себе, а какую оставит людям.

Соблазнившись аппетитным видом говяжьего жира, Зевс выбрал себе первую кучу – а слово Отца Богов, единожды данное, не может отменить даже он сам.

В отместку, по версии Гесиода, Зевс отнял у людей огонь, после чего Прометею и пришлось воровать его и отдавать людям обратно. Конечно, это тоже более поздняя версия – легенда о трикстере, что принёс людям огонь, похитив его на небе, существовала намного раньше. Даже полинезийский Мауи этим занимался.


Ну а то, как по-разному можно оценивать роль змея в библейской истории о грехопадении, вы и без меня знаете. Секты и учения, прославляющие змея как дарителя тайных знаний и мудрости, не переводились в христианском мире все две тысячи лет – от гностиков-офитов до теософии.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Лента забита частушками в исполнении мультяшных Путина и Медведа.Смотрел их по ...
С "Либрусека": "автор NN - писательница. Выходец из русской беднейшей крестьянской семьи. Нет средств на выпуск книг и печать. Пишет начиная с 1986 г. Предки NN крепостные. Лицам, уничтожающим таланты русского крепостного крестьянства просьба отказаться от комментариев, так как NN ...
Мусульманская арабская сучка из Кувейта призвала узаконить торговлю русскими рабынями, захваченными во время войны в Чечне, иначе несчастные, мол, девушки умрут в плену от голода и лишений. То есть, муслимская сука публично заявила: 1)В ...
Если вы считаете, что преступник, отбывающий наказание в тюрьме, должен страдать, то лучше вам не знать, что есть на планете исправительные учреждения вроде Bastoy Prison в Норвегии. Дело в том, что, несмотря на содержащихся в ней 115 убийц, насильников и наркоторговцев, назвать это учрежд ...
Не буду врать – я бы хотел пожить в Москва-Сити. Смущает всего 2 вещи – дорого и на данный момент времени там не совсем удобно в плане транспортной доступности. Если пункт «дорого» решается относительно просто – надо заработать достаточно денег, то вот про транспортную доступность… ...