МИФЫ Суздаля
rebro_a_dama — 21.06.2017 Я - редиска.Вернувшись из поездки, мой пытливый ум начал проверять некоторые рассказанные нам факты.
Правда, они оказались достоверными, зато я нашла статью, где краевед (правда, московский) Виктор Огурцов развенчивает несколько устоявшихся мифов о Суздале.
Краеведы не делают фундаментальных исследований, не замахиваются на создание всеобъемлющих трудов по географии, истории, минералогии и другим наукам. Но они активно дополняют, а часто и исправляют то, что написано о крае учеными-профессионалами. С мнением краеведов не принято считаться. Иногда из-за амбиций, иногда из чувства уязвленного самолюбия, а иногда из-за глубоко запрятанной корысти.
Вот фундаментальный труд — Археологическая карта России. Составили этот справочник энциклопедического (подчеркиваю: энциклопедического) характера шесть ученых. На стр. 240 читаем: «В XI в. здесь (в Суздале) возник Дмитриевский монастырь». Это — выдумка: в XI веке Дмитриевского монастыря в Суздале не было. И я могу на досуге доказать это любому желающему. Читаем дальше: «В конце XI в. великий киевский князь Владимир Мономах укрепил крепость в Суздале дубовыми стенами с башнями».
Ну, во-первых, великим киевским князем Владимир Всеволодович стал только в 1113 году, а в конце XI века сидел в Переяславле Южном. Что же касается дубовых стен и башен, то на такое укрепление, по моим расчетам, должно пойти не менее 5 тысяч дубов. Это только на тын. А на срубные стены с башнями — около 15 тысяч. В Суздале было, примерно, 3 сотни жителей обоего пола, из них половина — феодалы, женщины, дети и старики-инвалиды.
Мало того, что дуб — не строительное дерево, но отыскать в безлесном Ополье 15 тысяч дубов, изготовить из них примитивными орудиями из плохого железа 15 тысяч 10-метровых бревен (каждое весом до полутонны), доставить их волоком в Суздаль и соорудить из них крепость за какие-нибудь пять-шесть лет — это выходит за пределы реальности. Но крепость действительно была построена, однако не в конце ХI века, а как минимум, во второй четверти XII. И не из дуба, а из сосны.
Я неоднократно выступал в суздальской газете по поводу даты постройки каменной Воскресенской церкви. На ней укреплена металлическая доска, где написано, что церковь сооружена в 1719 году. Это тоже выдумка. Деревянная церковь сгорела дотла летом того самого 1719 года. Что же — до 1 января следующего года суздальцы сумели методом ударной стройки вместо деревянной поставить каменную? Побив тем самым все рекорды и наплевав на действовавший строжайший указ Петра I о запрещении повсеместно каменного строительства, ибо все каменщики должны были строить Санкт Питер Бурх.
По расчетам реставраторов, каменная Воскресенская церковь была построена не ранее 1732 года, а по моим расчетам, не ранее 1735. Но снимать старую доску и делать новую — хлопотно. Поэтому лучше не замечать того, что там по поводу 1719 года кукует какой-то краевед. Да не краевед кукует, а вопит историческая справедливость!
Суздаль гордится выдающимися зодчими Шмаковым, Мамиными Грязновым, которые в 1688 году обустраивали наружные стены Ризоположенского монастыря. Откуда это пошло — что они были мастерами каменных дел да притом выдающимися? А пошло это из публикации древних документов, касающихся монастыря, сделанной в 1900 году краеведом священником В. Георгиевским. Среди этих документов — челобитная посадских людей Шмакова, Мамина и Грязнова, в которой они просят освободить их от городских повинностей до окончания строительных работ в монастыре. Эти люди были приписаны к посаду и обязаны были по выбору посадского общества исполнять в определенный срок общественные поручения — быть счетчиком, целовальником, сторожем и т.п.
В списках 1682 и 1710 годов Шмаков, Мамин и Грязнов не числились каменщиками, хотя принадлежность к ремеслу и промыслу в этих списках выражена довольно четко. В 1682 году в Суздале было 13 кирпичников и каменщиков, но Шмаковых, Маминых и Грязновых среди них нет. Могли ли монастырские власти и архитектор привлечь к каменным работам людей, не владеющих ремеслом каменщика-кирпичника? Можно ответить категорически: не могли. Тогда чем же занимались «выдающиеся зодчие» Шмаков, Мамин и Грязнов на стройке? Скорее всего, они либо были подрядчиками, поставляющими строительные материалы, либо выполняли посреднические операции по найму рабочей силы и лошадей.
Я привел лишь несколько примеров того, как фальсифицируется история одного из древнейших русских городов.
А в истории города остается множество «белых пятен», требующих изучения и привязки к жизни горожан. Я не уверен, что суздальцы знают, где был Княжий Двор и почему он так назывался; с какого времени в Суздале существует Старая улица и какая улица стала по отношению к ней «новой», какими механизмами приводились в действие подъемные мосты и ворота в башнях суздальского кремля; как выглядел питейный дом на Кабацкой горе?
Ну вот как-то так. )) Источник.
|
</> |