Миф об античном мореплавании (часть 2)

Как древние римляне и греки создавали свои флоты, если необходимая для любого промышленного производства металлургия была в их времена развита чрезвычайно слабо?
Продолжение размышления о том, насколько нелепой и ошибочной является историческая наука, повествующая об удивительных достижениях антиков в области мореплавания. Начало здесь.
В эпоху Античности наука о металлах и производстве металлических изделий была в зачаточном состоянии. Как и что добывалось, изготовлялось и применялось до конца не ясно. Доходит до того, что иногда невозможно понять, из чего были сделаны металлические орудия труда и войны: одни источники говорят о бронзе, другие – о железе.
При таком тумане, окутывающем этот вопрос, нигде, однако, однозначно и точно не говорится о наличие в античные времена исключительно железного инструментария. Это и понятно – даже в средние века железа не хватало, оно было дорогим и недоступным для широкого применения. Отсюда и осторожность в отношении античности: с одной стороны, нельзя сказать, что железные орудия были в изобилии, потому что непонятно тогда, куда оно потом делось, с другой – что его не было, так как в этом случае развитые цивилизации были бы просто невозможны.
Одной из основ и, одновременно, следствием развития античных государств было кораблестроение. Если египтяне делали свои суда в основном из папируса, то греки и римляне строили настоящие корабли – большие, деревянные, морские. Для подобного строительства существовала такая же настоящая корабельная промышленность, которая позволяла создавать многочисленные флоты. А для этой промышленности были необходимы железные инструменты, различные станки и механические приспособления. Получается, что они тоже существовали, причем в достатке, но этот факт более чем сомнителен.
Если мы представим старый город, улицы которого пестрят вывесками с изображением подковы, башмака или молотка, указывающими на соответствующие ремесленные мастерские, то ясно, что это город средневековый. Развитие ремесленного производства приходится именно на этот период всеобщей истории. А как же в античности?
Это кажется странным, но история об античном ремесленном производстве умалчивает. Вроде бы различные мастера и специалисты были, но они не представляли собой социального явления, как это было потом в средневековье. Если бы в древности такое явление существовало, то о какм-либо развитии ремесел в средневековье не было бы уже и речи. И если в античности не было производства на уровне ремесленничества, то уж точно его не было и на более высоком уровне – уровне частных или государственных предприятий. Так откуда же взяться римским и греческим судоверфям, без которых никакие корабли не возможны?
Средневековые ремесла развивались вместе с развитием инструментов. Такие предметы как стамеска, рубанок, пила, сверло, коловорот и прочие появились именно в средние века. Конечно, кто-то может сказать со ссылкой на какой-нибудь древний письменный источник, что пила, например, у античного мастера была. Тем более – как же без пилы-то можно было что-то сделать? Однако напильник для разводки и заточки пилы появился в средневековье, поэтому, понятно, что и пила могла появиться только тогда же. А о том, что же можно было сделать в античные времена без пилы и других столярных и слесарных инструментов, как раз и идет речь. Мало что можно было изготовить, а корабль, даже маленький, - практически невозможно.
Корабль делается не просто из дерева, а из досок, для получения которых железная пила необходима. В промышленных масштабах, в которых делались античные корабли, нужна не просто пила, а станок, пилорама. Можно, конечно, изготовить доску и одним топором, но это дело настолько трудоемко и дорого, что легче изобрести пилу, чего, однако, за многие века так и не было сделано. Так что античные доски – это небылица.
Скорее всего, даже средневековые датировки появления металлических инструментов слишком ранние, так как не отвечают последующим реалиям.
В XVIII веке в России пил, как ручных, так и механических, практически не было. Иностранцы, путешествующие по Европе, проезжая через Россию, отмечали странную деталь – русский мужик все делал одним топором, пилы никто у него не видел. Можно подумать, что пилы не было только у бедного крестьянина, а на судоверфи-то она, конечно же, была. Но это не так, на стройках ее тоже не было.
В начале века царь Петр, начав строить Петербург, обнаружил, что окрестные леса стали быстро вырубаться. Территории вдоль берегов рек и речушек, по которым производился сплав леса, были опустошены полностью. Причиной тому было то, что строители делали доски при помощи одного лишь топора. Из дерева толщиной в полметра вырубались всего две доски толщиной 4-5 см каждая. Таким образом, лесоматериал использовался крайне неэффективно.
Увидев губительные последствия такой работы, Петр в 1714 году разметил огромные территории, на которых лес было рубить запрещено. В следующем году он вообще запретил рубить такие породы как дуб, клен, ясень и липу. Ну и, естественно, стал развивать лесопиление.
Однако, несмотря на это, через четыре года нехватка пиломатериалов стала такой, что царь разрешил Адмиралтейству реквизировать доски у населения, то есть разбирать полати и лавки в избах крестьян. И если крестьяне могли спать после этого на соломе, но все же в своих избах, то для плотников, согнанных на стройки, никакого жилья вообще не было. При этом мастеров все равно не хватало.
Такая картина царила в XVIII веке. Что же можно было ожидать от античных времен?
Не могли древние греки и римляне организовать и развить мощное судостроение. Не было у них для этого ни разнообразных ручных железных инструментов, ни лесопильных станков, ни других механизмов и приспособлений, необходимых для любой стройки. Знаменитые античные многоярусные корабли просто так на пляже не построишь, но никаких мощных античных судоверфей с развитой инфраструктурой история не знает.
У античных кораблестроителей не было даже необходимых идей и технологий. Так, например, антики не знали корабельного руля. Его изобрели в средние века, и примерно сразу же новые корабли достигли берегов Америки. А вот древние греки и римляне, переживая бум мореплавания на протяжении нескольких веков, плавая тут и там, почему-то в итоге так никуда и не приплыли.
Не было у древних в достатке и леса. Если уж в лесной России крупное строительство обернулось чуть ли не катастрофическими последствиями, то в гористой Греции никакого леса точно не хватило бы.
Невозможно было даже организовать массовое производство: не хватило бы людей. Петр столкнулся с дефицитом мастеров, умеющих работать топором, а знакомых с пилой были вообще единицы. Людей надо было учить, но этого делать было, опять же, некому. На мифических древних судоверфях специалистов не хватало и подавно. Эффективность ничтожного количества рабочих, снаряженных ничтожным инструментом, обязана быть крайне низкой и не может позволить создать те мощные флоты, которые были не под силу русскому царю.
Да что там русскому царю. Даже в более развитой Европе такие многочисленные флоты, как в античности, создать не могли на протяжении последующих двух тысячелетий. Французские, английские, испанские флоты насчитывали по двадцать или тридцать кораблей. В редких случаях флот мог достигать нескольких десятков кораблей, но нужно учитывать, что в боях кораблей гибло мало, и воспроизводить весь флот было не нужно.
В античности же флоты достигали двух-трех сотен кораблей, в некоторых случаях до пяти сотен. В сражениях уничтожалась большая часть флота, поэтому каждый раз нужно было достраивать огромное количество судов. Научно-технический уровень и экономика древних стран явно не соответствовали этому.
Кстати, об античной экономике. Без металлических инструментов сделать ничего нельзя, а о какой-либо экономике вообще не может идти и речи. При этом хорошо известно, что в Древней Греции месторождений металла практически не было, и железо, олово и медь ввозились в страну, причем, издалека. Чем же могли заплатить греки за столь дорогую, почти бесценную продукцию? Ничем. Греция всегда была и остается бедной страной – сегодня это ясно, как никогда. Что же говорить о возможности создания и развития какой-либо промышленности, например такой мощной, как флотостроение?
Испания в XVI веке собрала гигантский флот – около 150 кораблей. На создание Непобедимой Армады пошло так много средств, что с потерей этого флота (а точнее, его половины, которая была уничтожена сильным штормом) Испания потеряла и свое могущество. Повторить что-либо подобное ей было уже не под силу. В Древней Греции же такие флоты имели даже мелкие островные государства. Очевидно, что в реальности этого быть не могло.
|
</> |