Миф о гонениях, ч. 40

топ 100 блогов anchoret12.08.2023 Краткое подведение итогов четвёртой главы. Ничего особенного, по сути повторение ранее сказанного в сжатом виде.
Что это было?

Поскольку христиане подвергались преследованиям со стороны властей от силы двенадцать лет за три столетия, то вряд ли это можно назвать постоянным и непрерывным трёхвековым гонением. У нас есть много громких (и, по-видимому, преувеличенных) жалоб христиан на притеснения со стороны римлян, и мало свидетельств того, что римляне действительно так себя вели. Какие выводы следуют из этого сопоставления, и какова была реальность?

Научные исследования данного вопроса, особенно проведённые специалистами по той эпохе, приняли сторону римлян. В работах историков неизменно повторяется фраза о «спорадическом и локальном» характере преследований. Это означает, что кроме декретов Деция, Валериана и Диоклетиана, других санкций конкретно против христиан государственная власть не предпринимала. Но есть ещё отношение общества, которое девальвировало статус христиан, подвергало их остракизму, игнорировало законные права, проявляло агрессивность и т.п. – это определяется как «предубеждение» или «социальная маргинализация». И когда христиане сами позиционируют себя в этом мире, как «пришельцев» и «странников» (1 Пет 1:1, 2:11), это нельзя назвать преследованием. Очевидно, что есть разница между мирной ситуацией в Малой Азии, которая всё же побудила автора Откровения написать свой Апокалипсис, и действительным притеснением христиан при Диоклетиане. Некоторые ученые пытались объяснить эту разницу, предполагая, что христиане I века чувствовали себя гонимыми потому, что не имели понятия, какими бывают настоящие гонения.

Такое объяснение требует конкретного определения «настоящего гонения». Подразумевается, что такое гонение организовано государственной властью, ведётся активно и применяет смертную казнь. Проблема данного определения в том, что оно больше соответствует современному, а не древнему пониманию проблемы. В древнем мире государственное управление было организовано несколько иначе. Император мог издавать указы для всей империи, но власти провинций на местах обладали большой свободой в правоприменительной практике. Они могли спускать закон на тормозах, а могли усиливать его действие по собственному произволу. Если губернатор решался преследовать христиан в своей провинции на всю катушку, то гонение могло оказаться крайне болезненным для тех, на кого распространялось, но всё равно оно носило локальный характер. И отсюда перед нами встаёт проблема, связанная с масштабами преследований. Современные технологии насилия позволяют нам уничтожать тысячи людей одним нажатием кнопки. Размеры насилия в XX веке ярко демонстрируют, что хотя гибель трёх-четырех человек и трагична, при общем масштабе человеческих страданий на неё едва ли обращают внимание. Мы нечувствительны к такому насилию. А не сопряжённые с насилием гонения и вовсе не учитываются в научных оценках преследований в Древней церкви.


Заключение

Нет никаких сомнений в том, что христиане считали себя гонимыми. Они размышляют об этом, богословствуют по этому поводу, скорбят, сетуют, возмущаются и жалуются. И мы не можем недооценивать реальность их опыта. Никто не отрицает, что христиане действительно погибали, что их пытали и казнили всякими способами, способными привести в ужас нашего современника, даже если ему совсем нет дела до гуманизма. Мы готовы согласиться, что в небольшом сообществе смерть даже одного члена способна оказать разрушительное воздействие на всю группу и наложить неизгладимый отпечаток на её собственное представление о себе. Конечно, не следует думать, что авторы Откровения и Первого послания Петра впадают в истерику, когда жалуются на преследования, но всё же их слова не согласуются ни с собственно христианской мифологией гонений, ни с тем, что понимаем под гонениями мы, когда определяем их как централизованно исходящие от государственной власти.

В то же время заявления таких апологетов как Иустин Мученик, Тертуллиан и Евсевий, не согласуются с имеющимися свидетельствами. Нам приходится крайне осторожно относиться к утверждениям христиан о том, что их везде и всегда преследовали, потому что на самом деле это было не так. Даже если мы согласимся, что преследование не обязательно исходит от государства, нам необходимо более тонко различать опыт ранних христиан. Одно дело, когда человека не пускают во власть, не позволяя ему занять государственную должность, другое дело, когда без лишних вопросов его линчует исступлённая толпа, и третье, когда он узнаёт, что по императорскому эдикту его казнят, если он не предаст свою веру.

Важно использовать формулировки, отражающие эти различные обстоятельства, потому что неспособность провести детальную нюансировку вносит свой вклад в ошибочное представление, будто христиане подвергались нападкам везде и всегда. Сколь бы туманным и трудным ни был этот вопрос, ясно одно: христиане не были жертвами постоянных преследований со стороны римлян ни на государственном, ни на провинциальном уровне. Они очень редко становились жертвами имперских преследований, и мы не всегда можем быть уверены, что это преследование было направлено именно против христиан. Похоже, римских императоров и даже некоторых правителей очень мало интересовали собственно христиане. Хотя чиновники видели в них раздражающий фактор, у нас есть все основания полагать, что если не большинство, то многие из администраторов предпочитали закрывать глаза на их существование.

Даже в тех немногих случаях, когда законодательство требовало от христиан публичной жертвы богам, трудно сказать, кто отслеживал ослушников. В «гонение» Деция христиан могли привлечь к ответственности за отсутствие свидетельства об участии в императорском культе. Но совершенно неизвестно как часто такое случалось. После четвертого эдикта Диоклетиана, по-видимому, граждан как-то проверяли, кто принёс жертву, а кто нет. Но это происходило только в отдельных регионах и в течение очень короткого периода времени. На самом деле только после этого эдикта 304 г., только в отдельных регионах империи и, предположительно, только до отставки Диоклетиана в мае 305 г. мы сталкиваемся с ситуацией, соответствующей мифу о преследовании христиан.

И что касается проблемы, связанной с т.н. гонением Деция, то у нас крайне мало доказательств, что император целился именно в христиан, хотя возможно, что его указ задел христиан больше других. Если гонение определяется как враждебность по отношению к религиозной группе именно из-за её убеждений, то для ясности картины важно быть уверенным, что в намерения римлян входило преследование христиан именно по религиозному признаку. В противном случае это будет политическое, уголовное или судебное преследование, как угодно, но не гонение. Смерть христианина или группы христиан может быть несправедливой, но это не гонение в том смысле, в каком его традиционно определяют. Тогда возникает вопрос к тем, кто преследовал христиан. Почему римляне вообще их казнили?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Частенько захаживаю посмотреть на всевозможные тематические ресурсы про танчики, например отвага2004, стелс, варонлайн и пр. И что меня удивило, можно сказать поразило из последних обсуждений на отвага2004. Вот это сообщение, которое было  написано в ответ на размещенное фото рабочего ...
        Почти во всех путешествиях я покупаю местную сим-карту и фотографирую по ходу всякие интересности и просто забавные мелочи. Эти фотографии никогда не войдут в посты ЖЖ, но иногда они бывают очень любопытны. Те, кто уже читает ...
Идут упорные бои в  Донбассе. Восставшие: Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика, находятся в тяжёлом положении, несмотря на исключительную храбрость ополченцев и их  отличный боевой дух и  умение, несмотря на попавших в окружение у границы с Россией&nb ...
Задонский уезд Воронежской губернии. ...
Мое путешествие по Афганистану подходит к концу. Я уже добрался до Москвы и завтра выложу отчет о последнем дне в Афганистане. А сегодня я покажу вам, что растет в окрестностях прекрасного города Файзабада, и как это добро уничтожают. 01. Итак, в ...