мы работали в рекламе
divov — 01.03.2015 ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БУХГАЛТЕРИЯМосква, 1993 год
- Боря, нарисуй турбобухгалтера.
Боря даже не задумался. Он сразу принялся рисовать – четкими уверенными штрихами. Рекламный художник все делает «технологично», так, чтобы при самой дрянной печати картинка смотрелась внятно.
Турбобухгалтер был готов через пять минут. Карикатура, но очаровательная. В бандане и косухе, с сигареткой на губе, наш бухгалтер стоял, небрежно облокотившись на громадные, в половину человеческого роста, счеты.
Снизу Боря написал:
«У этого парня есть Харлей Д.».
- Ну, вот. Для торговой марки слишком много деталей, а как иллюстрация под макетную рекламу - вполне. Только не говори мне, что ты сможешь это продать…
Боря знал, что мы можем. На той неделе меня озадачили рекламой японских унитазов с электронным управлением. И я предложил слоган «Толчок в будущее!» Клиент был в восторге. Повезло: он оказался с юмором и понимал, что купить такой навороченный унитаз решится только человек без комплексов.
Но лихой турбобухгалтер был явно выше моих сил. Да его вообще никто не смог бы продать.
Я глядел на рисунок и думал: вот на дворе девяносто третий год. Мы уже более-менее научились делать рекламу. Мы знаем, что самый эффективный креатив - трогательный и забавный, такой, от которого тепло на душе. А наши клиенты уверены, будто лучшая реклама – смертельно серьезная и тяжеловесная, как надгробие. И чтобы слоган: «это гарантия вашего успеха». Можно проще: «это ваш шанс».
Наш строительный рынок это ваш шанс.
Наш ковролин - гарантия вашего успеха.
И не дай бог улыбнуться.
Почему, думал я, ну почему те, кто делают компьютерные программы для бухгалтеров, не видят в них живых людей? Смелых, веселых, продвинутых? А может, господа программеры никогда не встречали таких? Вдруг на фирмах у разработчиков софта эти специалисты все до единого – занудные, скучные и закомплексованные? И, вдобавок, плохо выглядят?
А ведь похоже на правду. Была показательная история – когда я облажался с «Экспертом плюс». Помнишь ту картинку, Боря?
- Не напоминай, - Боря весь сморщился. – Слушай, забирай этого… рокера и вали отсюда. Смотреть на него не могу. Вот какую рекламу надо делать. Только где ее делают…
- Утешься: нигде. Потому что не могут ее продать.
Я забрал турбобухгалтера и отнес девушке Кате, курировавшей рекламную кампанию программы «Турбо бухгалтер».
- Ой, какая прелесть! - воскликнула Катя. – И что?.. Борька это всерьез?..
- Нет, - сказал я. – Он это с отчаяния.
Естественно. Заказчик не поверит, что бухгалтерам это понравится.
Мнение бухгалтеров заказчика не волнует.
Впрочем, как показала история с «Экспертом плюс», мнение бухгалтеров может не совпадать со мнением бухгалтеров.
…Из советской юности я вынес память о том, что «бухгалтер» это такая плохо одетая, рано постаревшая и озлобленная по жизни тетка. Когда выяснилось, что бухгалтерши новой формации – модные и хорошенькие, даже не сразу поверил. Столкнувшись на работе с одной прелестной молодой женщиной, решил, что мы коллеги. Уж больно у нее вид был… Раскрепощенный. А она, оказывается, умело ворочала миллионами, которые агентство гребло лопатой при моем скромном участии.
Окончательный культурный шок ждал меня годом позже, когда я устроился в некий концерн. Однажды в офис заглянул мужчина, будто сошедший с дорогой рекламной картинки. Элегантный, уверенный в себе, с подкупающе мягкими манерами, за которыми угадывались недюжинная воля и самоконтроль. Я им прямо залюбовался. А он хотел устроиться к нам… В бухгалтерию.
У меня глаза на лоб полезли.
- Я главный бухгалтер Малого театра, - скромно отрекомендовался мужчина.
- Ничего себе… Зачем же вы к нам?..
- Понимаете, мне скучно. У себя я уже все могу. Хочется поработать на другом уровне…
Уровень у нас был стабильно по пол-литра. Руководство концерна пропивало уставной фонд с таким пылом, что вчера двое начальников отделов подрались от избытка чувств. А президент, когда ему показалось далеко идти по коридору до вице-президентши, вломился к ней сквозь стену, благо, стенка тоненькая была. Мы встретили шефа бурными аплодисментами...
Я отвел бухгалтера в сторонку и прозрачно намекнул, что концерну осталось жировать месяц от силы. Красавец поблагодарил и ушел. А я подумал: надо бы поговорить со знающими людьми о том, как и зачем становятся бухгалтерами. Уж больно заинтриговал меня этот джентльмен.
То, что удалось выяснить, заметно меняло картину мира. Бухучет оказался древней и почтенной наукой. Как в любой серьезной науке, там были свои элементы волшебства, скромной финансовой магии, доступной только людям по-настоящему увлеченным. А еще проявилось нечто, как сейчас сказали бы, «гендерное». Женщины иногда становятся бухгалтерами по случаю – в конце концов, это просто еще одна офисная работа. Если у женщины нет особых амбиций, она останется специалистом среднего уровня, вовсе не чувствуя себя несчастной. Напротив, мужчина крайне редко оказывается в бухгалтерии случайно, и скорее всего, на этой работе не задержится. А вот если мужчина идет в бухгалтеры намеренно… Значит, он хочет стать Главным Бухгалтером Всего На Свете. Может, жизнь его и обломает, но поначалу цель у него именно такая. Он собирается держать руку на пульсе предприятий – ворочать огромными суммами. Он, черт побери, идет за приключениями. Если он действительно умен, то понимает: найти в бухгалтерии приключений на свою задницу - не проблема.
И всегда рядом будут женщины - коллеги и конкуренты. Даже если изначально наш герой не слишком высокого мнения о себе, то в женском коллективе он прямо на глазах становится день ото дня все более гладким, лощеным и ухоженным. Так и появляется бухгалтер с манерами светского льва и «элегантный, как рояль»...
К несчастью, я все это уже знал, когда на меня свалился «Эксперт плюс» - справочная программа для бухгалтеров, - точнее, ее разработчик. Лучше бы не знал, меньше бы потом злился.
- У них образ марки – ужас, - сказали мне. – Им кто-то нарисовал на коленке… Они удивляются, отчего продажи идут ни шатко, ни валко. Объясни им. Только помягче. Наш агент уже неделю их окучивает, почти уломал. Теперь твоя очередь.
Я отправился в офис «Эксперта плюс», и там мне показали рисунок. Гордо продемонстрировали.
- Это кто? – поразился я.
- Эксперт! – объяснили мне. – Он все знает про бухгалтерию!
Эксперт был нарисован тушью, с обилием мелких штрихов, которые неминуемо размазались бы при тогдашнем уровне газетной полиграфии. Но, главное, это была чистой воды антиреклама. В качестве образа продукта на рисунке красовался невообразимо толстый дядька с оплывшей мясистой физиономией. Белая рубашка вот-вот треснет, подтяжки, галстук, круглые очки, шапочка-конфедератка с кисточкой… Ужас как есть. В полный рост.
- Вы хотя бы своему бухгалтеру это показывали? – спросил я.
- Мне понравилось, – сказала дородная дама, сидевшая неподалеку.
Я вздрогнул, предвкушая недоброе.
- Он такой… - дама вдруг засмущалась. – На папу моего похож!
Бедняжка, то-то у тебя щеки из-за спины видны, подумал я… Ну ладно, а меня кто пожалеет?!..
За пару следующих дней я обежал с десяток бухгалтерий. И везде совал людям под нос «эксперта». Мужики, как один, вздрагивали. А вот женщины – две их трех, - говорили: он на папу моего похож! И лицо такое суровое, а на самом деле он добрый!
- Ну и как нам выкручиваться? – спросил я у психолога. – Этот урод окучивает две трети бухгалтерш! Он только с виду ужасен. Он хорош, падла!
- Хорош… - буркнула красавица-психологиня. – Индюк! Если у них у всех такой образ отца в сознании, прямо хоть вали из страны…
Она хмуро уставилась на «эксперта».
– Кто целевая группа? Ведь не офисные тетки, у которых папа типа злого бегемота?
- Нет, что ты. Главбухи и директорат. То есть либо мужчины, либо весьма энергичные дамы.
- Ну вот и сделайте из этой амебы… Крепкого мужика! И почему у него рожа такая зверская?! Нужна уверенная и спокойная полуулыбка…
- Легко тебе говорить. А у бухгалтерши клиента папа такой! Мне просто не поверят! Картинка-то работает! Только не на целевую группу…
- Хочешь, я клиента загипнотизирую?! – агрессивно предложила психологиня.
Обошлось без гипноза. Клиент был малость ошарашен, но все-таки поддался. Его новый рисунок вместо ужаса вызывал просто недоумение. «Эксперт» стал потоньше, выражение угрозы на его лице сменилось кривой ухмылкой. Ростовую фигуру, слава богу, урезали до поясной. Я чувствовал себя полным идиотом, но больше сделать ничего не мог. Похоже, рисовал эксперта то ли глава фирмы, то ли его близкий родственник, а это, ребята, труба. Бери каляку-маляку и ставь во все газеты…
Ну мы и поставили. И я забыл «Эксперта плюс», как страшный сон. А потом через наше агентство пошел «Турбо бухгалтер», и я вспомнил.
- Здорово Борька рисует, - сказала Катя, любуясь турбобухгалтером. – Прямо обидно. Ну вот кто его такого купит?
- Подари заказчику, - посоветовал я уныло. – Пусть на стенку повесит.
- А ты не хочешь к нему съездить?
- Нет, спасибо. Дохлый номер. И вообще, больше я с софтом для бухгалтеров не связываюсь.
- Почему? Что там у тебя случилось в прошлый раз?
- Меня пугает образ отца в их сознании, - честно сказал я.
…Годом позже я работал в компании, где бухгалтерия состояла из модно одетых красоток и холеных парней в дорогих костюмах. На корпоративных вечеринках отрывались они так, что дым коромыслом. Надзирал за этой веселой братией главбух со зловещей физиономией отставного пирата, склонностью к черному юмору и… Потом скажу.
- Я его боюсь, - говорил наш завотделом. – Он как глянет на меня… Вот зуб даю, он в прошлой жизни был пиратом!
Я понимал, в чем тут фокус. Завотделом влюбился в одну бухгалтершу. Естественно, главбух ревновал. Хотя бы чисто как начальник. Он был добрейший, на самом деле, дядька, просто настоящий матерый главбух. Кто держит все под контролем.
В офис он ездил на машине.
Но вообще-то у него был «Харлей-Дэвидсон».
|
</> |