Мы очень любим оперу

"Опера Вано Мурадели «Октябрь» в музыкальной лениниане занимает особенное место, потому что это первая и, кажется, единственная опера, в которой Ленин поет – поет, ненадолго забыв о грассировании, проникновенным басом волжскую песню «Камушка» (на стихи Некрасова), и ему громогласно подпевает стозевный хор, олицетворяющий весь рабоче-крестьянский народ. Однако мне больше нравится сцена с первым появлением Ленина в охваченном пламенем Петрограде: как Моисей с горы Синай, он сходит к революционным массам, чтобы провозгласить свои заповеди: «Землю – кьестьянам!» – и стозевный хор заходится в религиозном экстазе под ликующее оркестровое тутти. Коллизия «Октября» – типичный оперный любовный треугольник на фоне грандиозных исторических событий: офицер батальона смерти Масальский против рабочего-большевика Андрея, между ними – сестра милосердия Марина. В развязке баритон стреляет в тенора, но погибает сопрано. Однако, главный герой тут Ленин. В него, а не в Марину, влюблен Андрей, который ни любви ее, ни жертвы словно и не заметил, и поет о нем беспрерывно. Им же одержима главная злодейка – графиня Н., мечтающая избавиться от вождя".
"Премьера прошла в 1964-м в Кремлевском дворце съездов с блистательным составом солистов — Галина Вишневская, Лариса Авдеева, Артур Эйзен, Владимир Валайтис, Владимир Ивановский, Юрий Мазурок. Еще раз Большой обратился к ней в 1977-м. Ставили «Октябрь» и в Кировском театре в Ленинграде, однако в репертуаре отечественных театров он не закрепился".
"...Но вот на броневике появляется Ленин. Гаснет свет, рабочие освещают площадь факелами, переходящими из рук в руки. Тысячи людей жадно внимают Ленину, впитывают в себя каждое его слово. (Ленин не поет, а говорит):
...Мир народам,
фабрики рабочим,
земля крестьянам,
вся власть Советам...
Каждая ленинская фраза подхватывается и несколько раз повторяется хором и оркестром с непрерывно нарастающей звучностью. Силой, энергией и верой в ленинскую правду наполнена эта сцена.
Центральная картина оперы — «Разлив». Зритель видит берег залива и шалаш, где живет и работает Владимир Ильич. На сцене — рыбаки и Ильич, беседующий с друзьями.
Мы слышим его уверенный голос: «Итак, бесповоротно мы встаем на путь восстанья! Лишь русскому великому народу, взрастившему такой рабочий класс неслыханной сплоченности и мощи, такую партию, единственную в мире, историей всемирной суждено поднять все человечество к свободе и принести народам мир и счастье. Народы всей России ждут, когда настанет час освобожденья. И этот час настал!»
Откуда-то издалека доносится, постепенно приближаясь, русская песня. Проплывающие мимо рыбаки поют «Камушку» — старинную песню о тяжелой народной доле, песню, пронизанную заветной мечтой народа о свободе, о счастье.
— Слышите?— говорит Ленин,— «Камушку» поют, нашу волжскую песню...
И тихо, как будто про себя, начинает напевать.
«Бросили дом, малых ребят... Эй ветерок, дуй посильней, дай хоть часок нам повольней!»
К Ильичу присоединяется хор, вступает оркестр. Эта сцена так правдива, так проникновенна, что зрителю кажется, будто он пережил встречу с живым".
|
</> |