Мы едем, едем, едем 2021. ч. 13
sams_lena — 21.10.2021 «НЕОБЪЯТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ,НА КОТОРОЙ МЫ ВСЕ ЖИВЁМ –
ЭТО РОДИНА И НЕ БОЛЕЕ,
НО ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИТОМ» (С)
Часть седьмая. «Я ТОЖЕ МОГ БЫ РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ О СЕВЕРЕ, НО ТОЛЬКО ТЫ ОБ ЭТОМ ЛУЧШЕ ПЕСНЮ РАССПРОСИ» (С). Таймырский краеведческий музей.
Но самое незабываемое впечатление от Дудинки у меня оставил Таймырский краеведческий музей, расположенный тоже на набережной города.
Ребятаааа, это просто офигенное количество невероятной и до се неизвестной мне информации!!
Экскурсоводом у нас была женщина из племени нганасан, родственница последнего тамошнего шамана.
Местные легенды и сказки, быт и культура, местных этносов, уникальные этнографические экспонаты, которых нет больше ни в одном музее мира, особенности религиозных обрядов и шаманских ритуалов, экскурсы в историческое прошлое – я реально слушала ее с открытым ртом (хорошо, маска на лице)))
Вот вы, например, знали, что самый поздний по времени образования местный этнос долгане (поэтому и Долгано-ненецкий Таймырский округ) исповедовали не шаманизм, а православие? И хоронили они, как и русские, своих покойников в земле? И календарь у них не традиционный северный, связанный с природой и промыслово-охотничьими действиями, а основан на православных праздниках? А то, что долган за невероятно яркую и красивую одежду другие племена называли "аристократами тундры"? А ведь правда же – смотрите, какие нарядные у них будничные костюмы!
А что именно их можно считать прародителями того, что сейчас называется «автокемпинг»? Они передвигались и жили в своеобразных «
А вы знали, что первыми для верховой езды оленей стали использовать эвенки? Все остальные народы (те же ненцы, например, как в ямальских стойбщах) оленей впрягали в нарты. Олени рысью не бегают, их ходьба напоминает быструю ходьбу человека. А ускоряться олень начинает, когда понимает, что отстал от стада. Стремена при езде на олене верхом не используются, зато у ездока в руках всегда палка-посох, на которую можно при необходимости опереться (например, при залезании-слезании с оленя)
Верховая езда позволяла передвигаться эвенкам по тундре в любую погоду, ведь на нартах в период таяния снегов ехать очень затруднительно. Олени очень хорошо ходят по зыбкой почве тундряных болот и легко забираются в горы. Мало того, эвенки даже специальное седло придумали для езды на оленях – смотрите, какое оно необычное! Каждое эвенкийское седло украшено уникальным орнаментом, по которому можно определить принадлежность его обладателя к тому или иному эвенкийскому роду
А вы знали, что у шамана на спине в костюм вделано специальное кольцо?
За которое его привязывали цепями, перекинутыми через верхнюю балку чума? Противоположный конец цепей держали шаманские помощники и следили за тем, чтобы во время камлания шаман не свалился в костер, и в пиковых ситуациях выдергивали его из того костра.
А вот эти бусы-занавески головного убора обязательно должны закрывать глаза шамана – чтобы картины внешнего существующего мира не мешали шаману общаться с духами.
К слову, на одном из экранов музея в интерактивном режиме можно выбрать видюшки с шаманским камланием. Нуууу, что вам сказать, моя попытка их посмотреть получилась печальной – эти ритмичные повторяющиеся движения действительно производят гипнотическое действия, контроль над собой теряешь. В общем, на сильно большого любителя те видюшки. Ага.
А вы знали, что одежда нганасан кардинально отличается от одежды других северных народов? Например, как вы думаете, для чего на костюмах нганасан на капюшоне вот этот клюв? Думаете тоже что-то с шаманством и ритуалами? А вот и нет! Это для того, чтобы сокуй (шубу) снимать его удобно было – он же целиковый, без пуговиц, и капюшон к куртке пришит)))
А еще на фотке видны те самые загадочные «бокари», которые носили героини книжки, которая невероятно покорила меня в детстве – «Там, где звенит Енисей» Виктора Бороздина. Это такие унты без подъема с широкой площадкой внизу. Так меньше проваливаешься в снег, и легче доставать оттуда ногу. У мужчин бокари очень высокие – до бедра, потому чтобы догнать оленя, нужно было бежать по глубоким сугробам. Бокари крепятся завязками к кольцам на поясе (что-то типа ретро-чулок))
Кстати, отличить нганасанскую женскую верхнюю одежду от мужской легко: мужская целиковая и надевается через голову (чтобы во время охоты и промысла не продуло), а женская – распашная, чтобы ребенка можно было покормить не раздеваясь. А еще капор-капюшон у женщины всегда с опушкой, а мужчине та опушка опять же мешает стрелять и охотиться. Я думаю все угадали костюм ребенка какого пола выставлен на витрине? ))
А знаете, что это такое красивое? Думаете украшение какое-то на шею и пояс?
А это вовсе игольница! Красивая правда? Т.е использовалась как украшение, но, если снять желтую бусину, то внутри в этих трубочках - иголки
В общем, я настоятельно и категорически рекомендую этот музей для посещения!
Я вот вроде себя худо-бедно в азах этнографии подкованной считаю, всякую художественную и околонаучную литературу по теме читаю. Но, когда сухая информация сопровождается реальными предметами, то эффект получается просто невероятный!
А еще целый этаж про неповторимую местную природу
Со всяким зверьем
И типичными местными пейзажами
А это мамонтёнок Женя, обнаруженный в вечной мерзлоте Таймыра
И исторический отдел про освоение Арктики и все, что было потом
В общем, посмотреть в музее есть на что и даже не на один раз. Так что, если Дудинка окажется на вашем пути – не пожалейте времени, загляните в Таймырский музей!
|
</> |