Мы будем уходить через горы
lex_kravetski — 03.05.2010 Si vis pacem para bellumХочешь мира — готовься к войне
(латинская пословица)
Для начала процитирую аж двоих авторов. Первый их них — Истинный Учитель Истины.
Лишь XXI век дал нам легион личностей, гордящихся не тем, что ими сделано, а напротив — тем, чего они героически не натворили. Подобное основание для самоуважения в более буквальные века было бы дико: наши тёмные предки не имели иллюзий в отношении собственной незапятнанности. Зная о том, откуда у них что берётся, они постоянно просили у неба прощения за свои недоработки, «вольные и невольные» — и, как умели, пытались их восполнять.
До новейшего времени самоутверждение через отрицание было свойственно разве что особо трудновоспитуемому контингенту исправительно-трудовых учреждений, где их, собственно, и именовали «отрицалами». В широкие массы законопослушных граждан их идеология попала уже в наше время – пастеризованной и обезжиренною, но куда более вредоносной. Ибо вместо десятков тысяч несгибаемых паразитов со звёздочками, вытатуированными на коленках, мы получили миллионы исправных соучастников действительности, убеждённых, что они ей ненасильственно противостоят. (источник)
А второй автор — я. Про Космические Цивилизации у меня не так хорошо получается, однако и я тоже кой-чего замечаю. Хотя в данном случае и с подачи дорогого товарища dargot-а.
Если не работать, не растить детей и вообще быть полной свиньёй, то, конечно, мало что получится. Однако если заниматься одним только этим, то не получится вообще ничего. Сколько бы овцы ни щипали травку, сколько бы ни ходили строем, сколько бы ни выполняли подобострастно все команды пастуха, а всё одно – обреют. И хорошо если только обреют. Ни одной отаре овец не удалось что-то изменить таким вот способом. (источник)
В цитатах вроде бы про разное, но на самом деле примерно про одно и то же — про борьбу со злом за добро. Точнее, про превратное понимание оного. Нет, конечно, не участвовать напрямую во зле и делать своё маленькое добро весьма полезно. Более того, сиё — залог успеха, в общем-то. Одна беда, эти два подмножества деяний суть не достаточные условия, а необходимые. Ну, для торжества доброго над злым, в смысле.
Зло не будет повержено, если ты просто не будешь в нём участвовать. И не будет повержено, если будешь творить своё локальное добро. Для устранения зла с необходимостью следует делать ещё и третье (оно же — главное): творить свою маленькую борьбу со злом. Да-да, все три штуки надо: творить добро, во зле не участвовать и регулярно с ним бороться. Тогда выйдет. Иначе — нет.
Тебе мыслится как: ты, значит, будешь взращивать свой сад и одновременно не работать на фирму, которая сады превращает в казино и наркоманские притоны. И вот если такое начнут вдруг делать все… Кстати, если начнут, то всё сработает. Сто пудов. Одна только проблема: все не начнут. До тех пор пока есть желающие поиметь свой нехилый гешефт с наркоманских притонов, эти притоны будут строить. Причём, тем больше, чем больше сограждан самоустранится от «грязного дела политики» и так далее. Оно гораздо проще — мечи с оралами на фишки для покера перековывать, когда большинство занято культивированием цветочных клумб у себя на огороде.
Положительный пример, он действует на тех, кто ещё не определился. А кто уже, тому твои примеры на руку. Особенно примеры самоустранения от всего подряд. И буде самоустранятся почти все, как ты о том мечтаешь, к ним в регулярном порядке будут заходить куда надо определившиеся ребята и прямо посереди их клумб разбивать такое, чего сейчас даже по телевизору не показывают. А попутно ещё и физиономии самоустраненцам — сосед ведь тоже самоустранился, поэтому на помощь не прибежит.
Офигительного размаха пассивность развилась на просторах нашей родины. Что ни порядочный человек — ни тебе в Джеки Чаны, ни в Красную армию. Только сидит себе и самоустраяется, приговаривая под нос «а я вот вчера пыль на подоконнике вытер, чем слегка, да взрастил себе садик». Скажешь ему «пора бы уже и следующий шаг делать» — он только плечами пожимает. «Зачем мне это?». «Политикой пусть политики занимаются. А я такой весь из себя хороший, что очень конфликты не люблю».
И политика для него — вообще всё, что хотя бы теоретически конфликт может за собой повлечь. Оно понятно, когда гражданин не лезет в драку с толпой гопников в тёмном переулке, но этот же гражданин пятилетнему, который в его подъезде на стенах неприличное пишет, слова не скажет. Казалось бы, тут пальцем шевельни и мини-победа над злом у тебя в кармане, но нет — «а ну как чего?».
Сограждане настолько втянулись в неучастие и самоустранение, что даже борьба со злом в их глазах тоже зло. А добро — это сидеть и ждать, пока зло само по себе рассосётся. Пофиг, что из них верёвки вьют, пофиг, что портят места их проживания и их общественного пользования, пофиг, что друзей и знакомых что ни день обирают и унижают. Всё одно: «а что мне больше всех надо?».
Это, повторюсь, не на демонстрациях, не в революционном подполье, не против толпы гопников, а даже в случае гарантированной победы. Злоупотребляет мелкий чиновник, ну так пригрози ему хоть чем. Законным пригрози. Заявление, хотя бы, написать. Когда кто-то один, с чиновника как с гуся вода. Но если так же хотя бы тысяча человек поступит? Хамит продавец, ну так поставь его на место. На тысячном таком же покупателе продавцу уже не так вольготно хамиться будет. Охренел начальник от чувства собственной крутизны, зарплату не платит и при этом заставляет по выходным работать, ну так соберись с десятком коллег, припугни начальника забастовкой. Полный вагон народа, а подростки шелуху от семечек разбрасывают, ну так скажи подросткам, что так вот поступать не надо. Или хотя бы, если кто-то уже сказал, подтверди сказанное.
Человек куётся общественным влиянием, которое и от тебя тоже исходит. Чего скажут человеку тысячу раз, то и правильно. А если тысячу раз промолчали, то правильно, значит, было так, как он делал. Злоупотреблял, не платил зарплату, мусорил, хамил. Тебе кажется, не сработает, но оно срабатывает. Зачастую уже с первого раза, не говоря про тысячный.
Однако, как говорит дорогой товарищ oulenspiegel, люди так давно не видели изменений к лучшему, что перестали верить в их возможность. В любом потенциальном конфликте видится вероятный проигрыш, поэтому заведомый проигрыш путём отказа от любого конфликта представляется наименьшим из зол. Руки были опущены так долго, что в них уже нет сил подниматься.
Сограждане ничего не делают даже когда уже кто-то начал. Даже когда не только начал, а почти победил. Даже когда совсем победил, ничего не делают. Потому что «а вдруг он завтра проиграет».
Помнится на одном из сильно предыдущих мест работы по ряду причин зарплату не выплачивали чуть не полгода. Все, само собой, были таким положением вещей недовольны, но, само собой, молчали. Разве что работали не так активно, как раньше. И тут неожиданно дирекции пришла в голову светлая мысль: надо отменить свободный график и всё такое. То есть, совсем ни в какие ворота. Тут у меня ещё с парой товарищей назрела срочная необходимость что-то сделать. И мы за ради такого подошли к каждому из сорока сотрудников персонально с предложением срочно всех кругом устрашить забастовкой. Из сорока сотрудников к нам присоединились где-то так двое-трое. Остальные по разным причинам отказались. Самая распространённая, впрочем, «не люблю конфликты».
Вота блина, как в анекдоте: «а плату за вход брать не пробовал?». Без зарплаты, с умозрительными гарантиями её хоть когда-нибудь вернуть, да ещё и без свободного графика. «Как бы чего не вышло», да. «Не люблю конфликты».
Мы впятером, правда, всё равно не успокоились и таки даже в пятером вступили в схватку с локальным средоточием сил зла. И даже в этой схватке победили. Частично, поскольку зарплату в полной мере никому так и не вернули. Но это всё равно была победа. При гробовом, надо отметить, молчании коллектива. Который не подключился даже после нашей частичной победы. Крайне интересно, а чего они боялись потерять? Место работы забесплатно по жёсткому графику?
Страх войти в конфликт настолько силён, что человек готов принять любые условия. Сколь угодно несправедливые и ему невыгодные. Но это только в том случае, когда почва для конфликта реально есть. Когда реально можно сформулировать претензии и обозначить цели. Если же всего этого нет, ни почвы, ни претензий, ни цели, тут, как это ни странно, почти любой готов ринуться в пучины истерик и угроз. Можно наорать на продавца за то, что он не так улыбается. Можно обматерить пассажиров автобуса по поводу «чего стоите, где я пройти хочу». Можно своему ребёнку высказать «у всех дети как дети и только у меня хрень какая-то». В обратную сторону тоже можно: клиенту, родителям, соседям. Нет-нет, если соседи музыку громко включают, тут лучше молчать. Хамить надо, когда они, например, пылесосят в субботу в середине дня, а ты именно в этот момент решил поспать. Ну, из-за того, что ночью не выспался, а то сигнализация под окном орала. Вот об этом, об этом надо сообщить соседям: «вы, козлы, так шумите своим пылесосом, а я всю ночь из-за чьей-то сигнализации не спал».
В этом мне видится удивительное. Удивительное бескорыстие современного конфликта. Который имеет право на существование только в том случае, если не преследует никаких осязаемых целей. Если его единственная цель — выплеснуть накопившиеся эмоции от ранее подавленных конфликтов. Тех самых конфликтов, которые могли бы чего-то в мире изменить к лучшему.
Если бы ты хотя бы шевельнул пальцем.
Слова Пушкина про «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» оказались пророческими. К двадцать первому веку бунт стал именно таким: бессмысленным. Человек привык бунтовать не «за ради», а «назло». Как будто в современности подростковый возраст затягивается до самой пенсии. Причём, не в смысле энтузиазма, жажды познания, лёгкости на подъём и непринуждённости времяпрепровождения (нет, с этим как раз всё отлично: все кругом мнят себя взрослыми, поэтому всему на свете предпочитают валяние перед телевизором на диване), но в смысле всеобъемлющей подростковости конфликтов.
На дворе времена почти поголовной неготовности сразиться хоть даже не за себя, а против самого легкоустранимого зла. Хотя бы с целью выцыганить у вселенной несколько капель самоуважения. Хотя бы за ради: хоть раз почувствовать, что я могу немного поменять мир к лучшему не перманентным обещанием когда-нибудь посадить дерево и не отказом от просмотра «Аншлага», а устранением данной конкретной несправедливости. Не бросить копейку окололарьковому бомжу на очередной стопарик водки, а помочь товарищу получить причитающуюся ему оплату труда. Не прогнуться и занести взятку чиновнику, чтобы «он лично для тебя что-то там выкроил», а добиться выполнения им своих обязанностей без взятки. Не толкнуть пассажира с криком «встали тут», а заставить подростков перестать прослушивать их долбанные рингтоны в салоне общественного транспорта.
Да, блин, если у самого язык не поворачивается первым сказать, скажи хоть вторым. Хоть третьим. Хоть не молчи, ты, тварь дрожащая, когда кто-то во всеуслышанье говорит то, о чём ты всё это время думал. Хоть слово в его поддержку вставь. Большие дела с малого начинаются. Ты боишься, что тебе хуже будет? Так если ты промолчишь, тебе точно будет хуже. Не сейчас, но через неделю или месяц. Когда вот эти вот подростки вырастут гопниками, поскольку их никто вовремя не одёрнул. Когда во всех фирмах начальство будет охреневать от собственного величия, поскольку ему никто и никогда не возражал. Когда все отечественные фильмы будут строго про чернуху и ужасы сталинизма, поскольку ты когда-то для себя решил «сейчас полная свобода и я просто могу это говно не смотреть». Когда не отдельные, а все чиновники будут решать не отдельные, а вообще все вопросы только за взятку…
Посмотри вокруг: всё уже практически так. Ты ловко самоустранился, ты взращиваешь свой сад с огородом и стойко держишься в километре от политики. Ну как, помогло оно? Теперь уже нормально всё? Или надо для верности ещё двадцать лет выждать?
Парабеллум, он тебе не для того, чтобы уходить через горы. А для мира во всём мире и окончательной победы добра над злом.