Мезонневская прогулка
simply_tatiana — 05.04.2024Я уже как-то рассказывала про нашего человека и парохода
отца-основателя города сьера де Мезоннева. Его именем называют
буквально все подряд, от улиц и мостов до муниципалитетов. Не
миновала эта судьба и маленький городок, возникший 141 год назад к
юго-востоку от Монреаля.
Основали его люди настолько предприимчивые, что через 15 лет Мезоннев вышел на пятое место в списке крупнейших индустриальных городов всей Канады. В поселении, основанном пятьюдесятью семействами, вовсю развернулись производства обуви и тканей, кирпича, черепицы, мыла и всевозможных продуктов, включая знаменитое на всю Британскую империю печенье.
Золото текло рекой, и в какой-то момент сказочно богатые обувные фабриканты братья Оскар и Мариус Дюфрен затеяли превратить Мезоннев в образцовый город с самой современной застройкой, мэрией, рынком, бассейном и колоссальным парком, включающим Ботанический сад, гольфовые поля, автодором, театральные сцены, спортивный комплекс и еще много всего интересного и полезного почище Нью-Васюков. До космодрома, правда, не додумались.
Часть их плана удалось воплотить, но потом грянула Первая Мировая война, за ней экономический и жилищный кризис, и у города Мезоннев к 1918 году деньги закончились совсем. Осталось одно — проситься в состав Монреаля в качестве одного из муниципалитетов. После этого Мезоннев надолго превратился в очень бедный район, где селились работники железной дороги и паровозостроительного завода и где размещалась огромная промзона.
Промзону ликвидировали еще до нашего приезда, а сам район в последние годы стали интенсивно перестраивать и облагораживать. Я люблю гулять в восточной части Мезоннева, благо туда от нас вполне можно дойти пешком. Там, к счастью, сохранилось много оригинальных зданий и мне очень нравится, что и как современные архитекторы вписывают в старую застройку.
Кстати, часть идей братьев Дюфрен все-таки в жизнь воплотилась — Олимпийский стадион и Ботанический сад были созданы именно там, где братья и планировали. До стадиона на этом месте долгое время существовали амфитеатры, а рядом с Ботаническим садом были колоссальные гольфовые поля, которые со временем все же потеряли популярность и превратились в прекрасный парк имени кого? Конечно, Мезоннева.
А теперь несколько фото с моей прогулки в среду.
Бывшая мэрия Мезоннева, работающая теперь библиотекой. Фонды выросли настолько, что в последние годы пришлось пристроить два современных крыла.
Сапоги — памятник былой обувной славы Мезоннева.
Человеку было хорошо Он просто шел и играл себе тихонько на гитаре.
От бараков и заводиков не осталось и следа. Это сейчас в будни в середине дня здесь пока пусто. А летом и в выходные народ тусит вовсю.
На главной «горизонтальной» улице Онтарио, идущей с запада на восток, старых зданий осталось мало, ее потихоньку застраивают малоэтажными кондоминиумами.
Народ активный, отстаивает зеленую зону и протестует против продолжения одной из магистралей через лесопарк на западе. Митинг протеста запланирован на рынке.
Проникновенье наше по планете и далее по тексту... Кстати, Марксовы физиономии по весне наш район «украшают» по самым разным поводам. Похоже, здесь таки завелось коммунистическое гнездо.
Внутриквартальный проход на месте бывшей железной дороги. Таких там несколько, в том числе и порядком кривых и изогнутых.
Плиткой отмечено, где располагались рельсы.
Очень люблю эту местную традицию писать, в честь кого названы парки и улицы. Вот этот проход посвящен доктору Люку Лариве, бывшему муниципальному депутату здешнего квартала.
А это другой тип внутриквартальных проездов — руэль (маленькая улочка). Руэли идут параллельно обычным улицам и на них выходят задние двери домов. Изначально таким образом поставщики привозили дрова, лед, молоко и прочие полезные товары. И, кроме того, они служили и служат пожарными проездами и запасными выходами из домов. А сейчас кое-кто еще и к своим гаражам так проезжает, если вместо садика-огородика на заднем дворе оборудовали «каретный сарай».
Здание бывшей электроподстанции №1. Ее построили в 1903 году, когда в окрестности Монреаля пришло электричество со станции в Шавинигане (регион Мориси). Это электричество предназначалось для питания трамвайной сети и для близлежащих заводов типа Ангюса, производившего паровозы.
Полвека спустя все операции перевели на более современную подстанцию, а старое здание еще лет сорок использовали по другим предназначениям. Потом настала мода на перепрофилирование производственных помещений в жилые. Из подстанции убрали трансформаторы, основательно отмыли стены, перестроили внутренние помещения и добавили два удачно стилизованных жилых крыла. И с 2010 года здесь живут 74 семьи, основавшие жилищный кооператив «Станция №1». О принципах организации местных кооперативов надо моих младших детей спрашивать, они в теме. Я только знаю, что это совсем не то, что в советские времена понимали под кооперативом мы.
Правое крыло.
Левое крыло, похожее на правое, но только отчасти.
2111 на вывеске это номер дома. Я когда-то уже рассказывала, что у нас весьма специфическая нумерация зданий, с непривычки не сразу поймешь, как эта система работает.
Современная (относительно) подстанция. Работает — и слава Богу.
Вот так жили не самые бедные канадские рабочие примерно 100 — 110 лет назад.
Типично монреальские лестницы на второй этаж. Дом часто был на две семьи, поэтому у верхних жильцов вход традиционно был по наружной лестнице. Двухэтажный дом называется дуплексом, трехэтажный триплексом.
Расстекловка в таком стиле встречается очень часто, в том числе и в пролетарских кварталах.
Еще одна характерная примета эпохи — угловой дом со срезанным углом. На первых этажах таких зданий обычно располагались лавочки-депаннёры (от слова dépanner — выручать), в которых продавалось все самое необходимое из продуктов, бытовой химии, медикаментов, предметов домашнего обихода.
Это изначально было дом для жильцов победнее, но и тут обязательно присутствует хотя бы минимальный декор — бобер, кленовые листья — символ Канады, а над окнами французские королевские лилии — символ Квебека.
Вот это как раз триплекс, причем рассчитанный на пять семей. В доме такого типа лестница со второго этажа на третий все-таки внутренняя. К слову, конкретно эта модель, как я поняла, была типовой и очень популярной как раз в момент вхождения Мезоннева в состав Монреаля. У нас на раене, существенно севернее этого места, есть очень много домов, построенных по этому проекту, но при этом все они уникальны за счет декора. Цвет, плитка, стиль дверей и окон — все варьируется до бесконечности, поэтому получается совсем не скучно и не монотонно,
А это пример того, как новые здания (в середине) вписывают в старую застройку. Принцип соблюдения высотности в старых жилых кварталах соблюдается железно. Все высотные новостройки вынесены в новые кварталы на окраинах (про центр города молчу, это совсем другая история). Было несколько исключений где-то в шестидесятые — семидесятые, но их на весь город крайне мало, и дома не безумно высокие — одноподъездные башни этажей по 9.
Сам бывший город Мезоннев с марта 2006 считается историческим достоянием, поэтому все строительство в нем ведется очень аккуратно, с максимальным сохранением исторического облика.
|
</> |