Метафора Мёртвой Матери

топ 100 блогов palaman13.05.2023 В прошлой заметке (Прозрение русских) я высказал нечто нелицеприятное об атеистах. Заметка та улетела в топ ЖЖ, и как всегда в таких случаях, в комментарии ко мне пришла толпа больных людей во главе со своим генералом (Метафора Мёртвой Матери sl_lopatnikov). Естественно, говорить мне с ними не о чем: у нас просто нет общего языка (=дискурса), чтобы говорить. Мы с ними взаимно считаем друг друга больными, притом безнадёжно больными, ведь пока человек не осознаёт себя больным, он и не планирует лечиться.

Вместо этого я решил написать небольшую заметочку для тех, кто ощущает себя больным и ищет исцеления.
А начну я снова с Игнатьева.

Игнатьев:

Метафора "мёртвой матери" у Андре Грина показывает, как и когда формируются представления о границе именно как о различии между живыми и мёртвыми. Существуют, кроме того, этнографические свидетельства эквивалентности мёртвого и чужого.

Предположительно, ребёнок, как позднее человек в немощи и неволе, делит объекты на откликающиеся на его/ее зов и не откликающиеся (практически "тест Тьюринга"). Поэтому кукла, одетая на руку - живая, а мама, до которой не докричишься, нет. Отсюда уже попытки манипуляции телом вплоть до инцеста.

То есть, мёртвый это генерализованный чужой, то есть, объект, с которым невозможно или заведомо накладно иметь дело. Дон Корлеоне примерно так и считал.


Maksimo Solohxin:

Вероятно, в основе атеизма как психопатологии лежит аналогичная травма: неудачной опыт молитвы, когда человек зовёт Бога и не получает ответа.
"Мертвый Бог" у Ницше — та же "мёртвая мать" Анре Грина.

> Посмотрите Юнга, "Ответ Иову", как раз по теме.

Всерьёз молящийся человек имеет опыт (разнообразных) ответов Бога на молитву. В т.ч. через людей и события, особенно, маловероятные. Но мне сейчас хочется ответить на часто незадаваемый вопрос: почему Бог мне не ответил, когда я к Нему обращался?

Этот вопрос люди как правило не задают. Потому что в большинстве случаев считают сам этот вопрос бессмысленным: раз не ответил, значит Там никого и нет, просто-напросто некому отвечать.

Отвечаю.

Главная ошибка людей, которые наталкиваются на "молчание в ответ" при обращении к Иисусу Христу: они рассчитывают на ответ через краткое время, практически сразу, и не видят смысла в повторять одного и тоже много раз.

В этом есть разон: они пытаются действовать с Богом по аналогии с человеческим общением. Говоря с человеком, нет нужды повторяться: человек отвечает сразу. Только у великих Старцев есть привычка не спешить с ответом, а в начале вопросить Бога, и потом уже отвечать то, что Он возвестит. И это уже совсем другой дискурс, непривычный, неясный, так что кое-кто просто пожимает плечами и уходит, не дождавшись ответа.

Итак, не для того ли Бог стал человеком, чтобы мы говорить с Ним на человеческом языке? И если да, что мешает Ему ответить просто, по-человечески, как отвечает любой нормальный человек?

Дело в том, что с людьми, которые понимают наш язык, мы имеем общий дискус. Любой бытовой обмен репликами опирается на огромный контекст, на миллионы подобных обменов и подобных реплик.

Бог понимает все языки. Потому-то человек и думает, что если Бог ответит, то Он ответит сразу.

Но человек не учитывает, что дело здесь не в языке, а в дискурсе. (См. Язык и дискурс)

Может быть, ты только сегодня впервые решил поговорить со Христом. Но Он-то уже давным-давно говорит с тобою, говорит на языке твоей судьбы. И сам ты всю жизнь говоришь с Ним на этом же "безмолвном" языке. Всякий когда-либо сделанный тобою выбор это твоя "реплика" в этом вечном диалоге. Христос отвечает тебе событиями и поворотами судьбы. И вдруг ты решил поговорить с Ним как человек с человеком -- и ждёшь ответа на человеческом языке. Но что означет подобный ответ?

Когда Господь отвечает тебе словами, это значит, что ты попал в Его дискурс, а ведь Он -- Творец и Властитель мироздания. Он не бросает слов на ветер -- а значит, и сам ты играешь в эту минуту какую-то судьбоносную роль для всего мироздания. Не странно ли это? Откуда следует, будто решившись впервые поговорить со Христом, ты тем самым уже стал (хоть на минуту) одним из главных героев человеческой истории? Да, это очень важная минута для тебя лично. Но в очах Господа ты всего лишь попытался осознать то, чем до сих пор всю жизнь занимался бессознательно.

А значит, основной смысл этого события -- расширение твоего сознания. Вступая в человеческий диалог со Всемогущим Богом, который стал ради нас человеком, ты делаешь лишь первый шаг на огромном пути, начинаешь осваивать дискурс Царя царей. И на первых шагах Бог отвечает тебе так же, как отвечал до сих пор: событиями твоей жизни, поворотами судьбы. Научиться же говорить с Богом словами, лицом к лицу -- задача весьма серьёзная, и едва ли может быстро решаться. Разве только в тех редких случаях, когда у человека совсем не осталось времени -- например, на пороге смерти (смерть это важное событие, даже смерть одного маленького человечка среди миллиардов).

Для Иисуса Христа как Бога совсем нетрудно вникать в каждую деталь, каждую мелочь нашей жизни. Более того, ни одна деталь, ни одна мелочь не может обойтись без участия Иисуса Христа. Потому что чего нет для Бога, того нет вообще. Поэтому когда мы говорим с Богом на человеческом языке, нет никакой проблемы с Его ответами -- но на языке Судьбы. О "языке" я говорю здесь в переносном смысле. А "язык" в переносном смысле это дискурс. (См. Язык и дискурс)

Освоить дискурс Бога это весьма объёмная задача, в которой, как и в любой задаче такого рода, требуются многочисленные повторы. Повторы одних и тех же слов, одного и того же ритуала. Повторы. В разном смысле, с разной интонацией, в разном контексте. Так, именно так и только так мы изучаем принципиально новые предметы, вроде  математики. Через многократный повтор. Иностранные языки, кстати, тоже. Без повторов тут не обойдёшься. В разном контексте, с разной интонацией, в разном смысле.  Только так.

Это начало, азы. Так осваивается новый язык -- так же осваивается и новый дискурс в рамках знакомого языка. Сколько времени нужно, чтобы освоить дискурс молитвы? Вообще-то немного: минут двадцать. Но это должны быть двадцать минут непрестанного обращения к Иисусу Христу с полной концентрацией внимания, как и подобает при разговоре с царём, а тем более Царём царей. И у тебя это просто не получится, потому что в первую же минуту (если не секунду) обнаружится противодействие со стороны иной разумной силы, которая крайне заинтересована в том, чтобы ты и дальше общался с Богом бессознательно, поступками, как глухонемой, на языке жестов. (См. Эксперимент Щеглова)

Поэтому -- увы -- в подавляющем большинстве случаев "ответом" на молитву становится сторонний помысел, отвлекающий нас от молитвы. Это важный момент, и этот помысел не случаен. Наше осознанное обращение к Иисусу Христу это "пожар", форс-мажорные обстоятельства с точки зрения пасущих нас духов. И чтобы загасить этот пожар, они пускают в ход то, что обычно хранится в инфернальных запасниках бессознательного. Мысль, которая отвлекает нас от молитвы, прямо или косвенно указывает на грех: на ошибку, которую мы когда-то совершили, свернув не туда на нашем жизненном пути ("грех" в переводе "ошибка"). Эту информацию дьявол обычно приберегает на посмертные мытарства или "на всякий пожарный случай" -- ну, так осознанное обращение человека ко Христу это как раз такой случай.
См. Эпигностика как форма психотерапии
См. также Философия бессознательного

Бог стал человеком, чтобы мы могли говорить с Ним как с человеком. Он жил среди нас, и любой мог обратиться к Нему по любому вопросу. Для этого даже не надо никуда идти или ехать, не надо учить чужой язык -- ведь став человеком, Он не перестал быть Богом, Он по-прежнему присутствует на любом месте и понимает любой язык. Что в итоге? Тридцать лет Его просто не замечали, а когда Он начал совершать чудеса и намерено привлекать к Себе внимание, Его убили. И это вовсе не случайность, не недоразумение, но совершенно закономерный и предсказуемый исход.

Тридцать лет Ты не проявлял Себя каким-либо особым образом в знак того, что Ты был здесь всегда. Твоё воплощение изменило всё -- и оно не изменило ничего. Желая же изменить Своим воплощением нашу жизнь, Ты пошёл на Крест, чтобы сломать стену между Тобою и теми, кто нуждается в Тебе -- и чтобы воздвигнуть стену между Тобою и теми, кто предпочитает остаться во тьме неведения. Для них Ты стал "мёртвой матерью", которая "не откликается на зов" лишь потому, что на самом деле они боятся услышать Твой ответ и осознать, что Ты с самого начала был совсем рядом.

См. далее Умное делание для мирян: как узнать волю Бога

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Любите ли вы брокколи как люблю ее я?  Лет 20 назад мы решили разобраться с различными видами капусты. Высадили рассаду всех видов, что сумели добыть: пекинскую, бело- и краснокочанную, савойскую, брюссельскую, цветную, брокколи.  Вот тогда я впервые увидела как растет эта ...
Вчера еду с работы, в метро громко беседуют негр и марокканец. Негр: - Ты че такой вздрюченный сегодня? - Да с ними никакой терпение не хватает. Клянусь, всех уволю нафих. И поляк с латышом, и русский беларус. С ними не работа, а бардак, грязь и ...
"Открыв машину просто офигел. Да, у нас была и Фиеста 92-го года и гольф 86того, кои на тот момент были еще свежими автомобилями, но они и близко не стояли с xz. Синий салон, натуральное дерево на арматурке и дверях, двузонный климат контроль (не на крутилках, а на кнопках), CD голова и ...
А у осени странная оптика… Та, что с точностью наоборот. Молчаливый ноябрь у ворот Под сплетеньем ветвей, как под зонтиком. Тают боги при их притяжении, Обнажается их нагота… Я ведь тоже иду без зонта В многократном твоём приближении. ...
Майже непоміченим пройшло перше голосування в Верховній Раді щодо законопроекту 1187-2 "Закону про вищу освіту". Для тих, хто не в танку, проекти реформи освіти вже розглядались давно. Було три варіанти: Законопроект 1187 від Г.Калетніка, М.Сороки і С.Ківалова від Партії Регіоні, який ...