Место Константинополя: мировоззренческий разрыв греков и славян

топ 100 блогов varjag2007su15.02.2021
Глубокое интервью митрополита  Тамасосского и Оринийского Исайи  очень важно с точки зрения понимания греческого отношения к сегодняшним процессам в православном мире. И хотелось бы обратить внимание не на те моменты, которые нам в РПЦ приятны – их перечислили коллеги из «Восточной Церкви» и другие православные ресурсы. Хотелось бы обратить внимание на акценты, которые нам чужды.
Первое: это общегреческий пиетет перед Вселенским Патриархатом. Для нас, славян, это всего лишь почетное название Константинопольского Патриархата (КП), первого в Диптихе, имевшего когда-то в прошлом особое значение, но не более того… Причины просты: мы почти 6 веков независимы от КП. Более того – даже в период нашей непризнанной автокефалии Патриархи Константинополя жили во многом на русские пожертвования . Потому более они зависели от нас, чем мы от них. И так продолжалось до самой революции 1917-го.
Даже до разрыва после Флорентийской унии мы хоть и были в подчинении КП, но уж больно далек он был от нас по меркам того времени…
Совсем по-другому выглядит КП в глазах греков: со времен императора Константина константинопольские епископы были влиятельны во всей Церкви.  После арабского завоевания Церкви Иерусалима, Антиохии и Александрии смотрели на Константинополь как на единственный источник помощи. После его взятия турками Константинопольский Патриарх получил исключительные права в Османской империи , включая влияние на остальные Патриархаты. Россия и Русская Церковь активно участвовала в делах древних Церквей, но она была далеко…  А после 1917 г. она и вовсе была гонима. Немного оправившаяся от гонений лишь в 1943 году, РПЦ воспринималась за рубежом как проводник геополитического влияния СССР, что после антихристианских гонений в нем вызывало обоснованные опасения… А с 1948 года КП получил поддержку в США, снова обретая некоторое влияние…
Вся проблема даже не в том, что фанариоты создали за последние 100 лет систему интерпретаций нескольких канонов  Вселенских Соборов в свою пользу. Эта интерпретация в полной мере так и не принята Поместными Церквями. Проблема в том, что в истории существует практика первенства КП в Византийско-османский период в силу политических реалий. А в Церкви присутствует точка зрения, что православно все, что имело место в церковной истории и не было осуждено. Мнение, что исторические прецеденты – это часть церковного Предания.
И вот здесь опыт РПЦ и древних Патриархатов различен: в историческом опыте РПЦ нет взаимоотношений двух Церквей в одной империи.
Мог быть, но автокефалия Грузинской Церкви была ликвидирована имперскими властями также как русское патриашество. В византийско-османском опыте многими веками Поместные Церкви существовали при доминанте над ними КП.
Конечно, принадлежность к церковному Преданию и российского, и византийского, и османского опыта весьма сомнительна. Мы стараемся разделить собственно церковный опыт от вынужденного взаимодействия с миром политики. Но суть проблемы в том, что в богословской традиции греческих Церквей этот опыт уже прописан, как церковный.
И это - трудность нашего с ними взаимопонимания.
Но есть свои трудности и у Фанара: в имперский период КП был более сдержан в своих притязаниях, чем сейчас. И не шел столь дерзко на попрание независимости Церквей и нарушение апостольского преемства.
Второе:  в Церквях понимают, что КП сегодня – проводник американских интересов. Но и РПЦ для многих - проводник российских интересов, как убеждают их КП и Госдеп. Не случайно фанариоты пытаются перехватить обвинения в папизме, обернув их против РПЦ.
Потому симпатии Поместных Церквей будут сегодня на стороне, выступающей с наиболее последовательной канонической позицией, уважающей их независимость, их самих, а также значимый для них КП, но отвергающей его избыточные претензии и ереси.
Источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы наверное помните, как в 2018 году журналист Washington Post Джамаль Хашукджи зашел в посольство Саудовской Аравии в Турции, где его убили, расчленили и растворили в кислоте. При этом напомню, что убийство гражданина США произошло на территории страны НАТО. Учитывая, что после пока ...
Много говорят о счастье, у каждого оно разное. Кто-то строит карьеру, кто-то семью... Почему-то я задала себе вопрос - можно ли считать УМНОЙ счастливую женщину? И еще вопрос, хотя я уверена, что у каждого разное мнение на этот счет, любимый мужчина, семья и дети обязательны в ...
То, что эта ситуация «дикий ор», я несомненно согласен. Нет ничего угарнее наблюдать, как кто-то хейтит другого, как она сам по уши в г…. Таких ситуаций по жизни достаточно много, чтобы собрать коллекцию. Вот и Союз Журналистов начал свою. «Нет больше журналистики, остался дикий ...
Наверняка уже все видели появившиеся в январе на улицах города билборды со слоганом, "Какой осмотр важнее?". Сложно не обратить внимания на рекламу ...
Справочная информация для рассеивания активно втираемых «высокопатриотичными специалистами» Рунета заблуждений. M1A1 «Abrams» Корпуса Морской Пехоты США. Провинция Наджаф, Ирак. 24 января 2005 г. Фотография КМП США Бронебойно-подкалиберные боеприпасы Семейство M829 Armor ...