Место Константинополя: мировоззренческий разрыв греков и славян
varjag2007su — 15.02.2021
Глубокое
интервью
митрополита Тамасосского и Оринийского Исайи очень
важно с точки зрения понимания греческого отношения к сегодняшним
процессам в православном мире. И хотелось бы обратить внимание не
на те моменты, которые нам в РПЦ приятны – их перечислили коллеги
из «Восточной Церкви» и другие православные ресурсы. Хотелось бы
обратить внимание на акценты, которые нам чужды.
Первое: это общегреческий пиетет перед Вселенским
Патриархатом. Для нас, славян, это всего лишь почетное название
Константинопольского Патриархата (КП), первого в Диптихе, имевшего
когда-то в прошлом особое значение, но не более того… Причины
просты: мы почти 6 веков независимы от КП. Более того – даже в
период нашей непризнанной автокефалии Патриархи Константинополя
жили во многом
на русские
пожертвования . Потому более они зависели от нас, чем мы от
них. И так продолжалось до самой революции 1917-го.
Даже до разрыва после Флорентийской унии мы хоть и были в
подчинении КП, но уж больно далек он был от нас по меркам того
времени…
Совсем по-другому выглядит КП в глазах греков: со времен
императора Константина константинопольские епископы были влиятельны
во всей Церкви. После арабского завоевания Церкви Иерусалима,
Антиохии и Александрии смотрели на Константинополь как на
единственный источник помощи. После его взятия турками
Константинопольский Патриарх
получил
исключительные права в Османской империи , включая влияние на
остальные Патриархаты. Россия и Русская Церковь активно участвовала
в делах древних Церквей, но она была далеко… А после 1917 г.
она и вовсе была гонима. Немного оправившаяся от гонений лишь в
1943 году, РПЦ воспринималась за рубежом как проводник
геополитического влияния СССР, что после антихристианских гонений в
нем вызывало обоснованные опасения… А с 1948 года КП
получил поддержку в США, снова обретая некоторое
влияние…
Вся проблема даже не в том, что фанариоты создали за последние
100 лет систему
интерпретаций нескольких канонов Вселенских
Соборов в свою пользу. Эта интерпретация в полной мере так и не
принята Поместными Церквями. Проблема в том, что в истории
существует практика первенства КП в Византийско-османский период в
силу политических реалий. А в Церкви присутствует точка зрения, что
православно все, что имело место в церковной истории и не было
осуждено. Мнение, что исторические прецеденты – это часть
церковного Предания.
И вот здесь опыт РПЦ и древних Патриархатов различен: в
историческом опыте РПЦ нет взаимоотношений двух Церквей в одной
империи.
Мог быть, но автокефалия Грузинской Церкви была ликвидирована
имперскими властями также как русское патриашество. В
византийско-османском опыте многими веками Поместные Церкви
существовали при доминанте над ними КП.
Конечно, принадлежность к церковному Преданию и российского, и
византийского, и османского опыта весьма сомнительна. Мы стараемся
разделить собственно церковный опыт от вынужденного взаимодействия
с миром политики. Но суть проблемы в том, что в богословской
традиции греческих Церквей этот опыт уже прописан, как
церковный.
И это - трудность нашего с ними взаимопонимания.
Но есть свои трудности и у Фанара: в имперский период КП был
более сдержан в своих притязаниях, чем сейчас. И не шел столь
дерзко на попрание независимости Церквей и нарушение апостольского
преемства.
Второе: в Церквях понимают, что КП сегодня – проводник
американских интересов. Но и РПЦ для многих - проводник российских
интересов, как убеждают их КП и Госдеп. Не случайно фанариоты
пытаются
перехватить обвинения в папизме, обернув их против
РПЦ.
Потому симпатии Поместных Церквей будут сегодня на стороне,
выступающей с наиболее последовательной канонической позицией,
уважающей их независимость, их самих, а также значимый для них КП,
но отвергающей его избыточные претензии и ереси.
Источник