Месть ромейских мертвецов - 20
qebedo — 21.02.2022 На реках бабилонских (продолжение)Победа у Эс-Синна оказалась «медвежьей» (как услуга) — уже не только у «ястреба» Никсона, а и у многих политиков в Лондоне появилось ощущение, что «Багдад наш», стоит только до него дойти. Правда, трудно было парировать аргументы Таундсенда о растяжке линий коммуникации и необходимости еще как минимум двух дивизий для такой операции. К тому же все понимали, что после полного днища на Галлиполи турки быстро перебросят закаленные там дивизии в Месопотамию. Но именно что «пепел Галлиполи» стучал в сердца уязвленного правительства — требовался реванш, и взятие Багдада казалось равноценным «нашим ответом».
Дранг нах Багдад и Драп нах назад
Голоса на заседании Дарданелльской комиссии разделились — «голуби» во главе с бывшим вице-королем Индии, а ныне лордом-хранителем печати (главный министр без портфеля) Джорджем Натаниэлем Кёрзоном стояли на позиции Таундсенда — надо укреплять то, что уже нахватали, особенно Басру. «Три воинственных поросенка» тОпили за «на Багдад!» — глава МИД Эдвард Грей, новый 1-й лорд Адмиралтейства Артур Бальфур и канцлер Ланкашира Черчилль. Главнокомандующий Китченер решил сыграть в «золотого серединца» и предложил набежать на Багдад, погромить его и убечь обратно. Четкого решения на комиссии не приняли, но «трио» заставило министра по делам Индии Джозефа Остина Чемберлена послать главе правительства Индии Хардингу телеграмму про «на Багдад!», каковой приказ и был оттуда спущен Никсону.
Проект «Галлиполи 2.0» был запущен — Таундсенд получил приказ наступать на столицу Месопотамии всё теми же силами, что брали Эль-Кут, 6-й индийской дивизией с приданными ей частями, около 11 000 человек. А с османской стороны развивалась бурная деятельность. К отступившим от Эль-Кута 35-й и 38-й дивизии добавились недавно сформированные 45-я и 51-я, организованные в 6-ю армию и насчитывавшие до 18 000 человек. Командующим ею был назначен мушир Гольц-паша (см. предыдущую серию), но он всё никак не мог доехать до Ирака. Так что обороной Багдада командовал всё тот же Нуреддин Сакаллы, который приказал вырыть у руин Ктесифона, бывшей столицы империи Сасанидов, две линии окопов. Британцы двигались вперед медленно из-за сильной влажности, и добрались тудой токмо к 22 ноября 1915 года.
Британская тяжелая артиллерия в степях Месопотамщины (кликабельна)
Как можно было уже понять, в Таундсенде не воскресал герцог Веллингтон — его план снова подразумевал молодецкую атаку на укрепления врага четырех колонн (три пехотные А, В и С, одна «летучая» из пехоты и кавалерии). До кучи всего британский командующий был уверен, что ему супротивостоят равные силы неприятеля — примерно 11 000 солдат. Про подход 51-й дивизии он ничего не знал — летчик-наблюдатель, обнаруживший ее позиции, был сбит и попал в плен. И вообще 22 ноября всё сразу пошло не по плану. Канонерки не смогли пробиться на помощь — их угнетала османская артиллерия с берега, а воды Тигра кишели минами. Колонна С слева из-за плотного огня не дошла даже до первой линии траншей османов, колонна А в центре тоже застряла, и только колонне В удалось напасть на вражескую оборону — панджабцы и гуркхи погнали турок до второй линии траншей.
Тут Сакаллы ввел в бой резервы — 45-ю дивизию со второй линии и 35-ю с другого берега Тигра, и колонна С отступила. «Летучие» завязли в сражении с арабской конницей, пока не подошла 51-я дивизия и не отогнала их. Однако к концу дня 6-я индийская дивизия смогла удержать захваченную на правом фланге первую линию окопов. Так что весь день 23 ноября был потрачен обоими сторонами на атаки и контратаки, приведшие к большим потерям — османская 51-я дивизия потеряла 12 % личного состава, 35-я — 25 %, а 45-я — все 65 %. 6-я индийская дивизия недосчиталась 40 % солдат. Посему утром 24 ноября 1915 года оба командующих приняли синхронное решение удрапать с поля боя: Нуреддин в Багдад, Таундсенд — в Эль-Кут. Потери сторон за два дня Сражения у Ктесифона составили 4 200 убитых и раненых англичан и «от 6 200 до 9 500» османов.
Эль-Кут-эль-Амара и окрестности (кликабельны)
Однако как только Мехмед Коньяр прознал про то, что его визави тоже отступил, он перестал драпать и кинулся в погоню. Внезапно получилось, что он победил — и теперь преследует разбитого врага. Турки подошли к Эль-Куту и осторожно принялись его окружать… Таундсенд не питал никаких иллюзий насчет того, сколько он сможет продержаться в окружении — он сразу отослал бесполезную в осаде кавалерию (эти кони только жрутЬ драгоценный припас) и сам намеревался уйти, но получил жесткий приказ Никсона удерживать город — чтобы «сковать врага» до подхода подкреплений, которые «вот-вот приЙдутЬ». У Таундсенда было 11 600 строевых и 3 350 нестроевых, запасов еды на 60 дней, и он сел в осаду. Вот только сглупил — не выгнал из Эль-Кута 7 000 туземных арабов, которые тоже жрали, а также были вельми нелояльно настроены… К 8 декабря 1915 года город был полностью окружен, а из-за особенности расположения (в речной «петле») к нему нельзя было пробиться и по водам Тигра. Правда, сие сильно сокращало фронт обороны, и лобовой штурм окопов был бы для османов «вельми чреват» — в этой войне обычно выигрывал тот, кто отбивался в укреплениях.
Посему наконец-то добравшийся до своей армии мушир Гольц-паша приказал дурью не маяться, строить осадные укрепления и сосредоточиться на отражении попыток противника прорваться на помощь осажденным из Басры. Но у Сакаллы было «свое персональное мнение», и когда командарм уехамши отдыхать, он 24 декабря просто приказал войскам пойти на штурм. Пушки смогли пробить бреши в глинобитных стенах, и османы даже захватили один из фортов крепости, однако британцы выстояли и отбились, несмотря на большие потери с обоих сторон. Приехамший на шум Гольц был «вне себе» — что этот бородатый варвар себе позволяйт, дисциплин нарушайт, приказ не выполняйт, труппен всё закидайт! Нуреддин тоже разорался — мы у Ктесифону без вас, фаранги-шайтанов, с инглисами справились, и дальше вы нам ни на волосок пророка не надобны! Однако срач пришлось на время отложить — с востоку наплывали отряды Индийской армии, срочно посланные Никсоном для спасения Таунсенда в Эль-Куте…
|
</> |