Раскройка старого сапога - 12
qebedo — 20.02.2022 Красные маки у Монте-Кассино (продолжение)Получалась полная хрень — чтобы сдвинуть с мертвой точки наступление на Монте-Кассино, провернули десант в Анцио, а когда он уперся в мертвую точку — вернулись к «свежей» мысли замутить новый прорыв у Монте-Кассино, чтобы прорваться к окруженному плацдарму. 4-я битва за Монте-Кассино, она же Битва в долине Лири (для канадцев) получила плановое название операция «Диадема». К тому же появилась исчо одна «благородная цель» — отвлечь в Италию максимально возможное количество дивизий вермахта, дабы отвлечь их от высадки во Франции. Так родилась идея перебросить бОльшую часть 8-й британской армии с адриатического побережья, присоединить к ним и 5-й армии США II корпус Войска Польского на Западе и атаковать «всею этою дурою» на узком фронте в 35 км от Монте-Кассино до моря, чтобы пробиться «стремительной торпедою»… Ну, такие были планы.
Владислав Андерс
Откуда взялся целый корпус поляков (даже «армия» — в конце войны она превышала 100 000 человек и звалась так неофициально)? Это очень интересный вопрос, который наши отечественные исторЕГи, вслед за советскими, очень сквозь зубы комментируют, упирая в основном на «меамуры» офицера Ежи Климковски, отданного в 1942 году под трибунал за попытку мятежа, предавшего после войны своих соратников и облившего их грязью. На самом же деле, когда «
Но оказалось, что на таком… м-м… фундамЕнте, как то, что сделал с Польшей в 1939 году СССР, трудно выстроить что-то позитивное. При возвращении из лагерей бойцы рассказывали жуткие истории — например, про расстрелы в Катыни, именно тогда это дело всплыло наружу и начало «громко вонять». Во-вторых, договор подразумевал отказ СССР от всех заключенных ранее с нацистами соглашений — в том числе о границе, что вдруг породило глобальный вопрос: жителЯ «западенских» Украины и Беларуси хто? Совграждане, которые должны служить в РККА, или таки поляцы, и место им в новой армии? Сталин настаивал на первом, лондонское правительство — на втором, и это «вкупе с Катынью» порождало бесчисленные срачи. К тому же СССР сразу начал тормозить и резать численность формируемых войск, ссылаясь на «самим жрать нечего», а также добиваясь отправки их на фронт «пакетами», по дивизиям, чтобы подчинялись советскому командованию.
Войске Польске пока исчо в СССР
Правительство в Лондоне сильно мялось, но самую непримиримую позицию занял генерал-майор ВладИслав А'льберт Андерс, командующий формирующимися войсками — только все вместе и как союзники, а не как подчиненные. Срачи росли (видимо, с ослаблением угрозы Москве родился у Сталина другой страх — стопятьсоттыщ поляков с винтовками могут устроить и на фронте, и в тылу «аще чо угодно»), и «Армию Андерса» сплавили доформировываться в Среднюю Азию (типа, там теплее, и еды больше). Решив, что «такой балет нам не нужен», Андерс начал настаивать на уводе своих добровольцев в Иран, чтобы уже оттуда попасть в Европу и «далее везде». Весной — летом 1942 года по обоюдному согласию более 50 000 человек покинули Союз и перебрались в Палестину, превратившись из Польских вооруженных сил в СССР в Польские вооруженные силы на Востоке. (К слову, 2 500 из них сразу дезертировали с оружием в руках, с криками и шумом влившись в местную «Хагану» — ибо были евреи.)
Вот эти-то, отъевшиеся и отдохнувшие за год, подкрепления (3-я Карпатская стрелковая, 5-я Кресовая (Пограничная) пехотная дивизии и 2-я польская бронетанковая бригада) и решено было кинуть на усиление Итальянского фронта. План был разработан бонапартовский — с «левого краю» французы атакуют с плацдарма, захваченного исчо ранее, левее них пойдет в атаку долиною реки Лири британский XIII корпус, исчо левее на Монте-Кассино грянут поляцы, II корпус США отправится в наступление вдоль тирренского побережья, а I канадский корпус будет в резерве «на всякий пожарный». Как-только бритиши и ляхы взрежут оборону 10-й немецкой армии и прорвут фронт, VI корпус США с плацдарма в Анцио «неудержимою ракетою» перережет пути отхода немцев, и «Фитингхофу крышка», а далее — на Рим! Ради всего этого аж два месяца, март и апрель 1944 года, проводились передислокации, маневры, дезинформация врага, учения и тренировки войск. «День Х» назначили на 11 мая.
План операции "Диадема" (кликабелен)
Причем впервые, наверное, за войну союзники уперлись в конспирацию и дезу так плотно, что «воно таки ж» принесло свои плоды. 36-я дивизия США нагло и демонстративно на глазах у всех шпионов отрабатывала морской десант — чтобы Кессельринг придержал резервы подальше от линии «Густав». Настоящие переброски войск велись только по ночам, а на месте их предыдущей дислокации оставлялись муляжи человеков и макеты техники. В итоге «улыбчивого Аля» удалось провести — на второй день боев он был уверен, что против его четырех дивизий у Монте-Кассино враг бросил шесть, тогда как на самом деле их было 13.
Также в течении почти двух месяцев, с 19 марта по 11 мая, 5-я и 12-я воздушные армии США проводили операцию «Удушение» — массированное наступление сверху на все линии коммуникации между Северной и Средней Италией. В ходе 21 000 самолето-вылетов (в среднем по 388 в день) было скинуто 25 500 тонн бомб на площадь в 390 кв. км. Добиться полной ликвидации снабжения, увы, не удалось, однако коммуникациям группы армий «С» был нанесен колоссальный урон — ничего подобного до тех пор во время войны ВВС не предпринимали. Нацистского зверя на линии «Густав» ждало нечто неистребимое…
|
</> |