Царствие заморское - 35
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Можно избавиться от армян в своем городе - но нельзя скрыться от своих внутренних армян. Посему даже после окончания Войны за антиохийское наследство князь-граф Боэмунд IV очень скоро снова услышал, как "гости с севера" стучатся в его ворота. На сей раз киликийцы пришли просить о помощи - у них-то война бушевала вовсю, и одна напасть сменялась другой...
![Царствие заморское - 35 Царствие заморское - 35](/images/main/carstvie-zamorskoe-35-6f519a.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Kayqubad.jpg/1024px-Kayqubad.jpg)
Нынешние турки видят султана Кейкубада I вот так
Регент при малолетней королеве Забел (Изабелле), АтОм из Гастона, князь Баграса, был всего через год (в 1220 году) убит ассасинами. Старшая дочь Левона II, Рита Армянская, умерла в том же году, как и ее 4-летний сын Жан де Бриенн, что вывело из "игры престола" их мужа и отца короля-регента Жана I Иерусалимского. Раймунд Рупен (бывший Антиохийский), также притязавший на наследие короля Левона II, был схвачен верными королеве аристократами и упрятан в узилище, где и помер в 1221 году. Так что ставший регентом после смерти АтОма Костандин из Барбарона (из второго по знатности рода Хетумянов в Киликии, всегда соперничавшего с Рубенянами) мог бы и расслабиться... Но тут на Киликию обрушились полчища жадного султана Рума Ала ад-Дина Кейкубада I, жаждавшего поставить на колени маленький горный народ армян.
Посему и решено было в 1222 году побить челом старому врагу в Антиохии - он был союзником Рума и мог повлиять на "иноверного нечестивца". Сговорились на том, что 6-летняя Забел выйдет замуж за Филиппа, старшего сына Боэмунда IV. Армяне поставили условие - переход нового короля-консорта в григорианство и уважение к армянским обычаям. Бракосочетание случилось в столице Киликии, городе Сисе, в июне 1222 года, после чего Филипп с отцом отразили нашествие румийцев. Однако же молодой антиохянин открыто плевал на армянскую церковь и традиции, окружив себя латинскими баронами. Ну, или так вывернул дело регент Костандин после того, как спасать от сельджуков никого уже не надо было - юный супруг королевы Забел был схвачен армянами и посажен в узилище.
![Царствие заморское - 35 Царствие заморское - 35](/images/main/carstvie-zamorskoe-35-4b5243.jpg?from=https://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/1065x600/public/photo_item-2017-11/Ince_minare_sculpture_12.jpg?itok=mg6Bt-zB)
Поскольку султанат был Румский, то и герб его - двуглавый орел, всё как полагается
Тем временем Боэмунд Одноглазый предавался своему любимому занятию - срачами с церковью, поддерживая тамплиеров против госпитальеров. Папский легат Пелагио Гальвани (ака Пайу Галвау, ибо португалец), пытавшийся примирить оба ордена, в очередной 100-500-й раз отлучил князя от церкви. В этот-то неприятный момент и пришло известие о заточении принца Филиппа, так что Боэмунд IV попытался попросить помощи у папы Римского Хонориуса III, но тот злорадно написал "а нехрен было плеваться в святой источник", подтвердил отлучение, наложенное его легатом, и запретил тамплиерам помогать князю-графу.
Что ж, не помогают христиане - помогут мусульмане, и по просьбе правителя Антиохии султан Кейкубад I снова вторгся в 1224 году в Киликию. Костандин из Барбарона поступил как истинный отважный армянский воин - он пообещал Боэмунду IV вернуть Филиппа, ежели в Киликию приедет сам князь, и сельджуки уйдут. Тот послушно исполнил эти требования, после чего узнал, что его сын давно уже отравлен и помер (в 1225 году). А на Антиохию "совершенно внезапно, блин!" напал атабег Халеба, так что пришлось срочно утекать из Армении домой. Так ловкий и беспринципный регент Костандин развел всех врагов, а овдовевшую королеву Забел выдал за своего сына Хетума I, ставшего первым королем Киликии из династии Хетумянов.
![Царствие заморское - 35 Царствие заморское - 35](/images/main/carstvie-zamorskoe-35-c7d703.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Hetoum_and_Zabel.jpeg/300px-Hetoum_and_Zabel.jpeg)
Королева Забел и король Хетум на монете
Постаревший и пообносившийся Боэмунд IV доживал в любимом Триполи. В 1228 году нагрявший сперва на Кипр Фридрих II Хоэнштауфен потребовал князя Антиохии и и графа Триполи к себе, а затем приказал (ибо иначе с "быдлом", которым были все, кто не император, никогда не общался) принести вассальную присягу себе как новому королю Иерусалима. Но ушлый и тертый 53-летний Одноглазый симулировал "нервный срыв", после чего быстро покинул Кипр, укрывшись в Триполи. В 1229 году князь снова встречался с Фридрихом II в Акре, но опять избежал принесения присяги, за что разозленный император не включил его владения в договор с султаном Египта о мире.
Госпитальеры в 1230 году попросили нового папу Римского Григориуса IX снова отлучить Боэмунда IV - тот продолжал их преследовать и гнобить. Тогда при посредничестве патриарха Иерусалимского Жеральда Лозаннского князь-граф согласился помириться с рыцарями ордена св. Иоанна, что и случилось торжественно 26 октября 1231 года. Госпитальеры получили крепость Джабалу и денежные доходы с Антиохии и Триполи, а патриарх Жеральд приостановил отлучение и послал в Рим просьбу снять его совсем. В это время Жан д'Ибелен попытался склонить Боэмунда IV на сторону противников императора в начинавшейся войне гвельфов с гиббелинами, но старый граф "чтой-то приустал" и внезапно решил посидеть смирно в уголку. В марте 1233 года, не дождавшись всего нескольких недель до прибытия гонцов из Рима с папским прощением, Одноглазый умер в возрасте 58 лет.
|
</> |