«Мертвая убивающая мать» Васса Железнова

топ 100 блогов tanja_tank27.03.2018 «Мертвая убивающая мать» Васса Железнова Через пару часов, 28 марта, большому писателю Максиму Горькому, моему земляку, исполняется 150 лет, и я, как и обещала, делаю разбор одного из самых деструктивных его героев. Вернее, героинь.

...Из школьного курса мы уже знаем, что Долохов - «самый нежный сын и брат», Печорин - загадочная мятущаяся личность, ну а вот купчиха Васса Железнова «безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью», читаю я в сочинении, выловленном в Сети.

Вот об этой «безумной любви» женщины, которая не чурается ни убийства, ни киднеппинга, ни доноса, я и хочу сегодня поговорить.

(на фото - Вера Пашенная в роли Вассы. Лучшее исполнение, на мой взгляд. "Как у Горького".)


…Интересно, почему это «не удались» у Вассы дети? И как вообще у некоторых так получается, что «дети не удаются»? "Такие достались", наверно? Все трое?

...Васса Борисовна Железнова — преуспевающая купчиха. Бразды управления фамильным пароходным бизнесом она забрала в свои руки много лет назад, отодвинув от дел мужа, капитана Железнова, конченного психопата, погрязшего в пьянстве, кутежах, картах и сексуальных излишествах. Живет в доме Вассы и второй психопат — ее брат Прохор Храпов, такой же алкоголик, гуляка и бездельник, как и капитан Железнов. Подле них расхаживает с гармонью и строит "амбициозные" планы третий психопат - матрос Пятеркин.

Ни отца, ни дядю не смущало и не смущает присутствие в доме двух дочерей — 17-летней Натальи и 15-летней Людмилы. Да и Вассу не смущает, что, пока она горит на работе, ее муж привозит в дом проституток, и девочки наблюдают за их «развлечениями». Ни для кого не секрет и то, почему покончила с собой горничная - ее принудил к сожительству и обрюхатил Прохор.

И вот такой человек чувствует себя в доме Железновой своим, постоянно крутится среди ее дочерей, устраивает им "вечеринки" с участием Пятеркина, наливает вина... А мать все это видит и... бездействует. Почему? Не боится же она своего братца? Конечно, нет. Просто ей совершенно безразличны ее дочери.


«Мертвая убивающая мать» Васса Железнова "Неудачный" Федя и "преемник" Коля

Есть у Вассы и старший сын Федор. В данный момент он умирает от чахотки за границей. Но незаметно, что мать это как-то волнует. Он для нее — отрезанный ломоть. Никакую функцию в ее жизни он выполнять не может, ни для чего ей не нужен, поэтому она «обнуляет» его. Еще один «неудавшийся» ребенок…

(слева - кадр из фильма Глеба Панфилова. Очень неоднозначная Васса в исполнении Инны Чуриковой.)

Зато есть надежда, что «удастся» сын Федора — пятилетний Коля. Из него Васса собирается вырастить себе преемника.

«Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и свое дело. Последняя надежда — внук», - читаем мы в сочинении.

Дело — согласна, но причем здесь дом? Вот на дом и на судьбу всех его обитателей Вассе совершенно наплевать. В данный момент единственный не обесцененный член семьи — это маленький Коля. Он еще не успел «разочаровать» Вассу, как «хилый» Федор, «блаженная» Людочка и «свинья» Наталья. Поэтому Васса попросту отказывается вернуть мальчика матери Рашели, жене Федора, которая приезжает за ним из-за границы.

Васса. Не ори! Спокойно. Колю я тебе не дам. Ему другая судьба назначена.
Рашель. Да что вы - зверь?
Васса. Я говорю - не ори! К чему этот крик? Я - не зверь. Зверь выкормит детеныша, и - беги, сам добывай хлеб себе, как хошь. Хочешь куриц ешь, хочешь - телят. Конечно, речь идет не о зайцах, а о серьезном зверье. А ты вот своего детеныша на свободную добычу не пускаешь. И я внука своего не пущу. Внук мой - наследник пароходства Храповых и Железнова. Единственный наследник миллионного дела. Тетки его - Наталья и Людмила - выделены будут в малых частях, тысяч по пятьдесят, им и того - много. Все остальное ему (...). Я тебя врагом не считала, даже когда видела, что ты сына отводишь от меня. На что он мне годен, больной? А дети... вся моя надежда, и оправдание мое - внук.
Рашель. Чем можно тронуть дикий ваш разум? Звериное сердце? Страшная вы фигура! Слушая вас, начинаешь думать, что действительно есть преступный тип человека».

Но автор сочинения, видимо, хоть и смотрит в книгу, но видит фигу. С подачи учителя, скорее всего. Пренебрегая текстом Горького, в котором однозначно говорится о сути Вассы, он «правильно объясняет» ее поступки:

«Маленькому Коле Железнову грозит жизнь за границей, у чужих людей. Или вечные скитания с матерью, возможно, тюрьма. Васса не отдает Колю. А когда невестка пытается настоять, потихоньку сдает ее полиции. Спасая внука - возможно, единственного человечка, в котором может продлиться купеческая династия Железновых. Владельцев пароходов».

Так вот что это, оказывается! Отнять сына у любящей матери, у единственного адекватного человека в этом бедламе — это значит, «спасти внука».

И хотя Васса говорит, что наймет Коле "сааамых лучших" учителей, но разумеется, мальчика ждет не больше внимания и тепла, чем Федора, Наталью и Людмилу. У Вассы вечно нет на них времени, они растут как трава. Такой тип воспитания можно назвать потворствующей гипоопекой. Ребенок ощущает себя ненужным, мешающим...

Васса. Нет у меня времени поговорить с тобой.
Наталья. А Кольку воспитывать - найдете время?
Васса. Ему - мало надо.
Наталья. Нет, больше, чем мне.

"Спасительница" Васса

Васса, кстати, "спасает" не только Колю. Она все время кого-то от чего-то «спасает». Вот, например, как она «спасает» своих дочерей.

Долгие годы она закрывает глаза на распутство мужа и подмазывает кого надо, чтобы его не притянули за эти "художества" к ответу. Но вот приходит день, когда Железнов вляпывается в такое, что старый проверенный способ — взятка — не работает. Оказывается, «бравый» капитан изнасиловал девочку-подростка, и теперь ему светит каторга.

Страдания и дальнейшая судьба жертвы Вассу не волнуют, а вот нависшая над семьей угроза «позора» - неимоверно. Но это манипуляция. Васса попросту пользуется случаем, чтобы сжить со свету ненавистного мужа.

Явившись в его комнату с ядом (он у нее заблаговременно припасен в укромном месте, как предусмотрительно!), она предлагает ему принять порошок добровольно. Ведь ему надо подумать о будущем дочерей («У тебя дочери-невесты. Каково для них будет, когда тебя в каторгу пошлют? Кто, порядочный, замуж их возьмет?»).

Подумать о будущем дочерей! Ну смешно. И Вассе, и капитану Железнову наплевать на них совершенно. Вплоть до того, что девочки обделены и в наследстве. Им она отписывает всего по 50 тысяч, все остальное - миллионы - должен получить Коля.

Наплевать Вассе и на то, что дочери живут в атмосфере пьянства и разврата, постоянно подвергаясь опасности. Что около наивной Людмилы кружит хитрый Пятеркин, а, значит, девочка может попасть в беду. Что Наталья пьет с развратным дядей, и элементарно может быть уложена им в постель, вовлечена невесть во что. Какие "порядочные" женихи, о чем она! Она словно специально создает и потворствует ситуациям, которые могут погубить ее дочерей.

Впрочем, не буду смотреть глубже, чем Горький. Остановлюсь на то, что очевидно: Вассе безразлична судьба дочерей. И вот ради них-то она идет на убийство?! Ну-ну...

Васса. Сергей, вспомни о дочерях! Им жить надо. За пакости отцов дети не платят.
Железнов. А за матерей?
Васса. Бессмысленное сказал. Пойми, Сергей, я на суде молчать не стану. Я расскажу, как ты привозил в мой дом гулящих девок, как распутничал с ними, показывал гулящим-то Наталью с Людой, скажу, как учил их вино пить...
Железнов. Врешь! Это Прохор, брат твой, учил, Прохор.
Васса. Людмилку напугал, и оттого она вроде слабоумной, учиться не может, ни к чему не способна.

То есть, «безумно любящая» мать прекрасно знала, что ее дочерей приучают к вину, что они наблюдают "забавы" отца и дяди с женщинами. Но до поры до времени это ее "почему-то" совсем не волновало...

Васса. Наталья, помнишь, как ты коловоротом дырку в переборке просверлила и забавами отца любовалась?
Наталья. Помню.
Васса. А потом прибежала ко мне, в слезах, и кричала: «Прогони их, прогони!»

То есть, дочь просила у нее защиты, но Васса проигнорировала. Зато сейчас, когда представился долгожданный шанс сжить мужа со свету, каждое лыко приходится в строку. Бедные поруганные дочери! Бедная Васса! Которая все знала, но палец о палец не ударила, чтобы защитить своих детей. Такая вот радетельница об их репутации...

Людмила. Какой смешной, правда? Он все больше пить стал. И Наташу учит...
Наталья. Уже научил.
Рашель. Это серьезно, Ната?
Наталья. Да. Мне очень нравится вино. И опьянение нравится.
Васса. Ты прибавь: а бить меня - некому!
Наталья. А бить меня - некому.

Вот и все. Перевод: мне пофиг, доча, хоть спейся, хоть сдохни, как и твой брат. Ты мне не нужна и никак не интересна.

Но допустим, Наталья "не удалась", пьет, дерзит. Но чем же "провинилась" Людмила? Васса прекрасно видит, что около нее вьется матрос Пятеркин (который говорит: «Людмилка тогда поймет обстоятельство игры, когда уже поздно будет»). А что же «безумно любящая» мать? Она вскользь бросает "слабоумному" подростку, что Пятеркин может ей «ребенка сделать». Вот и вся забота.

Железновы и Храповы

Психопатка Васса или травматик? Сама она говорит, что ее поведение - "от обиды". И действительно, обижаться ей есть на что. К ней жестоко относился муж. Васса сама рассказывает за чаепитием о своих унижениях:

"Отца полюбила я, когда мне еще не минуло пятнадцати лет. В шестнадцать - обвенчались. Да. А в семнадцать, когда была беременна Федором, за чаем в Троицын день - девичий праздник - облила мужу сапог сливками. Он заставил меня сливки языком слизать с сапога. Слизала. При чужих людях. А нашу фамилию Храповых - люди не любили.

Родила я девять человек, осталось - трое. Один родился мертвый, две девочки - до года не выжили, мальчики - до пяти, а один - семи лет помер. Так-то, дочери! Рассказала я это для того, чтобы вы замуж не торопились. А помирали оттого, что родились слабые, а слабые родились потому, что отец пил много и бил меня часто"
.

И все же, беда Вассы - родом из ее родительской семьи. Достаточно скупой фразы - "Храповых люди не любили". О том, каковы Храповы, говорит и образ Прохора. Из какой семьи мог выйти такой человек? Только из очень нездоровой. Поэтому Васса - совершенно "достойная" дочь своих родителей и сестра своего брата.

Таким образом, в нынешнем поколении Железновых соединились два психопатических клана...

А еще обратите внимание: Васса якобы отговаривает дочерей от замужества. Мол, поэтому и рассказываю вам про издевательства отца. В то же время она принуждает мужа выпить яд под предлогом, что иначе дочерей никто замуж не возьмет. А сама предоставляет дочерей самих себе, прекрасно понимая, что может сложиться так, что замуж им выйти попросту придется... В общем, сплошные противоречия.

«Мертвая убивающая мать» Васса Железнова «Блаженная» Людмила

В тэгах я указала «бланкинг». Напомню, что это означает «гашение» человека. Мне кажется, что Васса именно «гасит» своих дочерей. И они спасаются кто чем может.

Наталья начинает протестно пьянствовать. Людмила уходит в болезнь. И то, и другое поведение — надрывный крик: «Мама, обрати на нас внимание! Мы здесь, и мы твои дочери!»

Но Васса обходится с ними как с мебелью. «Не вникает». Наталья дерзит ей - Васса парирует. Людмила ластится - Васса ее просто «отодвигает». Не слушает и не хочет слышать.

Людмила. Здравствуй, мама Вася! Милый мой, удивительный сон видела я, удивительно красивый...
Васса (целуя ее). Для тебя, Людок, и явь хороша.
Людмила. Нет, послушай...
Васса. За обедом расскажешь.
Людмила. Там Натка смеяться будет, или еще кто помешает, или я забуду. Сны ужасно легко забываются. Ты здесь послушай.
Васса. Нет, Людок, иди! И пришли мне Лизу живенько.
Людмила. Ах, боже мой! Какая ты сегодня недобрая!

***

Васса. Ты, Люда, поди-ка помоги Лизе убраться в комнатах.
Людмила. Я хочу с тобой побыть. Что ты меня все толкаешь куда-нибудь?
Васса. Дела, Людок, хозяйство.
Людмила. Хозяйство, хозяйство! А для дочери и нет времени, ни минутки!
Васса. Вот буду чай пить - придешь, поговорим, а теперь - иди!
Людмила. Плакать хочется от этого. Я ведь знаю - ты будешь дядю Прохора ругать за то, что он папу распутным зовет, знаю!
Васса (гладя голову дочери, провожает ее к двери). Распутный, это... не обида. Распутный - распутывает. Кто-нибудь напутал, а он распутывает. Вот я - всю жизнь распутываю путаницы разные...
Людмила. Это ты шутишь! Я ведь знаю, что такое распутный! Вот дядя Прохор.
(Васса хочет закрыть дверь за ней.)


Людмилино "слабоумие" - это спасительное экзальтированное отрицание. Ее психика отказывается признавать тот факт, что ее мать жестока и не любит  ее. Называя Вассу «человеческой женщиной», Людмила погружается в свои фантазии о хорошей, доброй маме. Она заставляет верить в это и себя, и других.

Людмила. Она тебя любит.
Наталья. Мучить любит.
Людмила. Ты сама ее мучаешь.
Наталья. Ну и я.

«Мертвая убивающая мать» Васса Железнова "Васса жаждет любви"

Деструктивность Вассы не вызывает сомнений, но по какой-то непонятной причине у таких, как она, всегда находятся защитники, которые "видят глубже" и "не только плохое". Одна из них - народная артистка Серафима Бирман (на фото слева), исполнительница роли Вассы в театре.

"Горький не был бы великим реалистом, если бы счел и показал Вассу только зверем, без единства и борьбы противоположностей. Он — великий живописец словом, великий мастер светотени. Кому дал слово Горький в защиту Вассы? Выслушаем этого свидетеля!" - пишет Бирман в книге "Путь актрисы".

Этим "свидетелем" Бирман видит Людмилу и приводит отрывок из диалога девочки с Рашелью, матерью Коли:

«Людмила. Вот видишь — весна, мы с Васей начали работать в саду. Рано утром она приходит: “Вставай!” Выпьем чаю и — в сад. Ах, Раша, какой он стал, сад! Войдешь в него, когда он росой окроплен и весь горит на солнце… как риза, как парчовый, — даже сердце замирает, до того красиво!.. Вот и работаем, молча, как монахини, как немые. Ничего не говорим, а знаем, что думаем. Я — пою что-нибудь. Перестану, Вася кричит: “Пой!” И вижу где-нибудь далеко — лицо ее доброе, ласковое…»

Свидетельству Людмилы можно было бы не придавать серьезного значения, ведь Людмила — «Блаженная ты у нас… Выродок… Ни на кого не похожа!» (По мнению Натальи.) Людмила — «вроде слабоумной» (с горечью констатирует Васса). Но особое зрение сообщено драматургом Людмиле: не видит она того, что видят все, а проникает взором в то, что недоступно зрению разумных.


Людмилу в раннем детстве какой-то дикой выходкой напугал отец. Странное действие это произвело на душу девочки: она перестала видеть, как темна, как страшна жизнь железновского дома, она примечает только красивое, доброе: парчовый сад, ласковое лицо матери. «Человеческую женщину» распознала, учуяла Люда в той, в ком другие не признавали ничего человеческого.

Правду о Вассе, глубочайше от всех и от самой Вассы захороненную, прозревает Люда — «полудитя», «вроде слабоумной», Люда, умудренная любовью к своей «маме Васе». Я смею думать, что Горький доверял свидетельству Люды, — так велика ли моя (актрисы) вина перед автором, если я признаюсь, что, ненавидя Вассу такой, какой она стала, какой ее сделал капиталистический строй, горячо люблю ее — ту, какой, при иных условиях жизни, она могла бы стать?


Я вижу в Вассе не только зверя, я вижу в ней человека, пусть искаженного, пусть растленного «чистоганом», но все же человека".

...Эх, Серафима Германовна, звучит очень оптимистично, да только не прозревает Людмила "правду о Вассе", а защищается от этой правды. Защищается "слабоумием", идеализацией жестокой, равнодушной матери.

И нет в пьесе такого, что Горький изо всех сил намекает нам на "другую" Вассу. Именно, что он реалист и показал то, что показал, а не что-то другое.
Горький дает оценку Вассе устами многих героев. Рашель называет ее «звериным сердцем» и «преступным типом человека». Вхожий в дом сотрудник пароходства Евгений говорит Наталье, что «мать любит дразнить людей».

И Васса, что характерно, согласна с этими характеристиками! Она сама говорит: «Я людям — недруг». Прямо она говорит и о своих желаниях:

«Я тебе скажу, чего я хотела, вот при дочерях скажу. Хотела, чтоб губернатор за мной урыльники выносил, чтобы поп служил молебны не угодникам святым, а вот мне, черной грешнице, злой моей душе».

На протяжении всей пьесы Васса не сказала ни одного теплого слова, ни сделала ни одного доброго поступка. Она отравила мужа, отняла у невестки-революционерки сына, а для верности - донесла на нее в полицию. Она с безразличием (как минимум) наблюдает за деградацией Натальи и отчаянием Людмилы. Все это не помешало Серафиме Бирман "видеть иначе" и в последней сцене выходить на сцену с цветущей веткой вишни, что есть чистой воды отсебятина.

"Васса, по моему убеждению, жаждет любви. Так много ненависти в Вассе именно потому, что так голодна она любовью.

Так, например, я всей душой чувствовала, что Васса — мать, шальная, недальновидная, безответственная, но мать. Мне не удалось это доказать в спорах с людьми, державшимися другой точки зрения. Но тогда, когда я несла на своих плечах тяжелую судьбу этой женщины, боль материнского сердца испытывалась мной пронзительно.

«На что он мне годен, больной?» — грубо откликается Васса, узнав от Рашели о смертельной болезни Федора. Но знаю, что она лжет на себя: ведь не только наследник, голова всего хозяйства, «сгорает», — «сгорает» Федя, ее сын, первенец".


...Вот что нам дорого обходится - преступный оптимизм, когда мы меряем поступки психопатов своими категориями, когда приписываем им чувства, подобные нашим. "Лжет на себя", "она не могла, она мать". Мать-то мать... Но матери бывают разные. Бывают и так называемые "мертвые убивающие"...

PS Нужно ли разместить теорию о том, что такое "мертвая убивающая мать"?

PPSS Предлагаю обсудить и других героев Горького: хороших и плохих.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда мне было 10 лет, я читал рассказы серии «Я, робот» Айзека Азимова и пытался понять, как эти ребята умудрились прошить три закона робототехники так, чтобы помимо них позитронный мозг не мог работать? Вторым вопросом было – почему никто не сделал альтернативный вариант (ЦК КПСС ...
Примета, что если в одном театре Москвы появляется на афише название, которого много лет не слыхали, а то и вовсе никогда, то непременно оно сразу, порой буквально день в день, возникнет и на афише другого театра, с каждым сезоном все вернее срабатывает, и тем не менее случай с ...
Президент Epic Games Майк Кэппс сообщил, что компания с удовольствием бы издала игры из серии Gears of War на PlayStation 3, добавив при этом, что именно Epic владеет всеми правами на данную серию. “Хотели бы мы собрать всех игроков, обожающих Killzone или Resistance на PS 3, ...
Фото: Норвежский Лесной 14 июня, вечер, Студия Артемия Лебедева: создатель Зойча Егор Жгун капает валокордин, готовясь к главной новости 15 июня. Средства массовой информации сообщают: " Олимпиада в "Зойче" " - "МК.ru" " Егор Жгун изначально ...
Владимир Путин: Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию «Южного потока» Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию «Южного потока». Об этом заявил президент России Владимир Путин. По его словам, Россия не может продолжать строительство газопровода без ра ...