Меню (The Menu), 2022, США

А начало было многообещающим. На борт яхты загружается компания богатых людей. Они направляются на остров, где их за немалые деньги накормит изысканными и эксклюзивными (умышленно использую англицизм) блюдами знаменитый шеф-повар. Ничего не напоминает? Получилось же как в старой советской пародии:
- О чём этот фильм? Да ни о чём.

Оказалось, что их путешествие организовано по принципу «увидеть Париж и умереть». Я не очень понял, все ли из приглашённых знали об этом, или же шеф-повар (далее просто шеф) ознакомил своих гостей с таким условием выборочно. Получилось что-то похожее на «Десять негритят» Агаты Кристи, только размазано и нечётко - как недожаренный блин или как растаявшее мороженое.
Практически весь фильм публика сидит в помещении ресторана и пробует кулинарные извращения от шефа. Теперь о смыслах, ведь хотел же режиссёр что-то выразить в своей работе. Начну с социального. Можно увидеть разделение на богачей и тех, кто их обслуживает, то есть бедняков. Во всяком случае, шеф проговаривает такое. Вот только единство и борьба двух этих противоположностей мало того, что звучит негромко, так ещё и смазывается финальной сценой. Мне, во всяком случае, непонятно, что выражал налёт удовлетворения на лицах гостей. Или мне это показалось?
Антиэлитарный посыл тоже какой-то невнятный. Ну да, тщеславие, упоённость своей значимостью, своей силой при внутренней ничтожности просматривается. Однако, не создав ни одного характера из более чем десятка персонажей, трудно рассчитывать на убедительность показанного. По сути, кучка богачей своими бледными типажами не сильно отличается от безликой массы обслуживающего персонала. Сделаю, по мотивам своего вступления, одно замечание – элитарный кинозритель, о котором я говорил в начале, похож на клиентов шефа в этом фильме - они дегустируют блюда, не имея ни способностей, ни желания прочувствовать тончайшие оттенки вкуса, которые закладывал в свои творения наш повар. А простому народу вообще плевать на эти гастрономические извращения и ему вполне хватит чисбургера. Пускай даже чисбургера условного, хотя в фильме он был реальным.
Теперь отвечу на вопрос, который я задал выше – напоминает ли вам что-нибудь завязка этой картины? Конечно же, напрашивается сравнение с «Треугольником печали». В обоих случаях кучка богатеев загружается на яхту и отправляется в путешествие. Более того, сближает эти фильмы какая-то неземная, диковатая красота главных героинь. На этом сходство и заканчивается. В «Треугольнике печали» есть сюжет, есть живые люди, есть интрига, притягивающая зрителя. Здесь же получился безвкусный салат из одуванчиков, сдобренный постным маслом. Режиссёр хотел экзотики, только одной экзотики мало. При том, что даже этот фильм можно было бы вытянуть на высокий уровень, построив последнюю треть фильма иначе. Предпосылки для хорошего кино были, но их не развили. Это плохо.
В заключение скажу: не обижайте поваров. Особенно таких, которым так и не удалось найти клиентов, в полной мере оценивших их искусство. Впрочем, так можно сказать не только о поварах. Творческие люди самолюбивы и обидчивы. Так что, никого не обижайте. Целее будете.
===============
|
</> |