«Кошачьи миры Луиса Уэйна» (The Electrical Life of Louis Wain), 2021,

Кот поел и лежит.
Возьму в качестве эпиграфа к отзыву строки из фильма. Очень хорошо они передают сущностную разницу между двумя этими одомашненными животными. Между тем, историческая судьба европейских кошек и котов была временами по-настоящему трагичной. Дошло до того, что в 1484 году папа Иннокентий VIII завил, что кошки — это «языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом» и под этим соусом издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции. Он же повелел по всей Европе тех, кто поклонялся кошкам, сжигать как колдунов. Настоящий крестовый поход. А ещё Папа называется! Душили католики кошек, душили, да так рьяно, что крысы в Европе размножились в отсутствии охотников на них и стали переносчиками страшных инфекционных болезней. Чуть Европу не погубили, а всё потому, что кошек не любили!
А вот собакам было проще. Вспомним, например, жизнь аристократов. Дама – с собачкой, трое в лодке - тоже, а кто с кошкой? У нас в литературе как барыня, так окружена со всех сторон мопсиками да пудельками. А где же коты? Много примеров в искусстве девятнадцатого, скажем, века, где в качестве друга человека упоминалась бы кошка? Разве что в утилитарных целях. То-то и оно, то-то и оно.
Фильм как раз и застаёт человечество на пороге кардинальных перемен. Перемен в отношении к котам и к их не всегда верным жёнам и подругам, то есть к кошкам.

Существенный вклад в изменение отношения к котам внёс английский художник Луис Уэйн (1860-1939), жизненный путь которого и показан в фильме. Не самый преуспевающий иллюстратор (что-то типа современного фотокорреспондента) для моральной поддержки тяжело больной жены сделал несколько десятков рисунков своего домашнего кота Питера и показал их редактору одной солидной лондонской газеты. Рисунки публика приняла с воодушевлением, тем самым не только поправив тяжёлое материальное положение художника, но и дав ему тему для творчества. Начав с котов обыкновенных, Уэйн затем перешёл к очеловеченным типажам этих животных, что принесло известность ему и, заодно, изменило отношение общества и к предмету его внимания. Коты стали уважаемыми и любимыми, а, глядя на тенденции, в недалёком будущем могут, не прилагая к этому никаких усилий, добиться обожествления и дать начало новейшей религии.


Фильм начинается с событий 1881 года, когда наш иллюстратор перебивается случайными заработками и разрывается между несколькими увлечениями, пытаясь найти своё. Положение усугубляется наличием чуть ли не десятка сестёр, которых, по законам того сурового времени, он должен был содержать, поскольку приличным девушкам работать неприлично. Да тут ещё и дурная наследственность, приводящая к умственному расстройству, мешала - и сёстры не все оказались устойчивы, и сам он заканчивал свои дни в психиатрической лечебнице.
Камбербэтч не самый мой любимый актёр, но здесь он сыграл вполне достойно. Без блеска, но и без провалов, а ведь играть ему надо было человека, которого мы в начале фильма видим двадцатилетним, а в конце – глубоким стариком, к тому же озарённым безумием.
Хотя режиссёр пытался сделать фильм красивым, временами корректируя картинку «киношопом», количество котов можно было бы и увеличить - на мой взгляд, их маловато. Да и работ самого Уэйна можно было бы побольше затащить в кадр. Получилось, в итоге, слегка сумбурно, тем не менее, кино любопытное, старомодное, и, если только специально не отыскивать её следы, без повестки. Вполне можно смотреть с котами.
================
|
</> |