Банши Инишерина (The Banshees of Inisherin), 2022, режиссер Мартин Макдона



Инишерин - крохотный островок изумительной красоты. Но красота – понятие относительное. Она познаётся в сравнении, а если вся жизнь проходит в одном месте, то и красота не красота, а привычная среда обитания - как увидел её с первых дней своей жизни, так и живёшь в ней как в одежде, которую носишь и в будни и в праздники. Да и если праздничную одежду носить каждый день, то и она наскучит. Это я всё к тому, что жизнь для постоянных обитателей острова, а к ним два друга и относятся, наряду со скудным образом жизни достаточна уныла. Привычка воспринимать такую жизнь как норму спасает, но, как оказалось, не всех.
Настал тот день, когда Фаррел, зайдя в обычный для этих целей час за Глисоном, чтобы вместе совершить ежедневный поход в паб, неожиданно получил отказ от общения в самой грубой форме: Глисон просто проигнорировал приглашение, а затем, придя в питейное заведение, громогласно заявил своему закадычному до сей поры другу, что он видеть его больше не желает, а если тот будет навязывать ему свою компанию, то он (Глисон) будет отрезать по пальцу руки за каждую попытку. Потому что надоел, и для этого есть причина.
Глисона настиг кризис предпенсионного возраста. Жизнь почти прожита, осталось ему, по его же прогнозам, лет двенадцать, а не сделано ничего, что могло бы оставить на земле его персональный след, который потомкам будет виден через десятилетия, а то и через столетия. Поэтому нечего терять время на пустые разговоры на тему содержимого ослиного навоза, пора действовать. И Глисон взял в руки скрипку с целью создать бессмертное произведение. Чем он хуже Моцарта? Запросы были, конечно, не такими высокими, но были. Не буду обсуждать то, что вылетало из-под смычка новоявленного мастера, потому что не настолько силён в музыке. Хотя, на мой взгляд, такие мелодии подошли бы для соседей из Шотландии, у которых для них есть инструмент с очень своеобразным звучанием. Но дело-то не в качестве музыки, а в душевном порыве.
Понятно, что такой переворот не мог не травмировать Фаррела. Как же так? Почему надо в такой резкой форме отрекаться от старого мира? Разве они живут настолько неправильно? Вот, например, я, Фаррел, считаюсь на острове добрым человеком, и разве моя доброта хуже твоей музыки? Кто вспомнит твою доброту через сто лет, резонно замечает Глисон. Доброта растворяется без следа, а вот дела оставляют отпечатки в истории.
Оценивая фильм как целое, скажу так – получился красивый и грустный фильм. Красивый потому, что кино это видовое, уделяющее большое внимание картинке. Такое туристические агентства, зазывающие туристов в Ирландию, могли бы показывать в рекламных целях. Грустное потому, что такую атмосферу подразумевает сценарий, а актёры мастерски её воссоздают. Игру Глисона и Фаррела достойно поддерживают Керри Кондон (играет сестру Фаррела) и Барри Кеоган, который вообще в фильме мне понравился больше всех. Роль местного дурачка, который оказался, пожалуй, самым умным на острове. Если иметь в виду ум не головы, а ум сердца. Колоритны и фигуры третьего плана.
О названии. Поначалу я прошёл мимо, поскольку посчитал, что это - индийское кино. Оказалось, что в ирландском фольклоре банши – фея, предвестница смерти. Вот дыхание смерти и побудило Глисона задуматься о смысле своей жизни. Да и о смысле жизни вообще. И ответ он решил искать сам, потому что ни друг, ни церковь в этом вопросе помочь ему ничем не могли.
Добавлю немного дёгтя. Одну капельку. Фильм смотреть надо, потому что он входит в число тех, который формируют сегодняшнее состояние кинематографа. Другое дело, что он не настолько ярок, чтобы оставить в душе зрителя (себя имею в виду) глубокий след. Ещё раз повторю – фильм грустный, задумчивый, поэтому и после просмотра в памяти остаются следы соответствующей этим чувствам глубины. Да и, честно говоря, у Глисона и у Фаррела я видел роли и поярче. Тем не менее, рекомендую к обязательному просмотру. Он того заслуживает. Да и режиссёр веников не вяжет. Так же, впрочем, как и брат его.
==================