"Дела человеческие", 2021,Франция, режиссёр Иван Атталь
crazy_reader — 12.12.2022 На ровном месте попал в засаду. Садился смотреть остросюжетный фильм на детективно-судебную тему, а вляпался в махровую митушность. Как ни странно, посмотрел с любопытством. Надо же знать, над чем сегодня бьётся пытливый европейский ум. А тема эта, судя по всему, неисчерпаема, как электрон. Когда полное проникновение мужчины в женщину считается изнасилованием, а когда нет? (Наверное, скоро разработают подробную классификацию и дадут названия всем этапам процесса). А пока вопрос стоит так: то, что показано в фильме, это изнасилование или ещё нет? И где та грань, за которой происходит качественный переход? (Или, с точки зрения закона, некачественный).Жану Фарелю, уважаемому во Франции журналисту, за заслуги перед отечеством должны вручить Орден Почетного Легиона. По этому случаю он пожелал видеть на торжествах своего сына Александра, который учится в американском Стэнфорде. Сын, с большой неохотой, прилетает и идёт с визитом вежливости в гости к матери, которая теперь живёт с другим человеком. И у этого другого человека есть семнадцатилетняя дочь Мила (ударение французское, то есть на последнем слоге). Исполнив сыновий долг, то есть проведя некоторое время в новой семье матери, Александр заявляет, что ему надо ехать на встречу с друзьями по школе. А почему бы тебе не взять с собой и Милу, предлагает ему мать, не подозревая, что этим безобидным предложением запускает маховик, который поломает жизни и Александру и Миле. Случилось же вот что: поутру Мила заявляет в полицию, что Александр на этой вечеринке её изнасиловал.
Остальное время идёт дискуссия о том, что же это было. Александр уверен, что всё произошло по взаимному согласию, Мила же считает, что её принудили к сексу. Обсуждение детальное, со всеми подробностями, только вот выработать единое мнение никак не удаётся. Да и финал, хотя и включает в себя озвученный приговор суда, не даёт однозначного ответа, перевалив эту обязанность на зрителя. В некотором смысле фильм – приглашение к дискуссии. Или, скорее, продолжение уже ведущейся дискуссии. Для желающих, конечно.
Режиссёр, хотя и старается быть беспристрастным, всё-таки на женской стороне. Мне так показалось. Во-первых, он поставил Александра и Милу в заведомо неравные условия, наделив их различающимися социальными статусами. Молодой человек принадлежит к элите общества, избалованной и привыкшей получать всё, чего бы она (элита) не захотела. Мила же из еврейской семьи среднего уровня, к тому же мать её – ортодоксальная иудейка, соблюдающая религиозные законы. Да и фигура Жана Фареля, символизирующая прежние, патриархальные представления мужчин о женщинах, лишний раз подчёркивает неравенство двух этих полов в обществе. То есть, митушная схема (мужчина агрессор, женщина – жертва) в фильме прорисована чётко. Да и последние секунды картины дают ясно понять, на чей стороне режиссёр. Был бы он нейтральным, оставил бы дверь в подсобку закрытой...
При всём моём неуважении к агрессивному продавливании «повестки», фильм посмотрел с интересом. Хотя бы потому, что люблю судебную тему в кинематографе. Конечно, суд тут используется как трибуна для дискуссии на злободневную тему, тем не менее, и чисто юридическая оценка случившемуся присутствует тоже. Мне понравилась драматургия - действие насыщенное, ситуация нетривиальная, персонажи выпуклые. На фоне того, что я смотрел последнее время, «Дела человеческие» выглядят очень неплохо. Сильно, я бы даже сказал.
Последнее замечание. Фильм семейный. Вот что имею в виду. Александра играет Бен Атталь, режиссёр Иван Атталь – его отец, а Шарлотта Генсбур – мать и жена одновременно. Вот такой семейный треугольник. Пользуясь случаем, скажу, что у Шарлотты Генсбур тоже интересная роль. В начале фильма она – отчаянная и убеждённая феминистка, которая в зале суда сбросила феминизм, как кожу, и стала обычной матерью. И такое бывает. Повторю, драматургия у фильма сложносочинённая. И этот его плюс.
=================