Два киношедевра. Один старый, другой не очень.
crazy_reader — 09.01.2023 Старый вошёл в сотню лучших фильмов, составленных какой-то американской организацией, а вот насчёт более молодого таких сведений не имею, поэтому, за неимением, проявил самоуправство и лично наградил его таким высоким званием. Потому, что заслуживает. Я так считаю. Вот с него и начну.Будучи там (Being There), 1979, США
Когда-то, о чём фильм умалчивает, один слегка богатый человек взял к себе в дом мальчика. Что это за мальчик, нам неизвестно. Возможно, внебрачный сын слегка богатого человека, а, тоже возможно, просто ребёнок, которого по каким-то причинам взяли в дом. Допустим, из жалости. И вырос из ребёнка идиот. Во всех смыслах, в том числе и в аристотелевском. Следствие ли это полнейшего отсутствия социализации (современный Маугли), или же голова у этого человека с самого детства была набита рисовой кашей и ничего нового туда затолкать было невозможно, в настоящий момент уже не важно, потому что произошли необратимые изменения и мы имеем дело с тем, что получилось.
Chance, так зовут нашего героя, умел только ухаживать за садом и поэтому считает себя садовником. Умел ли он это делать на самом деле, или же это была иллюзия, неважно. Chance считал себя садовником, а ещё он беспрерывно смотрел телевизор и, поскольку на улицу его не выпускали, считал, что внешний мир таков, каким он его видит на голубом экране. А то, что он там видит – предмет отдельного разговора.
И вот старик, хозяин дома, умирает, и садовника просят очистить помещение. Chance оказывается на улице. В мире, в котором он ничего не умеет делать. Но судьба даёт ему шанс (не зря же у него такое имя) и хотя он этого не понимает и воспринимает происходящее как норму, нормального здесь мало.
Случай вводит его в высшие финансовые и политические круги США. И мистер Гардинер (Chance представляется всем садовником и, поскольку у американцев фамилии не всегда отличимы от кличек, у него появилась теперь и фамилия) нарасхват, всех интересует его мнение по самым важным вопросам, к нему прислушивается даже президент.
Можно смотреть этот фильм как сатиру с комедийным уклоном. Люди, как оказалось, всегда думают о себе, не пытаясь понять другого, проецируя на его слова и поступки свои мысли, выстраивая у себя в голове модель другого. И очень часто при этом ошибаются. Как, например, в нашем фильме. Все банальности, которые изрекает Chance, они перерабатывают, наполняя пустые сосуды глубоким смыслом. Так и рождаются кумиры.
Настоятельно рекомендую это кино к просмотру. Хотя бы из-за блестящей игры Питера Селлерса. Фильм современен и, можно сказать, что его актуальность будет возрастать с каждым годом. Потому что тенденция, однако.
"Ночь охотника", 1955, США
С позиций сегодняшнего дня трудно понять, что потрясло современников. Ещё задолго до 1955 года снимались серьёзные картины, которые и сейчас можно пересматривать с не меньшим удовольствием, чем фильмы, снятые в наши годы. Да что там юлить, даже с большим. Здесь же ходульные персонажи, наивный сюжет. Прочитал, что на подростков того времени (в том числе и на Стивена Кинга) большое впечатление произвёл образ злодея. Может, он и положил начало воплощению на экранах абсолютного зла? Думаю, что современные подростки, позевав полчаса, от такого зла в лучшем случае рассмеются. Ну и ладно. Полезно, разве что, для понимания того, как изменился наш мир. И не только кинематографический.
==================