"Мегрэ расставляет сети"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В данном конкретном сериале есть дополнительный фактор абсурда - физиономия Р. Аткинсона, которая давно уже стала маской мистера Бина.
Он исполняет роль Мегрэ. Да, он очень старается и таланта человеку не занимать. Но в моменты самых напряженных раздумий или мгновения схваток - постоянно ожидаешь, что сейчас этот человек начнет сыпать репликами из "Чёрной гадюки".
Но если отставить эти предубеждения, и посмотреть на сериал оптически чистым глазом - открывается немного другая картина.
Это ушедшая эпоха - Франция 50-х. Вернее, как бы растянутые 30-50 гг. - в селах еще керосинки. В парижских квартирах - вариации буржуек.
Быт составляет самую сильную сторону сериала, даёт эффект погружения, и в этом погружении можно разглядеть интересные черты прошлого.
Индустриальность против дизайна. Восстановлена нарочитая обыденность обстановки, в которой люди порой совсем без бюджета пытаются создать что-то красивое - хоть вывеску нарисовать на стене. Но красок-вырви-глаз нет, потому просто оттенки темные, буквы вполне читабельные. Там, где люди развлекаются, и где некая эстетика требуется как бы по умолчанию - опять-таки видно, что "в таком уже не хоронят". Гламур прошлой эпохи, где различимы вещи фабричные, ремесленные хорошего качества и самоделки в стиле "и так сойдёт".
Аполитичность - сериал этим особенно отличается. Есть пласт уголовных преступлений, есть выходы на возможность острых разговоров, но даже вторичные персонажи предпочитают не делать выводы. При этом главный герой может позволить себе апеллировать к некоему усредненному французу, но только в рамках здравомыслия и человеколюбия.
Работа с информацией: раций нет, телефоны не везде, экспертиза - крокодильи слезы. Про картотеки лучше молчать... При этом количество долговременных агентов стремится к нулю, вообще работа с разнообразными осведомителями - как бы в стороне (уборщики, лакеи, официанты - кто-то что-то постоянно замечает). Есть люди, которых Мегрэ может быстро разговорить, блеснув своим психологизмом, это да. Тут уже не веришь художественному произведению: когда банда отморозков регулярно убивает людей в провинции, и становится ясно, что базируются они где-то в столице - все стукачи должны были быть активизированы, скупщики краденного предупреждены и т.п. Хотя моё недоверие тоже может быть ошибочным :)
Что до размаха хищений и грабежей, подготовки к убийствам и сокрытию трупов - тут вспоминается советский мультфильм "Ограбление по..." - все относительно скромно и бедно. Материальная часть хромает. Отъезд успешного коррупционера и убийцы в Монте-Карло - на поезде, в купе (где размах бывшего сахалинского губернатора?).
Показывают жизненные циклы людей и жизненные циклы небольших капиталов - Мегрэ работает с людьми, и человеческие трагедии в сериале на первом месте, про круговорот денег зрителям не забывают сообщать.
Но как декорации прошлой эпохи, которая еще не настолько стара, чтобы казаться экзотикой, так и то, что часть сюжетов была тщательно пережевана советской детективной литературой - создают ощущение вторичности. Или даже ненужной стереотипности.
Если выносить проблему Аткинсона за скобки (да, это проблема актера, который десятилетиями работал клоуном практически без грима, старая маска не хочет отпускать, как ни старайся), и не пытаться сопоставлять его вот с этим исполнителем то прочие типажи подобраны очень удачно. Подача материала - отличная. Ружья на стенах вешают вовремя, пока они ещё не успели превратиться в рояли.
Как детективному сериалу - ставлю твердые 8 из 10, почти 9.
|
</> |