"Меч Предназначения" Анджей Сапковский — и не менее гениальное продолжение


Идеальное несовершенство
Вторая часть Саги о Ведьмаке - это все еще не роман, сборник новелл, хронологически более связных, чем первая книга, события которой происходят в хронотопе: "а вот был еще случай". Здесь все последовательно, и укладывается в десятилетний промежуток. Не случайно - жизнь Геральта из Ривии, прежде принадлежавшая лишь ему, теперь крепко связана с ребенком Паветты и Йожа, из которого ведьмак предполагал воспитать преемника, помните право неожиданности, в первой части, на которое я просила обратить внимание? Забегая вперед, скажу то, что вы и без меня знаете: дитя оказалось девочкой - такое случается там, где все ждали бы мальчика. Хотя сейчас, во времена мировой славы франшизы, невозможно представить на месте Цириллы из Цинтры какого-нибудь носителя XY-хромосом. Восьмилетняя Цири, дитя Предназначения впервые появится на страницах именно этой книги, встретится с Геральтом при драматичных (но это уж как водится) обстоятельствах. Но пока забота о ней еще не определяет для ведьмака всего. Итак, коротко о каждой из новелл сборника.
"Предел возможного" история с Драконом должна быть во всяком фэнтези, пан Сапковский не мог позволить себе обмануть ожиданий публики, и все же поиронизировал над ними в свойственной лишь ему манере. Аномальное скопление в одном месте разного рода странствующих рыцарей. менестрелей, торговцев и просто вооруженных чем попало кнехтов объясняется просто: в окрестностях видели дракона, а именно голова дракона потребна местному корольку, чтобы жениться на местной принцесске. Лютик предлагает Геральту поучаствовать в эпическом мероприятии, о котором надеется сложить балладу как очевидец, на что ведьмак отвечает ему и оказавшемуся рядом краснолюду Борху-три галки, что не убивает драконов принципиально, заодно уточняет, что легендарных золотых драконов не существует в природе. Ошибаясь, Золотой дракон в финале этой истории предскажет ему и Йенифер, что, созданные друг для друга, они не будут вместе и счастливы.
"Осколок льда", но пока вместе и счастливы, прибывают в грязный городок с романтичным названием Осколок льда, у Йенифер здесь дела. Вернее, одно дело - встретиться с колдуном и прежним любовником, с помощью которого надеется забеременеть (не тем способом о каком вы подумали, чародейки стерильны, как и ведьмаки, но надежда умирает - сами знаете). Для обоих, любящих ее, мужчин, все кончается расставанием.
"Вечный огонь". Совершенно очаровательная история с участием низушков (здешних хоббитов), доплера (если вы читали "Марсианские хроники" Бредбери, то вот этой идеальной способностью к мимикрии он наделил своих марсиан), и немыслимой красоты спекуляциями - место действия ярмарка. Не в пример большинству пессимистичных историй цикла, эта искрится задором и оптимизмом.
"Немного жертвенности", Сапковский возвращается к фабуляции, выворачивая наизнанку андерсеновскую "Русалочку", но так блистательно, что фанаты сказки на него не в обиде. Князь приморского государства влюблен в сирену Шъееназ и пытается привлечь ведьмака посредником в переговорах с ней, чтобы уговорить прекрасную на магическую замену хвоста ногами (ага, ты будешь ходить как по острым ножам, а потом он полюбит другую, женится и ты превратишься в пену морскую). И, конечно, здесь совсем не так Шъееназ выставляет свои условия. Восхитительный аналог венка сонетов в прозе: все требуют от других немного жертвенности, не будучи готовыми жертвовать чем бы то ни было, пока кольцо не размыкает кто-то один.
"Меч Предназначения", в титульной новелле впервые встречаются Геральт и Цири - непокорная восьмилетка, которую бабушка Калантэ пытается уберечь от Предназначения, обручив с наследником соседнего королевства, сбегает и оказывается в смертельно опасном лесу Брокилон, дриады которого убивают мужчин и взрослых женщин, заступивших границы, а из девочек делают дриад. Излишне говорить, что с Цири у них ничего не выйдет. Герои встретятся, расстанутся, но незримая связь между Геральтом и его названой дочерью протянется отныне красной лентой, одной из тех, какими в китайском театре соединяют самых родных людей.
"Нечто большее" Геральт спасает купца, прося за помощь то, чего тот не ожидает встретить у себя дома. Его, смертельно раненного в бою, выхаживает чародейка, которая оказывается мамой ведьмака. Так мы узнаем, что не все чародейки стерильны и что генетика рулит. И мы почти не удивимся, когда тем, кого мужик не ожидал застать дома, окажется сиротка, дитя войны, которая прибилась к жене купца. Предназначение сильнее человеческих планов.
В следующих шести томах, которые будут уже полноценными романами с кругом персонажей, обозначенных первыми двумя, история Геральта, Йенифер и Цири будет развиваться, углубляясь и усложняясь. И по-своему прекрасная, нигде не повторит идеального несовершенства первых двух книг.