МДА в 1824 году
diak_kuraev1 — 05.08.2025
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
В один день утром нечаянно меня требуют к о. ректору. Пришел.
— А что твоя фамилия, спрашивает он, родовая или принятая недавно?
—«Сколько я помню,—отец мой и дед носили эту фамилию».—«Твоя фамилия — Утробин — мне не нравится. Прозывайся по имени своего отца— Марковым, а по окончании курса можешь принять, если угодно, опять прежнюю фамилию». «Слушаю, ваше высокопреосвященство».
Чрез нисколько дней опять призывает и велит прозываться Вознесенским. «Твоя теперешняя фамилия—Марков — может быть смешиваемая со словом морковь, так что лучше пишись Вознесенский по церкви, при которой служил твой отец».
Что сказать о тогдашнем быте в академии? Житье было для нас нелегкое. Правда, пища у нас была хороша, содержание комнат в лучшем виде было опрятно и проч.
Но мы крайне стеснены были тем, что совершенно лишены были свободы, даже свободу мыслей и чувств старались стеснить у студентов до крайности. Например, никто не имел права выходить за стены монастыря без билета, а билет давался не более, как часа на два, и возвратившийся лично должен был явиться к о. инспектору, да и в монастыре дозволялось только, и то в известное время, ходить для прогулки по монастырским стенам, так что в бытность мою в лавре я никак не мог побывать даже в монастырском саду; в праздники пред литургиею все студенты должны были собираться в залу, куда для поверки, все ли на лицо, являлся инспектор, а затем ректор; по окончании поверки инспектор шел впереди, а ректор позади, так что студенты приходили в церковь как арестанты за конвоем; после ужина немедленно читались вечерние молитвы в присутствии инспектора и эконома.
Но что более всего нас стесняло, так это то, что каждый студент должен был вести дневник, где предписывалось ежедневно вечером записывать, что каждый в тот день видел, даже чувствовал и мыслил и проч., и дневник этот в каждую субботу надобно было представлять инспектору, словом, студенты были связаны, так сказать, по рукам и по ногам.
прот. Григорий Утробин. Отрывок из воспоминаний. Московская Духовная Академия в 1824 г. // Древняя и новая Россия. 1879, кн. 8 с. 329
***
Академического храма еще не было (митр. Филарет Дроздов не разрешал), и поэтому студенты строем шли на службу в лаврский храм.
А вот про цензуру мыслей и дневников православных студентов Академии я читаю впервые.
Это контроль над жизнью уже взрослых людей, которые сумели с отличием окончить провинциальные семинарии. С новичками Федор Голубинский («профессор философских наук») весь первый урок проговорил по немецки, проверяя их знание языка.
Так что кантонизм это стиль поздне-александровской эпохи.
|
|
</> |
Как выбрать духи Nina Ricci
Где у нас Сталину такая же
Новая старая ливрея Saudia
Случайные приступы поэзии в Башкирии
Вечера на хуторе близ ...
Реинкарнация Персефоны
Сказ о том, как Баба грудь купила
Riga, август 2025 года
День рождения. Сергей Беликов

