МЦД: итоги 2021-го года и перспективы
loader_blog — 04.01.2022Вот и закончился ещё один год эксплуатации, проектирования, строительства линий и станций современной городской железной дороги в Москве. В 2021-м году на действующих и перспективных Московских Центральных Диаметрах (далее — МЦД) были открыты новые и реконструированы старые станции (а если правильно говорить — остановочные пункты, хотя власти города упорно стараются записать их в ряды вокзалов, которых в столице России только 10). Давайте подведём итоги прошедшего года и посмотрим на официальные планы по запуску железнодорожной инфраструктуры в 2022-м году.
Что построили и открыли в 2021-м году
14 января — открыт второй (южный) подземный вестибюль Баковки МЦД-1 и Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги
22 апреля — открыт конкорс и новая островная платформа Внуково будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги
29 мая — на МЦК введены десятый московский вокзал Восточный и второй (северный) надземный конкорс станции «Локомотив» МЦК
25 июня — открыт новый остановочный пункт Щукинская МЦД-2, Рижского направления Московской железной дороги, одновременно с этим закрыт соседний остановочный пункт Покровское-Стрешнево на перегоне между Щукинской и Стрешнево
15 июля — открыт новый терминал для поездов «Аэроэкспресса» в аэропорту Домодедово (конечная на ответвлении Павелецкого направления Московской железной дороги, которое не входит в состав какого-либо МЦД)
10 сентября — снова открыт после установки эскалатора южный надземный конкорс станции «Кутузовская» МЦК
23 сентября — введён надземный конкорс на станции Апрелевка будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги, ранее там же в течение 2020-2021 годов открывались после реконструкции платформы
18 октября — открыта вторая островная платформа на остановочном пункте Окружная МЦД-1 и Савёловского направления Московской железной дороги, тогда же до 2022-го года временно закрылась первая островная платформа на период строительства восточной части северного вестибюля
25 октября — открыто движение по 2-му главному пути на участке Реутово — Балашиха (ответвление Горьковского направления Московской железной дороги, не входит в МЦД), новые пешеходные мосты и кассово-турникетные павильоны на остановочных пунктах Стройка и Горенки и станции Балашиха
26 октября — открыт после реконструкции остановочный пункт Кокошкино будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги
29 октября — открыта береговая платформа на станции Нахабино МЦД-2 и Рижского направления Московской железной дороги, строительство сходов на неё с надземного конкорса продолжается
14 ноября — открыт надземный конкорс остановочного пункта Матвеевская будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги (его официальное открытие состоялось 23 декабря)
7 декабря — введён новый остановочный пункт Аминьевская будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги вместе с пересадкой на одноимённую станцию метро Большой кольцевой линии, открывшуюся в тот же день; с с 27-го декабря здесь останавливаются поезда «Аэроэкспресса», следующие с Киевского вокзала в аэропорт Внуково
12 декабря — на участке Белорусская (Белорусский вокзал) — Савёловская временно введено реверсивное движение поездов из-за работ по расширению его до четырёх главных путей, два из которых займёт будущий МЦД-4
Планы по вводу объектов в 2022-м году
Официально сроки ввода объектов объявлены в «Отчёте по мониторингу реализации мероприятий Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2020-2024 гг. в IV квартале 2021 года», который доступен на официальном сайте Дирекции Московского Транспортного Узла. Несколько другие ориентировочные сроки даны в таблице, которую подписал Олег Белозёров, генеральный директор и председатель правления ОАО «Российские Железные Дороги» 23 декабря на официальном открытии после реконструкции Матвеевской.
Итак, по сумме данных из обеих таблиц график получается следующий:
март: открытие первой очереди нового остановочного пункта Минская на будущем МЦД-4 и Киевском направлении Московской железной дороги (в неё входят островная платформа №1 и бОльшая часть наземного вестибюля)
март — апрель: завершение реконструкции Толстопальцево, остановочного пункта будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской жел. дороги
март — май: завершение строительства железнодорожной линии к новому остановочному пункту Северного терминального комплекса аэропорта Шереметьево (первая очередь в режиме «шаттл» с Южным терминалом)
апрель — июнь: завершение реконструкции Мещерской, остановочного пункта будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской жел. дороги
апрель — июль: завершение реконструкции на Переделкино, остановочном пункте будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской жел. дороги
май: ввод нового остановочного пункта Печатники на Курском направлении Московской железной дороги и МЦД-2
июнь — сентябрь: ввод северного выхода и прямой пересадки на МЦК из южного выхода на остановочном пункте Окружная МЦД-1 и Савёловского направления Московской железной дороги
июль: ввод первой очереди наземного вестибюля остановочного пункта Каланчёвская (Площадь трёх вокзалов), отмена реверсивного движения на центральном участке МЦД-2 Курская (Курский вокзал) — Каланчёвская
сентябрь: завершение реконструкции остановочного пункта Лесной городок будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги
ноябрь: ввод первой очереди нового остановочного пункта Марьина роща на Рижском направлении Московской железной дороги, МЦД-2 и МЦД-4 (оба выхода, островная платформа для МЦД-2)
ноябрь: ввод второй очереди остановочного пункта Минская будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги (в неё входят островная платформа №2 и оставшаяся часть наземного вестибюля)
декабрь: завершение реконструкции остановочного пункта Тимирязевская МЦД-1 и Савёловского направления Московской железной дороги
декабрь: завершение реконструкции на станции Очаково будущего МЦД-4 и Киевского направления Московской железной дороги
декабрь: ввод на Киевском направлении Московской железной дороги 3-го главного пути на участке Солнечная — Апрелевка и 4-го главного пути на участке Киевский вокзал (Москва-Пассажирская-Киевская) — Апрелевка
4-й квартал: ввод северного вестибюля станции «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии метро, организация прямой пересадки на одноимённые остановочные пункты МЦК и МЦД-1 и Савёловского направления
4-й квартал: ввод станций метро «Марьина роща» и «Печатники» Большой кольцевой линии, организация прямой пересадки на одноимённые станции метро Люблинско-Дмитровской линии и наземных пересадок к одноимённым остановочным пунктам МЦД-2 и Рижского и Курского направлений
Планы по вводу объектов в 2023—2024-х годах
Отдельно на официальном сайте Мэра Москвы доступны планы развития на следующие годы:
2022—2023: ввод 3-го, 4-го главных путей участка Курская (Курский вокзал, Москва-Пассажирская-Курская) — Каланчёвская (Площадь трёх вокзалов), части будущего МЦД-4
2023: ввод соединительной ветви Киевского и Белорусского (Смоленского) направлений Московской железной дороги, части будущего МЦД-4, с тремя остановочными пунктами на ней — Поклонная, Кутузовская и Тестовская
2024: реконструкция участка Нижегородская (станция Карачарово) — Курская (Курский вокзал, Москва-Пассажирская-Курская) со строительством дополнительных главных путей Горьковского направления Московской ж/д (в том числе реконструкция остановочного пункта Серп и Молот и Курской)
2024: ввод 3-го и 4-го главных путей на участке Каланчевская — Марьина Роща, части будущего МЦД-4 (а также вторая очередь наземного вестибюля на Каланчёвской)
2024: реконструкция конечных станций оборота поездов МЦД-4 Апрелевка и Железнодорожная на Киевском и Горьковском направлениях Московской ж/д
Сюда же следует отнести и реконструкцию участка Беговая — Марьина роща будущего МЦД-4, реконструкцию и расширение до четырёх главных путей Митьковской соединительной ветви как части будущего МЦД-3, завершение реконструкции на станции Крюково (будущий МЦД-3 и Ленинградское направление Октябрьской железной дороги) и строительства остановочного пункта Ольгино (будущий МЦД-4 и Горьковское направление Московской железной дороги), строительства нового остановочного пункта Петровско-Разумовская на МЦД-1 и Савёловском направлении Московской железной дороги и перенос к нему остановочного пункта Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, перенос платформы Лианозово МЦД-1 и Савёловского направления Московской железной дороги и другие проекты.
На 2023—2024 годы запланирован запуск МЦД-3 «Крюково — Ипподром» (Ленинградско-Рязанский) и МЦД-4 «Апрелевка — Железнодорожная» (Киевско-Горьковский).
Отложено на 2025-й год и позже
Если с МЦД-3 и МЦД-4 всё более-менее понятно, то информация по МЦД-5 весьма противоречива. Тот же отчёт Дирекции Московского Транспортного Узла упоминает о том, что в 2022-м году начнутся проектные проработки по пятому диаметру. В то же время начальник Московской железной дороги Михаил Глазков утверждает, что МЦД-5 уже спроектирован. В его заявлении ТАСС встречается и откровенная чушь про якобы возможный маршрут вдоль МЦК через Московский Международный Деловой Центр «Сити». Уверен, что такой фантастический вариант даже не рассматривали, так как строить негде и поэтому очень дорого. А вот вариант через восточную часть МЦК, наоборот, показывали представители ГАУ «Институт Генплана Москвы» в 2020-м году, но почему-то его Глазков не конкретизировал, как и вариант с тоннелем через центр города, о котором также упоминал представитель Ген.плана. Думаю, тут единственное рациональное зерно то, что до 2024-го к МЦД-5 не приступят, но это было и так понятно ранее. В тот же день (28-го декабря 2021-го) МЦД-5 упомянул и Сергей Собянин, мэр Москвы, отвечая на вопрос в передаче «Наш город. Диалог с мэром», обозначив сроки его ввода как 2025—2026 год.
В конце 2021-о в социальной сети Facebook было опубликовано фото некоего документа, в котором утверждается о сдвиге сроков реализации второго этапа МЦД-1 на 2030-й год. Это 3-й и 4-й главные пути Савёловского направления Московской железной дороги между Савёловской (Савёловским вокзалом) и Лобней с реконструкцией некоторых промежуточных остановочных пунктов и строительством новых. При этом руководство города Лобня якобы планирует добиться от ОАО «Российские Железные Дороги» и Правительства Москвы переноса реконструкции станции Лобня на 2023—2025-й год. Это вполне в духе властей Подмосковья — не вложить ни копейки своих средств, «клянча» при этом ассигнований на свои нужды у других участников проекта МЦД (за другие объекты, реконструкция которых неизбежна, ведь кто-то заплатил). А ещё иногда получается построить что-то за счёт инвестора, как это должно произойти с остановочным пунктом Битца-2 на Курском направлении.
В конце 2020-го Координационный совет по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области оценивал сроки ввода вторых этапов МЦД-1 и МЦД-2 (дополнительные главные пути) как «после 2024-го года». Видимо, недостаток финансирования и инфляция снова скорректировали эти планы.
Таковы итоги 2021-го года и планы на будущие годы. Думаю, что следующий пост будет посвящён подборке актуальных кадров объектов, вводимых в 2022.
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.
|
</> |