Математическая реальность

топ 100 блогов wampus_99926.08.2023 Вопреки мнению большинства современных математиков, я, вслед за Пуанкаре, считаю математику частью физики, т. е. экспериментальной наукой. Слово «математика» означает «точное знание», и соответствующие открытия были получены из наблюдений явлений природы.
/В.И.Арнольд/

Чистая математика и физика становятся связанными все теснее, хотя их методы и остаются различными. Можно сказать, что математик играет в игру, в которой он сам изобретает правила, в то время как физик играет в игру, правила которой предлагает Природа.
С течением времени, однако, становится все более очевидным, что правила, которые математик находит интересными, совпадают с теми, которые избрала Природа.

/П.Дирак/

На мой взгляд, задаваться вопросами не менее интересно, важно и плодотворно, нежели искать и получать на них ответы. Здесь я собрал основные вопросы, касающиеся сущности математики и математической реальности (иногда называемой философами и математиками Платония) и их связи с реальностью физической:

1. "Непостижимая эффективность математики в естественных науках" (с). Так ли она непостижима? Математика – это только язык и инструмент или нечто большее (объективная реальность)?

2. Если материя подчиняется математическим законам, не означает ли это, что математика первична?

3. Если математика первична по отношению к физической реальности, не означает ли это, что существует математическая реальность? Можно ли говорить в этом случае о зависимости физической реальности от математической? Является ли физическая реальность лишь подмножеством математической?

4. Аксиомы математики. Их объективность/субъективность. Так ли уж они очевидны и универсальны для любых, самых экзотических вселенных?

5. Познаваемость математической реальности и ее законов. Открываем ли мы их или изобретаем?

6. Существуют ли математические структуры, порождающие физическую реальность? Уравнение Дирака как математический генератор реальности (см. здесь и здесь).

* * *

Сюда же следует добавить производные темы, касающиеся уже конкретных реализаций математики в физическом мире:

1. Сущность информации. Философия информации. Связь информации с математикой и математической реальностью.

2. Прикладные следствия информационно-математического подхода к пониманию природы физической реальности (понимание сущности пространства-времени).

3. Идеи А.Липовки о природе и причинах квантования энергии и роль во всем этом изменяющейся геометрии пространства-времени.

4. Динамика эволюции Вселенной, возможность изменения фундаментальных постоянных при расширении/сжатии Вселенной, следствия такого изменения.

5. Пятое измерение. Его физический смысл и связь с расширением пространства-времени.

6. Математика – нейросети – мышление. Математические основы мышления.

* * *

Не исключено, что все эти вопросы и попытки решения подобных проблем преждевременны в нашем нестабильном (скорее, уже метастабильном) мире, теряющем свои духовно-нравственные опоры и проваливающемся в трясину взаимного недоверия и жестокой борьбы за существование. Поэтому должны быть оставлены для более подходящих времен и совсем других поколений, которые не захотят использовать их во вред, и у которых мы по хорошему уже сейчас должны попросить прощения за то, что оставляем им такое промотанное и опасное наследство.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вчерашний пост про белое пальто навёл на мысль поговорить с сообществом. Представьте, что у вас есть ребёнок... с высокими потребностями и низкой ответственностью . Ну ничего такого, что обычно скрывается за эвфемизмом, просто действительно требовательный ребёнок. Требовательный ...
Раз уж тут неделя о детях, отбившихся от рук, то и я тоже внесу лепту. Тот самый кризис 7 лет может начаться ровно в 6? А то что-то деточку как подменили в последнее время. Такие вещи умные и взрослые стал выдавать, и словами, и поступками. Мы с мужем аж рот открываем от неожиданности. ...
Этот ролик снят телекомпанией ART LIS TV,которая снимает видео ролики для престижных ...
«Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, – все то препятствует развитию и благоденствию народа русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, – все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, ...
У мамы моей есть несколько учениц. И есть у этих учениц одна особенность: они, как начинают заниматься с моей мамой, у них начинают получаться вскоре отличные картинки. Это я осознанно хвастаюсь, да - мама у меня офигительный педагог. У нее все дети расправляют крылья, и круто так тво ...